От первых шагов до прорывных технологий
История развития отечественных беспилотных авиационных систем (БАС) началась еще в советский период. В 1960-х годах разработаны первые экспериментальные модели беспилотных летательных аппаратов, однако на тот момент технологический уровень не позволял полноценно реализовать их потенциал.
Серьезное развитие беспилотной авиации произошло в 1990-х годах, когда российские специалисты создали первые серийные образцы таких систем. В 1993 году в небо поднялся беспилотный вертолет «Ка-37», который выполнял задачи по наблюдению и разведке. В последующие годы Россия активно работала над усовершенствованием своих беспилотных авиационных систем. Ученые создали новые модели, такие как «Орион» и «Байкал»: эти системы оснащены технологиями, позволяющими выполнять широкий спектр задач — от разведки до доставки грузов.
Важный этап становления БАС в России — утверждение Стратегии развития беспилотной авиации до 2030–2035 годов. В ней определены пять ключевых направлений. Среди них:
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
- разработка и серийное производство отечественных БАС,
- развитие инфраструктуры (аэродромов, дронопортов и вертодромов),
- стимулирование спроса на БАС,
- подготовка специалистов для работы в беспилотной авиации.
Российский рынок беспилотной авиации уже превысил ₽13 млрд в 2021 году. В ноябре 2022 года вице-премьер и глава Минпромторга России Денис Мантуров заявил, что к 2030 году рынок может достичь ₽120 млрд. Количество произведенных беспилотников в 2021 году составило около 2,5 тыс., а в 2022-м — более 5 тыс. К 2026 году Россия намерена выпускать 18 тыс. беспилотных аппаратов ежегодно, что позволит удовлетворить 52% внутреннего спроса, а в 2030 году объем производства будет увеличен до 32 тыс. беспилотников. Этого количества хватит, чтобы обеспечить 70% внутреннего спроса.
Спрос рождает предложение
Ученые и разработчики внедряют инновационные решения для создания и совершенствования БАС в различных областях применения, а их успехи отмечаются на государственном уровне. Лучшие проекты 6 декабря 2023-го отметили на премии «Архитектура неба»: в этом году признание получили 44 проекта.
«Архитектура неба» — специальная номинация премии «Технологический прорыв», которая проводится с 2020 года. Организаторы премии — Платформа НТИ, «Университет 2035» и Фонд поддержки проектов НТИ. За три года ее лауреатами стали руководители и лидеры 170 российских компаний, научных и образовательных организаций, стартапов.
Дмитрий Песков, директор направления «Молодые профессионалы» АСИ, спецпредставитель президента России по вопросам цифрового и технологического развития:
«Наша премия посвящена востребованным технологичным решениям, изобретателям и предпринимателям нашей страны. Сегодня масштаб разворачиваемого в России производства дронов, степень его разнообразия, инженерные таланты наших конструкторских бюро и производителей превосходят все наши самые оптимистичные прогнозы. За прошедший год наши изобретатели добились потрясающих результатов. В следующем году мы ожидаем еще больше новых достижений и прорывных проектов».
Вадим Медведев, ректор «Университета 2035», гендиректор Фонда поддержки проектов НТИ:
«За прошедший год много всего произошло: мы стали сильнее в коллективе, в бизнесе и в стране. Ядро нашей беспилотной авиационной системы развивается комплексно, мы работаем над этим во всех сферах. Очередное тому доказательство — вручение премии «Архитектура неба-2023» самым востребованным технологическим предпринимателям, научным центрам и их прорывным решениям».
Тренды развития российской отрасли БАС
Номинации премии соответствуют тематике пяти федеральных проектов, входящих в нацпроект «Беспилотные авиационные системы», который будет запущен 1 января 2024 года. Эти номинации определяют и тренды развития отрасли в будущем.
Кадры для беспилотных авиационных систем
Создание многоуровневой системы подготовки кадров для новой отрасли — одна из главных задач. Власти планируют разработать профильные образовательные программы не только для средних и высших учебных заведений, но и для школьников. Обучение по новым программам начнется уже в 2024 году.
Некоторые организации уже сейчас готовят операторов беспилотников. Например, в номинации премии «Кадры для беспилотных авиационных систем» экспертный совет отметил достижение Координационного центра помощи Новороссии и его руководителя Александра Любимова. Центр занимается производством беспилотников самолетного типа с 2017 года и с лета 2022 года развернул программу по подготовке операторов беспилотников. На сегодняшний момент обучение прошли уже более тысячи специалистов.
Развитие инфраструктуры и систем сертификации БАС
Регулирование в области эксплуатации беспилотников не систематизировано, что создает риски и ограничивает развитие данной отрасли. В числе проектов, победивших в номинации «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем», — решение по интеграции дронов в единое воздушное пространство научно-исследовательского центра «Аэроскрипт». Награду получил гендиректор центра Алексей Хрипунов.
На первой в России цифровой платформе информационного обеспечения полетов дронов «Небосвод» центр производит интеграцию с китайскими беспилотниками DJI и дронами российских производителей, а также оцифровывает наземные риски при организации полетов. Платформа включает мобильные приложения. Система работает по всей стране с марта 2021 года.
Алексей Хрипунов:
«За последнее время нам многое удалось сделать: помимо дронов фирмы DJI, мы интегрировали в наше решение всех отечественных производителей беспилотников. Около 90–95% дронов, которые у нас в стране производятся или к нам завозятся, могут быть постоянно подключены к нашей платформе, их можно постоянно наблюдать онлайн, они могут получать данные по воздушной обстановке и другие рекомендации по полетам. Мы уже создаем условия для массового использования беспилотников, и когда дронов станет еще больше, чем сегодня, то у них не будет никаких проблем с перемещением и с безопасностью полетов».
Стимулирование спроса на отечественные беспилотные системы
Правительство страны решило активно вкладываться в развитие беспилотных технологий, сформировав и утвердив государственный гражданский заказ на период до 2030 года. Он включает в себя закупки беспилотников и услуг на их основе со стороны властей, госкорпораций и компаний с государственным участием.
Начиная с текущего года объем госзаказа составит ₽4,4 млрд, из этой суммы ₽2,6 млрд выделят из федерального бюджета, заявлял первый вице-премьер Андрей Белоусов. С 2024 по 2026 год потенциальный госзаказ увеличится до ₽93 млрд. К 2030 году его объем достигнет ₽188 млрд.
Эксперты и представители бизнес-сообщества уже рассчитали финансовые перспективы отрасли. Один из таких специалистов — гендиректор ассоциации «Аэронекст» Глеб Бабинцев. Благодаря работе ассоциации подготовлены более 15 инициатив по актуализации законодательных требований и решения для устранения административных барьеров в области БАС. Предложения членов ассоциации легли в основу поручений президента России по вопросам развития БАС и включены в Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года. Поэтому Глеб Бабинцев стал победителем номинации «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные системы».
Глеб Бабинцев:
«Наша общая задача — выстраивать сложную систему коммуникаций, технологий и сценариев будущего в сфере БАС, к которой мы еще пока не приблизились. Создание архитектуры будущего неба и авиации — сложнейшая наукоемкая работа, которая поддается только увлеченным людям. За 2022–2023 годы мы провели огромное количество аналитики и экспертизы, подготовили предложения по разработке нормативно-правовых актов в сфере БАС. В результате мы пришли к выводу, что современная роботизированная и интеллектуальная авиация нуждается в новой «архитектуре», в которую входят необходимая для полетов дронов инфраструктура и поддерживающие сервисы, обеспечивающие высокую степень автономности работы. В нашей стране уже создаются такие решения, и мы продолжим работу в этом направлении».
Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих
Несмотря на быстрое развитие беспилотных систем, существует ряд проблем, которые затрудняют ее полноценное функционирование. Одна из основных — отсутствие системы производственной и технологической кооперации по ключевым узлам и комплектующим. Большая часть необходимых компонентов приходится импортировать. Например, практически 100% электродвигателей и двигателей внутреннего сгорания для беспилотных систем приходится привозить из-за рубежа.
В номинации «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих» премию получил директор «Лаборатории будущего» Александр Лемех за проект мобильной зарядной станции для дронов от линий электропередачи. Зарядная станция «Гнездо» предназначена для дронов мультироторного типа массой до 20 кг, мощность самой станции — 80 Вт, что обеспечивает заряд любых коммерческих дронов в данном весовом сегменте.
Установка и снятие станции с линий электропередачи проводится другим дроном и не требует отключения линии. «Гнездо» подзаряжает бортовые аккумуляторные батареи беспилотников, которые беспрерывно наблюдают за местностью, выявляют лесные пожары, ищут людей, занимаются съемками, обслуживают линии электропередачи и трубопроводов.
Павел Камнев, коммерческий директор «Лаборатории будущего»:
«ЛЭП сегодня очень недооценены со стороны разработчиков БАС, ведь они есть по всей стране и, в частности, могут формировать транспортную инфраструктуру для беспилотников массой до 20 кг. Также возможности ЛЭП могут использоваться для доставки грузов дронами не на сотни, а на десятки тысяч километров. Наши разработки — лишь сотая часть тех новых решений, которые были выпущены нами, отработаны и представлены заказчикам в этом году. Также в этом году мы открыли академию БАС, где опытные инструкторы учат молодых ребят управлять дронами. Еще в начале года мы не могли представить, что среди наших партнеров окажутся Росатом, Минздрав России, МЧС, центры медицины катастроф и лесоохраны. Мы готовы принимать новые вызовы рынка и отвечать на них».
Перспективные технологии
Российские компании активно трудятся над разработкой и производством беспилотников для коммерческих и гражданских целей. В номинации «Перспективные технологии для беспилотных авиационных систем» экспертный совет премии выделил прототип вертолетного беспилотника на базе грузового борта SH-750 компании «Аэромакс», работающий на водородных топливных элементах. В числе победителей также есть разработчики НПО «Радар ммс» за создание вертолетного беспилотника и авторы беспилотного самолета «Партизан» из Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С.А. Чаплыгина.
Сергей Шейфер, руководитель лаборатории проекта «Партизан»:
«Мы проделали большую работу, впереди нас ждут летные испытания демонстратора. Сейчас мы проводим статические испытания, уже подготовлен первый экземпляр аппарата. До мая следующего года мы будем подтверждать его летно-технические характеристики. Надеемся, что беспилотный аппарат в итоге поднимется в воздух и после этого будет доступен для лизинга».
Аппарат сможет взлетать и садиться на площадку размером 50 на 50 м с высотой препятствий до 15 м. Дальность полета составит 1 тыс. км, максимальная скорость — свыше 300 км/ч, вес полезной нагрузки — до 1 т. Самолет также разрабатывается в пилотируемом варианте. Сейчас уже изготовлен первый экземпляр «Партизана», с декабря запланированы летные испытания для подтверждения его летно-технических характеристик.