Алексей Каленчук: «VR и AR — это лучшее, что случалось с человечеством»

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Рынок VR и AR похож на океан с регулярными волнами. Кажется, все стихло и перспектив нет, но приходит новая волна, за ней — следующая. Кто генерирует волны? На что делают ставки в индустрии? Разбираемся с экспертом

В 2023 году РБК исполняется 30 лет. В рамках юбилея мы решили не оглядываться назад, в прошлое, а наоборот — посмотреть вперед, в будущее.

Команда «РБК Трендов» подхватывает инициативу: на сайте проекта будут появляться колонки визионеров из сферы науки, образования, технологий, общества, экологии, образования. Вместе с ними мы попробуем представить, как будет меняться мир в течение 30 лет, каким он будет в 2053 году и какое место в нем будет занимать человек. Проект не предполагает точных прогнозов, вместе с экспертами мы пытаемся представить возможные направления и сценарии развития нашего общества, основываясь на трендах настоящего.

Об эксперте: Алексей Каленчук, директор направления AR/VR, Gamedev, NewMedia Фонда «Сколково» (группа ВЭБ.РФ).

Что происходит на рынке VR/AR сейчас

— Какие ожидания у инвесторов и крупных корпораций относительно рынка VR/AR?

— Будем честны: по состоянию на сентябрь 2023 года рынок виртуальной и дополненной реальности находится в крайне сложном положении. Метавселенная Цукерберга явно пошла на спад, уступив место и в головах людей (даже в голове самого Марка), и в новостных заголовках ChatGPT и другим генеративным нейросетям. И вроде бы, хайп совсем затих, но вдруг в конце тоннеля засиял призрачный свет гарнитуры Vision Pro от Apple.

— На чем еще держится современный хайп, какие обещания продают потребителям, акционерам и инвесторам?

— Ответы крайне просты: ключевой технологической магией виртуальной реальности был, есть и, главное, будет эффект иммерсивности. Или иначе — эффект присутствия. Это то, что обеспечивает обман системы восприятия человека и создает ощущение, будто вы на самом деле находитесь в другом, пусть и виртуальном, мире. При этом вы осознаете, что шлем VR на вас надет, но взаимодействуете с виртуальным миром так, будто он настоящий.

А вот с дополненной и смешанной реальностью (это та, которая смешивает виртуальные объекты и реальный мир — MR) все не так очевидно, хотя и давно известно. И провалившийся проект Magic Leap, и обещания Apple с их новой гарнитурой сводятся к полной замене всех экранов вокруг вас одной-единственной гарнитурой. Если вы не осознаете, сколько экранов вокруг вас, то вот лишь небольшой перечень того, что окружает 80% жителей мегаполисов: экран смартфона, телевизор, экран компьютера, экраны рекламных билбордов, цифровые поверхности с объявлениями в транспорте, «умные» часы. Экраны, экраны, экраны… Попробуйте как-нибудь посчитать, сколько их проскальзывает мимо вас за один день бодрствования. Десятки, если не сотни. Именно в этом весь «дизрапт» и сила обещаний, транслируемых нам и инвесторам. И это я еще не упомянул наушники True Wireless, которые по своей сути вполне тянут на дополненную реальность в формате аудио, — просто подумайте об этом.

И как бы ни были убедительны скептики, именно эти ставки сохранятся и в настоящем, и в будущем до тех пор, пока их не реализуют, потому что лучше будет только нейроинтерфейс. После этого концепция метавселенной уже не кажется особенной и малореалистичной.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 VR, вождение и искусство: как нейроинтерфейсы входят в нашу жизнь

Как дела у метавселенных

— Почему возникла и куда делась метавселенная?

— Метавселенная — это «киберпространство», которое возникает на стыке всех современных сквозных технологий. Его появление пророчили еще писатели-фантасты. Но это «киберпространство» до сих пор не может обрести формы, которые можно было бы однозначно пощупать (то ли дело нейросети). Криптовалюты и цифровые криптоактивы, цифровые двойники и генеративные нейросети, 5G, Wi-Fi 6 и вся сетевая инфраструктура, тысячи популярных виртуальных миров, фотореалистичная компьютерная графика — каждая из этих технологий уже удивляет. А в этой концепции VR/AR был лишь одним из компонентов, связанных с интерфейсом доступа, — качественно новым и иммерсивным. И каждая из технологий вполне осязаема, но так ли они связаны между собой, видим ли мы эффекты, усиливающие друг друга? На удивление — все еще нет. И в будущем нам только предстоит узнать, какие синергетические эффекты может обрести наш мир, когда драконы сквозных новых технологий сплетутся воедино. Кстати, мы с группой исследователей — Константином Кичинским и Екатериной Филатовой — сделали обзор на такой набор проявлений в корпоративном секторе, который уже сейчас очерчивает будущее.

— То есть мы живем в прообразе метавселенной?

— Цифровой удаленный «импульс» пандемии открыл совершенно невероятные горизонты. Изолированный житель мегаполиса буквально стал жить в метаверсе. Пандемия показала новое поведение людей и ускорила цифровизацию всего, что хоть как-то было цифровизировано. По одному из исследований, современный человек потребляет цифровые продукты дольше, чем бодрствует. И хотя технологии трансляции цифрового контента в ваши сны пока еще нет, но мы очень часто стали потреблять контент сразу из нескольких цифровых каналов: серфинг соцсетей и прослушивание подкастов, работа с документами на фоне музыки из «умного» плейлиста. А о том, что это все еще может быть в формате видеоконференции, как и о том, что участники умудряются параллельно смотреть сериалы и играть в игры, даже говорить не приходится. Бодрствуете 16 часов, а потребляете на все 18, а то и 20 часов цифрового контента. Мультимодальное восприятие — уже реальная реальность. Не знаю, почему люди так боятся жить в VR-очках, если мы и так там по уши. Мы уже полностью окружены цифровым полем и активно в нем живем. А венчурные инвесторы в ожидании Next Big Thing делают свои ставки на тестирование гипотез будущего в этой концепции.

Экономика инноваций Когда технологии VR и AR будут доступны всем: подкаст РБК Тренды

VR или AR: за чем будущее?

— И все же как будет выглядеть будущее устройств VR и AR?

— Мне кажется, эксперты давно пришли к консенсусу. Прежде всего, границы между виртуальным и реальным мирами будут стираться. Но стирать их будут через легковесные устройства. Представьте себе самые обычные очки с чуть более широкой дужкой, которые можно будет носить целый день. А чуть позже это вполне могут быть комфортные для длительного ношения линзы. И да, эти устройства заменят вам все остальные, потому что это будет удобно. Не придется сгибаться над смартфоном или даже поднимать руку с часами. Все уже будет перед вами в самый нужный момент. Именно такой образ является целевым для всех современных производителей VR/AR-устройств.

— С чего начнется VR-революция?

— Если верить Apple (а до этого Magic Leap), с того, что вы не будете замечать, что вы находитесь в VR. Знаете, такой «тест Тьюринга» для реальности. Надели очки — и не понимаете: это настоящее вокруг или нет. И после этого экраны будут не нужны. Кажется… По крайней мере, мы узнаем это после поступления в продажу Apple Vision Pro, намеченное на начало 2024 года.

— А что с российским VR/AR-будущим?

— Российские разработчики софта для VR/AR точно находятся в потоке мирового уровня разработок, и примеров тому десятки. Только среди резидентов «Сколково»: Modum Lab, Varwin, VR Concept, «Медвиар», «Некст Спейс», «Хелло ИО», «Визионеро». А вот с железом все крайне сложно. Есть наработки компонентов и даже прототипы гарнитур, например, от резидентов «Сколково» «Альт», Total Vision, BRIO MRS, НПО «ВАРЯ», VRDiver. В комплексе они делают весь необходимый стек для отечественного VR-шлема. Но серийного устройства пока нет. Не потому, что его некому разработать, — таких голов и рук у нас хватает. Но вот окупить подобное устройство на рынке РФ даже при высоком проникновении будет достаточно тяжело. Зачем смотреть далеко в будущее — можно просто экстраполировать страновой опыт разработки отечественного смартфона.

— А что нас ждет после VR/AR-будущего?

— До появления нейроинтерфейсов технологии VR/AR — это лучшее, что случалось с человечеством. А потом нейроинтерфейсы, скорее всего, дадут человеку новые функции для связи мышления и восприятия с компьютерами.

В какое будущее смотреть, если хочется стать частью современной или будущей VR/AR-индустрии?

  • Слушать VR-подкаст «Ныряем».
  • Изучать современный инструментарий VR/AR-разработки. Он базируется на современных игровых движках и очень близок к игровой разработке (интерактивным цифровым продуктам).
  • Создавать технологии и проводить исследования по открытым технологическим задачам, особенно на пересечении передовых сквозных технологий.
Обновлено 27.12.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть