Что происходит
- Группа инженеров из Казани разработала первый в мире беспилотный автомобиль на базе Hyundai Solaris, оснащенный системой искусственного интеллекта, который может принимать практический экзамен на водительские права без участия инспектора ГИБДД.
- Для выявления нарушений ПДД специалисты оснастили автомобиль спутниковой связью, несколькими камерами и специальными сенсорами. Также в автомобиль встроена специально обученная нейросеть, которая распознает дорожную разметку и сигналы светофора, — эти элементы недоступны для определения с помощью радара.
- По словам разработчиков, использование ИИ позволить исключить субъективный подход инспектора ГИБДД к людям, сдающим экзамен на права. Тем не менее, на первых этапах тестирования беспилотника инспектор все же будет находиться в машине, — он будет контролировать работу автомобиля, а также принимать окончательное решение.
Что это значит
По данным МВД, на территории РФ лишь треть всех попыток сдачи на права проходит успешно с первого раза, а остальным экзаменуемым приходится идти на пересдачу. Многие винят в этом субъективную оценку инспектора ГИБДД, — именно тут в игру может вступить автомобиль с искусственным интеллектом.
Ранее сообщалось, что ГИБДД планирует начать использовать беспилотные автомобили для сдачи экзамена на права с 2025 года, — транспортное средство будет оснащено камерами, сенсорными педалями и планшетом, который станет «электронным инспектором», задающим маршрут. Тем не менее, ведомство не сообщало о планах заменить живого инспектора искусственным интеллектом, — встроенные «умные» системы будут лишь помогать экзаменатору.
Несмотря на то, что российские специалисты первыми разработали беспилотный автомобиль со встроенной системой искусственного интеллекта для сдачи экзамена на права, в мире уже существуют системы на основе нейросетей, созданные для проведения тестирования на водительские права. Например, компания Microsoft запустила проект HAMS, в рамках которого вместо живого инспектора навыки вождения оцениваются смартфоном, оснащенным искусственным интеллектом, который с помощью передней и задней камеры девайса наблюдает за водителем и дорожной ситуацией, а в конце экзамена генерирует отчет и оценку. В настоящее время данная система используется в индийском городе Дехрадун.