Архитектор Ян Клостерман: «Нужно позволить природе занять первое место»

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Современным туристам недостаточно предложить красивые виды и комфортабельные отели. «РБК Тренды» поговорили с архитектором о том, как помирить природу и высокие технологии и как строительство может объединить людей

Об эксперте: Ян Клостерман — архитектор, директор компании CLOU architects (Китай). Член жюри открытого международного конкурса «РЕ: КРЕАЦИЯ», где выбирают проекты для создания всесезонного курорта в Приморском крае.

Фото: личный архив Яна Клостермана
Фото: личный архив Яна Клостермана

Социальная архитектура и многофункциональные пространства

— Какова ваша миссия как архитектора?

— Меня всегда интересовали пересечения городского планирования и архитектуры. Я осваивал профессию в Лондоне — малоэтажном перенаселенном городе. Ему потребовалось много времени, чтобы смириться с небоскребами. Но на самом деле, решение проблемы нехватки места и создания общественного пространства — в переосмыслении высотных зданий и больших комплексов, как это делают в Китае. По сути, у архитектора есть городское пространство внутри здания, а не его остатки между зданиями, и это меня очаровало.

Такой подход напоминает работы архитектора Джованни Батиста Нолли, создавшего знаменитые карты Рима. Обычно на плане изображали отдельные постройки: белые улицы и черные дома. А Нолли включил в свою карту все внутренние части церквей и пешеходные переходы под арками.

Карта Нолли
Карта Нолли (Фото: Википедия)

Моя главная миссия — относиться к коммерческой архитектуре как к музею или библиотеке. Торговые центры или сердце жилых районов — это места, которые собирают много людей и невероятно важны для восприятия города. Несмотря на все коммерческие ограничения я пытаюсь сделать эти пространства чем-то вроде подарка города своим гражданам. И если сделать эти локации настолько крутыми, что их будут обсуждать все жители, вокруг появится свое сообщество.

— Каким образом архитектура может объединить людей?

— Мы создаем публичные пространства и стараемся делать их многофункциональными. Например, ресепшн отеля — это не просто место для приема и регистрации гостей. Его можно превратить в социальный хаб, объединяющий людей. Например, организовывать там выставки или обустроить коворкинг.

Мы реализовали множество таких проектов в Китае: разбили сады на крышах высотных зданий и сделали их открытыми для всех жителей района. В таких пространствах можно проводить мероприятия, объединяющие людей — или наоборот, превратить их в убежища, где горожане могут отдохнуть от городской суеты. Здания забирают у города пространство — мы же его возвращаем.

— Влияет ли туристическая инфраструктура на местные сообщества?

— Одна из ключевых проблем Китая — отток молодых людей из деревень в большие города в поисках работы. Курорты в небольших населенных пунктах открывают новые возможности и рабочие места. И в идеале такой курорт должен быть доступен не только для отдыха гостей, но и для местных жителей.

Санья — самый известный тропический курорт Китая, туда приезжает много россиян. И на острове Хайнань есть территория, которая была застроена около 15 лет назад — залив Хайтан. Это очень длинный пляж, где есть все роскошные гостиницы международных компаний. При его планировании было допущено множество ошибок. Сейчас там около 30–40 отелей по 500 номеров, но совсем нет места для розничной торговли или местных ресторанчиков, которые и создают ощущение жизни.

Кроме того, чтобы защитить море, власти дали указание строить курорт подальше от береговой линии. Получается, вы идете к морю довольно долго, вам хочется присесть, возможно, перекусить, а кругом никакой гастрономии. Поэтому очень важно не просто строить огромные гостиницы, а создавать микс из пляжной и уличной жизни — это именно то, чего люди ждут от курортов.

Мне кажется, что наш проект курорта в японском городе Удзи привнес туда положительные изменения. Гости узнают, как местные жители ловили рыбу, собирали чай и проводили день. В то же время это попытка установить контакт с местным сообществом. Вы не столько находитесь на курорте, сколько становитесь частью маленькой деревни или города.

Фото:Freepik
Футурология Цифровые двойники и коливинги: тренды в архитектуре будущего

Зеленый туризм — тренд XXI века

— Как архитектура делает туристический опыт уникальным?

— Многие гости курортов приезжают из городов и хотят оказаться наедине с природой. Фактически это невозможно, но мы должны постараться создать это ощущение. Очень часто у архитекторов возникает искушение спроектировать нечто смелое, громкое, показное. Но настоящее искусство — позволить природе занять первое место.

— Какие проекты курортной архитектуры в мире нравятся вам больше всего?

— У нашей компании есть офисы не только в Китае, но и в Португалии. Азорские острова — удивительное место, почти похожее на Дальний Восток. Дикая, очень красивая природа посреди Атлантики, туда приезжает не так много туристов. Там есть курорт Santa Barbara Eco Beach Resort с современной архитектурой. Его здания облицованы пробковыми панелями, которыми славится Португалия. Из-за тропических дождей они изменили цвет со светло-коричневого, похожего на винную пробку, на темно-коричневый, почти черный. Получается, что климат придал минималистской архитектуре очень естественное ощущение. Вы чувствуете, что находитесь на краю света.

Santa Barbara Eco Beach Resort
(Видео: YouTube)

Что касается велнес-проектов, интереснее всего городские отели. Чтобы замедлить темп, архитектору чрезвычайно важно правильно сбалансировать места, где можно побыть в тишине и почитать книгу, и пространства, где гость может пообщаться с другими отдыхающими. Хороший пример — отель Aman в Токио. Для меня он воплощает атмосферу дзена, которую можно создать прямо посреди шумного города. Здесь можно забыть, где вы и откуда пришли.

— Возможно ли сделать курорт по-настоящему «зеленым»?

— Для этого есть много технических средств — системы сбора дождевой воды, солнечные батареи и энергоэффективные системы. Думаю, это уже стандарт, которому должны соответствовать экологически чистые курорты. Сейчас архитекторы стараются обеспечить естественную вентиляцию без кондиционеров. И конечно, при строительстве нужно стараться как можно меньше затрагивать окружающую среду.

Но недостаточно использовать натуральные или возобновляемые материалы или зеленые насаждения. На мой взгляд, именно просвещение делает курорт уникальным. Многие родители хотят иметь возможность показать детям частичку природы, о которой они знают только из книг, и я думаю, что эта тенденция будет только расти.

Если среда уязвима, например, там есть кораллы или иная редкая фауна — очень важно рассказывать об этих особенностях гостям и показывать, как можно защитить природу. Я сам бывал на курортах, где можно узнать о морских обитателях и о том, как они страдают от брошенных в море пластиковых бутылок. И это были не только вывески, но и ночные прогулки вдоль моря, и мероприятия по уборке пляжей. Уважение к природе должно быть заложено в планировку общественных пространств курорта.

— Природа и цивилизация кажутся полными противоположностями. Как соединить их посредством архитектуры?

— Сейчас мы работаем над проектом курорта, который находится недалеко от Ханчжоу и Шанхая. Там очень красивый бамбуковый лес. Мы используем довольно древнюю, традиционную для этих мест, технику возведения стен, которая называется землебит. Строится опалубка, а затем заливается изнутри землебитной смесью — это что-то вроде глины или кирпича-сырца. Идея в том, что у вас очень простые здания, и вам не нужны интерьеры или обои — вы как бы используете естественную отделку стены.

Но иногда эта проблема нерешаема. И тогда, наоборот, можно подчеркнуть контраст — как если бы кто-то уронил камень в лесу — вместо того, чтобы мимикрировать или имитировать традиционную архитектуру. Эту стратегию мы использовали в нашем курортном отеле в районе Уи (Цзиньхуа).

С точки зрения архитектуры, ощущение единения с природой создают плавные переходы между внешним и внутренним пространством. Другой способ сохранить природу на курорте — правильно группировать здания. Представьте, что вам нужно распределить по участку небольшие виллы с бассейном. Будет ошибкой расположить их равномерно так, чтобы каждая вилла получила по равному кусочку зеленой территории. Чтобы соединить их все, придется проложить множество путей между виллами — таким образом природа будет уничтожена. Вместо этого лучше строить здания небольшими группками — так у вас остаются нетронутыми огромные зеленые площади. Именно так когда-то жили люди в сельских поселениях: они располагали жилища по соседству, чтобы помогать друг другу. В проекте Уи мы специально построили все здания только с одной стороны участка, чтобы гости могли смотреть на зеленую гору без всяких построек, и у них создавалось ощущение дикой природы.

<p>Санкт-Петербург</p>
Зеленая экономика Как развивается ESG-туризм в России

Умные технологии

— У вас есть проекты технопарков. Как рассказать о науке и технологиях туристам, которые, возможно, этим никогда не интересовались?

— Приведу как пример наш проект «Лаборатория фермы Санья». Недалеко от пляжей расположена китайская «кремниевая долина» — научный центр, где проводятся сельскохозяйственные исследования. Здесь производится практически 80% семян генетически модифицированного риса, который выращивается в Китае. Большинство посетителей курорта даже не подозревает об этом интереснейшем месте. Мы сделали проект, ориентированный на ученых, которые приезжают туда работать. Но обычных туристов он тоже привлекает.

Это четырехэтажное здание площадью около 4 тыс. квадратных метров, в котором есть мини-музей, ресторан «от фермы до стола» и научная лаборатория, а также игровые площадки и библиотеки. Прозрачное здание спроектировано с учетом тропической погоды. Деревянная решетка обеспечивает тень и защиту от дождя. Это что-то вроде современной интерпретации местной архитектуры: из-за активного солнца в этом районе очень большие крыши и навесы. По лестницам гость постоянно переходит изнутри наружу и обратно. Заходит на выставку, где узнает о высокотехнологичных роботах, обедает в ресторане, а затем попадает на улицу и снаружи видит лабораторию, где работают ученые. Это немного похоже на аквариум — вроде бы развлечение, но полезное. Фактически, мы вовлекаем обычных туристов в науку.

— В некоторых ваших проектах, в частности, в технопарке Даррон в Циндао, используется геотермальная энергия. Насколько это эффективно прямо сейчас и какой потенциал у этой технологии?

— Геотермальный тепловой насос — удобный и экологически чистый способ охлаждения и отопления. Он также позволяет отказаться от обычного кондиционирования. Тепло извлекается из грунта и отводится обратно через воздушные полости под полом. Если говорить о застройке площадью около 100 тыс. м², то это очень эффективно.

На начальном этапе эта технология требует высоких затрат, но зато расходы на электроэнергию практически отсутствуют. В странах, где энергия дорогая, геотермальная энергетика перспективна. Но в Китае, где очень дешевое электричество, и в России, где много нефти и газа, подобные меры пока не совсем экономически эффективны. Для использования этих технологий нужна помощь правительства. И правительство Китая старается поддерживать такие проекты, чтобы осуществить переход к зеленой экономике.

— Какой, по вашему мнению, архитектура будет через 10 лет?

— Сейчас мы находимся на ранних стадиях развития искусственного интеллекта, который способен выполнять рутинную работу. Он становится очень важным инструментом. И задача архитектора — стать куратором, а может быть, немного диджеем. В то же время строительные технологии не развиваются столь же быстрыми темпами.

В целом, я не вижу глобального влияния ИИ на архитектурную индустрию. Но в то же время уже сейчас идет исследование, как желание уникальности, новизны и нового опыта будет сочетаться с этой новой роботизированной способностью, по сути, копировать и переделывать старые вещи. Как создать что-то новое в будущем — это увлекательный вопрос для всех нас. Я думаю, что произойдет, возможно, новая волна сдержанности и скромности.

Фото:Dalle-3
Индустрия 4.0 Почему искусственный интеллект (не) заменит архитектора

Новые локации

— Вы — член жюри архитектурного конкурса «РЕ: КРЕАЦИЯ», цель которого — найти интересные идеи для создания современного курорта в Приморье. Каков туристический потенциал этого региона?

— Приморье находится в самой восточной части континента, здесь невероятный климат и нетронутая природа. Для меня как для европейца Владивосток — это синоним края света. А еще у этого относительно нового города интернациональная и интересная история. С коммерческой точки зрения это похоже на рынок «голубого океана» — здесь практически нет конкуренции. Все это следует учитывать при создании курорта: он должен быть очень специфичным и подчеркивать ощущение пребывания на берегу моря, в условиях дикой природы.

— Какой вы видите его архитектуру?

— Как член жюри я не буду раскрывать все детали. Я думаю, что это чрезвычайно сложный конкурс. Для меня его главная задача — сдержанность. Решения должны быть смелыми и дальновидными. Но в то же время архитектору не нужно быть громким и вычурным, чтобы сделать что-то особенное. Ведь в Приморье столько красоты. И все, что хочется туда привнести, может ее погубить.

Обновлено 19.06.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть