Банкинг как сервис: почему все должны знать об этом тренде

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Модель «Банк-как-сервис» может помочь бизнесу экономить, масштабироваться и повышать лояльность клиентов. Подробнее о концепции — в материале «РБК Трендов»

Об эксперте: Павел Бутенко, продакт-менеджер red_mad_robot.

Современные банки похожи на продуктовые магазины: клиент может прийти туда и выбрать себе товар по вкусу — кредит, рассрочку, дебетовую карту или долю в ПИФе (паевом инвестиционном фонде). Долгое время бизнес объединялся с банками для взаимной выгоды — например, в магазинах бытовой техники стояли банковские стенды, где можно было оформить покупку в кредит. Сегодня крупные компании и финтех-стартапы хотят предлагать банковские товары пользователям напрямую. И это стало возможным — благодаря появлению концепции Banking-as-a-Service (BaaS). Как этот тренд изменит российский бизнес и рынок финансовых услуг, рассказывает Павел Бутенко, продакт-менеджер red_mad_robot.

Не банк, но финансовый партнер

Модель BaaS нужна тем компаниям, которые хотят предоставлять пользователям типично банковские услуги, но при этом сами не хотят становиться банками. Самый простой пример: маркетплейсу нужно настроить процессинг (проверку и обработку реквизитов вашей карты и платежей с нее) и эквайринг (прием безналичной оплаты), но платить обычную банковскую комиссию — это слишком дорого. Можно было бы вложиться и создать всю инфраструктуру для процессинга и эквайринга самостоятельно. Но это большие вложения времени и денег: только на закупку оборудования нужно потратить миллионы, а на настройку и отлаживание процессов может уйти от нескольких месяцев до нескольких лет.

С появлением BaaS все стало решаться намного проще. Суть этой модели в том, что существующие банки сдают в аренду свою инфраструктуру тем компаниям, которым она нужна для предоставления финансовых услуг. Интеграция по API (описание способов взаимодействия одной компьютерной программы с другими) делает весь процесс подключения быстрым и несложным, а в качестве арендных платежей бизнес отдает небольшую комиссию с транзакций — и она обычно меньше стандартной банковской. В этом заключается одно из важных преимуществ BaaS для бизнеса, но это отнюдь не единственная выгода работы по этой модели.

Банкинг как сервис для компании — это одна из точек роста. Само по себе предоставление такой услуги может увеличивать продажи. Взять, например, «Яндекс.Маркет»: на площадке ввели оплату «сплитом» — вариант рассрочки от шести недель до шести месяцев. А при покупке на Ozon и оплате с помощью «Ozon Карты» цена товара меньше — в случае с ноутбуком и смартфоном разница может быть в несколько тысяч рублей. Как скидка, так и рассрочка повышают вероятность, что человек в итоге оформит покупку.

Оба маркетплейса имеют возможность предлагать такие акции, потому что они владеют банками. Банки были куплены корпорациями и переименованы, соответственно, в «Яндекс Банк» и «Ozon Банк». Так было не всегда: сначала компании проверяли гипотезу, пользуясь инфраструктурой партнеров. Только убедившись в том, что модель работает, они решили инвестировать в покупку собственных финансовых институтов.

Менее крупные компании не имеют таких ресурсов, чтобы основать свой банк. Зато они могут арендовать банковскую инфраструктуру по модели BaaS — и предлагать такие же выгодные условия, как топовые маркетплейсы, что сделает их более конкурентоспособными.

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 Как создать мобильный и интернет-банк для бизнеса нового поколения

Как еще бизнес может заработать с помощью BaaS?

Быстрее масштабироваться

Банкинг как сервис позволяет бизнесу быстрее открывать точки в офлайне. Обычно, чтобы подключить оборудование в новом офисе и настроить эквайринг, нужно 15–20 дней, а иногда процесс занимает до двух-трех месяцев. Если же компания работает по принципу BaaS, ей достаточно один раз заключить договор с банком, и все будет настроено под процессы этого бизнеса, нужное оборудование в нужном количестве будет предоставляться в аренду.

При масштабировании головной офис будет выступать для филиалов в роли «банка», поставляя им готовое оборудование. В таком случае подключение новой точки займет около недели.

Запускать нишевые сервисы

Финтех-стартап или компания, для которой финансовые услуги не являются ключевым бизнесом, могут захотеть запустить для удобства клиентов платежный сервис. В случае со стартапом основатели, например, придумали удобный интерфейс, но не хотят сами вкладываться в создание инфраструктуры для проведения платежей. А для нефинансовой компании это просто неприоритетная сфера деятельности, но они бы хотели давать клиентам возможность переводить деньги между счетами: это повысило бы лояльность к ним и в целом позитивно сказалось на бизнесе.

Арендовать платежный сервис у банка за комиссию с каждой транзакции — отличный выход в обеих ситуациях. Стартапу это позволит войти на рынок с минимальными вложениями, а непрофильной компании — сэкономить в десятки раз и даже, возможно, заработать на этой дополнительной услуге.

Принимать оплату по СБП

Любой бизнес может распечатать QR-код и поставить его в своей торговой точке, чтобы покупатели расплачивались с его помощью по Системе быстрых платежей. Но это удобно только офлайн-компаниям, причем в основном тем, у которых невысокая проходимость. При высокой проходимости первыми страдают именно скорость и удобство платежей.

При этом оплату по СБП можно встроить прямо в интерфейс интернет-магазина. Но для этого нужен доступ к банковской инфраструктуре. Арендуя ресурсы банка — в данном случае его технических специалистов, — можно получить такой сервис, благодаря которому бизнес сможет увеличить свои продажи.

Выпускать собственную карту

Мы уже привели пример, как Ozon мотивирует к покупкам, предлагая скидку при оплате собственной «Ozon Картой». Но это не единственный способ для бизнеса использовать свою именную банковскую карту с выгодой для себя.

Собственные карты уже есть у «Магнита», Wildberries, «Яндекса», МТС. За счет этого компании экономят на эквайринге, что дает возможность предоставлять бонусы клиентам: скидки, кешбэк или баллы. Плюс само по себе наличие такой карты делает человека лояльнее: он скорее зайдет за продуктами в «Магнит», если пользуется его брендированной картой и копит там бонусы.

Фото:пресс-служба «Альфа-банка»
Индустрия 4.0 Кешбэк и lifestyle: как крупный банк перепридумал программу лояльности

Что нужно бизнесу, чтобы запустить сервис по модели BaaS

В этом процессе участвуют три стороны:

  • банк;
  • BaaS-платформа;
  • клиент — финтех-компания или бизнес из другой сферы, который хочет интегрировать банковскую услугу в свой продукт.

BaaS-платформа — это такое пространство для интеграции, которое разворачивается поверх клиентской и банковской инфраструктуры. Там прописывается вся бизнес-логика сервиса. Можно было бы сделать универсальное приложение, через которое все клиенты подключали бы услуги по BaaS-модели: заходите, выбираете рассрочку, нажимаете «интегрировать» — и вот в вашем интернет-магазине уже появилась опция «оплатить товар по частям». Но, несмотря на кажущееся удобство, реализовать это в реальности пока не получается: слишком сложны и разнообразны процессы у банков и их компаний-клиентов.

Будущее BaaS

В 2022 году размер рынка BaaS оценивался в $390 млрд, а к 2027 году прогнозируется его рост до $1,56 трлн. Лидеры европейского бизнеса считают, что сервисы на базе BaaS станут мейнстримными уже в ближайшие пять лет. Двигателем этого процесса станет текущий кризис: стоимость жизни растет и сэкономить хотя бы несколько процентов на эквайринге — это значит предоставить покупателям более конкурентные цены и получить больше продаж.

В России основные потребители BaaS — это крупные корпорации с большим количеством дочерних компаний, вертикально интегрированные холдинги. Но будут заходить на рынок и финтех-стартапы, и компании из неожиданных отраслей — как девелопер «Самолет», который планирует запустить свой цифровой банк. Оценка рынка b2b-приложений, которые будут созданы для компаний на основе модели BaaS — ₽100 млрд. Скорее всего, будет появляться все больше игроков, которые специализируются на разработке бизнес-приложений для BaaS.

Что касается конечных потребителей, для них будет размываться граница между банком и небанком. Не только платежи, но и другие финансовые услуги будут бесшовно встроены в бигтех- и ретейл-платформы, что приведет к тому, что потребность в традиционных банках станет ниже.

Обновлено 09.10.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть