«Прислуга» для дрона: какие технологии помогают беспилотникам

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Для безопасного и эффективного применения беспилотников в небе, роста российского рынка дронов нужно развивать и внедрять сопутствующие технологии. О том, что уже создано и работает — рассказываем в материале

Беспилотные воздушные суда (БВС) нашли свое применение практически во всех секторах экономики, рынок беспилотников в России растет от года к году. И здесь немаловажно внедрение различных технологий, которые будут создавать безопасную для работы аппаратов в небе инфраструктуру, а для их пользователей — еще и максимально удобную. Такие технологии разрабатывают и выводят на рынок компании-участники рынка Национальной технологической инициативы (НТИ) «Аэронет» (AeroNet).

Андрей Потемкин, заместитель гендиректора компании «Авиателекоминвест»:

«Чтобы рынок беспилотников в России активнее развивался, недостаточно разрабатывать сами аппараты и выводить их сотнями на рынок. Важно создавать и внедрять технологии, которые позволят этим аппаратам безопасно летать в воздушном пространстве, эффективно выполнять задачи. Нужно создавать и внедрять бортовые системы, наземную инфраструктуру и сервисы, которые позволят задействовать беспилотники в экономике России. И тогда их производить будут уже не сотни, а тысячи».

Воздушный патруль

Прежде чем беспилотник поднимется в небо, его владелец обязан получить разрешение на использование воздушного пространства или, проще говоря, на полет. Сделать это можно несколькими способами: подать план полета в орган Единой системы организации воздушного движения или воспользоваться специальными онлайн-сервисами, которые выполнят всю эту работу за пользователя.

Первая отечественная цифровая платформа «Небосвод» позволяет получить разрешение на полет беспилотника за 10-15 минут. IT-разработка научно-исследовательского центра «Аэроскрипт» (участник рынка НТИ AeroNet) представляет собой распределенное облачное решение и работает на территории всей страны, охватывая самое большое в мире воздушное пространство — 17 млн км2.

Фото:Shutterstock
Экономика образования Юрист для дрона: кто возьмет на себя правовые риски использования робота

Помимо этого, «Небосвод» предотвращает возможные столкновения дронов в небе, обеспечивая бесконфликтное воздушное движение и информационную безопасность полетов (защиту каналов связи, устойчивость к кибератакам). Также платформа получает данные от любых средств наблюдения, отображая картину реальной воздушной обстановки, производит электронную идентификацию беспилотника, сохраняет цифровой след — его и внешнего пилота.

Зарина Хубежова, пресс-секретарь научно-исследовательского центра «Аэроскрипт»:

«Помимо основного веб-приложения «Небосвод» мы запустили первое российское полноценное мобильное приложение платформы для iOS и Android. Оно поддерживает весь функционал веб-версии и делает удобнее работу пользователей с мобильных устройств, предоставляя информацию о структуре воздушного пространства и автоматизируя получение разрешения на выполнение полетов дронов. Мы также добавили возможность авторизации по Face ID и Touch ID, механизм поиска по городам. И улучшили механизм построения плана полета».

Компания «Флай дрон» (участник рынка НТИ AeroNet) создала цифровую экосистему FlyDrone с сервисами для владельцев беспилотников и потребителей услуг с их использованием.

Никита Данилов, генеральный директор «Флай дрон»:

«Платформа позволяет заказчику в максимально удобной цифровой среде подобрать исполнителя и реализовать все стадии контракта, а исполнителю не только получить работу, но и согласовать полет и застраховать свой беспилотник. Процесс развития платформы не останавливается ни на один день, а работа напрямую с клиентами дает нам не только качественную обратную связь, но и задачи по новым инструментам и партнерствам со школами операторов, страховыми компаниями, финансовыми институтами и производителями БВС и навесного оборудования».

Обеспечение безопасности

Пока что беспилотные воздушные суда, представляющие коммерческий интерес для пользователей, летают в специально выделенных зонах, но по мере развития технологий они будут интегрированы в единое с пилотируемой авиацией воздушное пространство.

Одно из базовых условий этой интеграции — наблюдение за полетами пилотируемых и беспилотных воздушных судов. И для этого компания «Авиателекоминвест» внедряет в России многопозиционные системы наблюдения (МПСН) «Альманах».

Андрей Потемкин:

«Система работает со всеми типами бортовых ответчиков и устойчива к нарушению работы глобальной спутниковой навигационной системы, спуфингу и кибератакам. «Альманах» имеет высокий темп обновления информации (до 1 секунды) и самую высокую точность определения местоположения воздушных судов из всех средств вторичной радиолокации, сертифицированных по стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО). МПСН принята ИКАО в качестве основного средства наблюдения на перспективу до 2040 года и рассматривается ей и международными организациями по стандартизации аэронавигационных технологий в качестве наземного сегмента перспективных систем предупреждения столкновений, предназначенных для интеграции БВС в единое воздушное пространство».

Система уже работает в российских аэропортах, среди которых — Пулково (Санкт-Петербург), Толмачево (Новосибирск), Кольцово (Екатеринбург), Пашковски (Краснодар), а также за рубежом.

Обеспечить безопасность полетов пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов в едином воздушном пространстве позволит и первая в мире многофункциональная радиотехническая система «Корма», разработанная компанией-участником НТИ AeroNet «Навигатор». Мобильная версия системы весом в 15 кг (поэтому разработчики неофициально называют ее «аэродром в чемодане») помогает летательным аппаратам приземляться даже на необорудованных аэродромах, обеспечивает маршрутную навигацию дронов и пилотируемой техники, а также наблюдение за воздушной обстановкой.

Сергей Бабуров, генеральный директор АО «Навигатор»:

«Экспериментальный образец системы проходит предварительные испытания, которые будут завершены до конца 2022 года. «Корма» позволит использовать беспилотники для решения большого круга задач и обеспечит посадку летательных аппаратов на необорудованные площадки. Радиус действия системы в условиях прямой видимости — около 300 км. В сложных условиях или при воздействии помех радиус действия снижается до 100 км. Этого достаточно для захода на посадку, выполнение которой начинается не более чем за 50 км до посадочной полосы».

И даже порт для дронов

Компания HIVE (участник рынка НТИ AeroNet, входит в экосистему Gaskar Group: российский IT-интегратор производит продукты для строительства и горной добычи) вывела на рынок одноименную автономную роботизированную станцию для обслуживания беспилотников, которая позволяет пользователю удаленно в любое время и место отправлять дрон со станции на задание. Требуется только доступ в интернет.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Беспилотник спешит на помощь: как дроны облегчают исследование Арктики

Внутри дронопорта — трехосевой робот-манипулятор, который меняет беспилотнику аккумуляторную батарею и готовит его к следующему полетному заданию менее, чем за 3 минуты. При этом HIVE заряжает одновременно четыре пары батарей, что обеспечивает практически непрерывную готовность дронов к полету.

Игорь Афанасьев, генеральный директор Gaskar Group:

«Беспилотники — это уже наша реальность. Но сделать их работу автономной — настоящая революция. Сейчас мы идем по пути внедрения наших программно-аппаратных комплексов на строительных площадках Москвы. Дронопорт можно использовать для мониторинга и контроля безопасности, экологических угроз. В условиях городской среды дронопорт собирает аналитические данные для улучшения транспортной ситуации на дорогах, контроля проведения строительных работ и динамики строительства, мониторинга благоустройства города и контроля работы служб ЖКХ».

Обновлено 26.10.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть