Что такое AR и чем дополненная реальность отличается от виртуальной

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Дополненная реальность помогает бизнесу обучать сотрудников и привлекать клиентов, а через восемь лет ее рынок вырастет в 36 раз. Но для большего эффекта нужны инвестиции в оборудование, готовы на них не все

Содержание:

Что такое дополненная реальность (AR)

Дополненная реальность, или AR (от англ. Augmented Reality) — это технология, которая накладывает цифровую информацию на реальные объекты. Человек может взаимодействовать с ней через устройства — смартфоны, планшеты или специальные очки.

Чем дополненная реальность отличается от виртуальной

Если виртуальная реальность погружает пользователей в полностью цифровую среду — сцены из фильмов и игр или даже природный ландшафт экваториальной Африки, — то с дополненной реальностью все иначе. Она не заменяет реальное пространство сгенерированным, а лишь вносит изменения в виде новых объектов. Условно говоря, создает мост между цифровым и физическим мирами.

За 2023 год рынок дополненной реальности вырос почти на 10%, а число зарегистрированных компаний превысило 26 тыс. [1]. Технология используется в маркетинговых кампаниях, на производстве и в ряде других сфер.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Как виртуальная реальность поможет предотвращать преступления

Как работает дополненная реальность

Все завязано на устройствах. Пользователь направляет камеру, после обрабатываются данные — это позволяет более точно расположить виртуальные предметы. А затем — отображение: на экране появляется картинка реального мира с цифровыми объектами. Например, так устроены маски на фотографиях в социальных сетях.

Существует два основных типа дополненной реальности:

  • Маркерная. Для запуска дополненной реальности требуется специальный маркер — фотография, QR-код или нечто подобное. Устройство сканирует маркер камерой, и на его месте всплывает цифровой объект. Маркер статичен, это позволяет пользователям перемещаться и осматривать предмет с разных углов. Такую технологию, к примеру, издательство «Просвещение» использует в учебниках физики для седьмого класса.

Страница учебника с двигателем — объектом дополненной реальности
Страница учебника с двигателем — объектом дополненной реальности (Фото: funreality.ru)

  • Безмаркерная. В этом случае для дополненной реальности маркеры или их аналоги не требуются — устройство просто выводит цифровой объект на экран благодаря датчикам, GPS и остальным системам. Безмаркерная дополненная реальность может использоваться во время хирургических операций, чтобы показывать информацию о состоянии пациента. Или в играх, как в Pokemon Go.

Где используется дополненная реальность

Чтобы дополненная реальность работала, нужны качественные данные и сильный искусственный интеллект, что требует инвестиций. Но 2023 год для отрасли выдался не лучшим: финансирование стартапов сократилось на 50% [2].

Тем не менее интерес к использованию дополненной реальности остается. Компания Apple выпустила гарнитуру Vision Pro феврале 2024 года и вернула интерес к технологиям дополненной реальности у многих пользователей [3]. А Disney приобрела долю в Epic Games за $1,5 млрд для создания новой виртуальной развлекательной вселенной [4]. И этим примеры не ограничиваются.

Торговля

Главное преимущество дополненной реальности в ретейле — показывать, как будет выглядеть купленный товар.

В 2017 году IKEA запустила приложение Place: покупатель может достать свой смартфон, выбрать продукт, на который смотрит, и разместить его в своей комнате [5]. А если все понравилось, то и заказать. Похожее приложение запустил Amazon — Room Decorator [6]. Его функции можно использовать даже находясь вне дома: только нужно сделать снимки комнаты для последующего доступа.

Заказ кресла через приложение Place
Заказ кресла через приложение Place (Фото: ikea.com)

Производство

Дополненная реальность повышает производительность и точность рабочего процесса. По крайней мере, это обещают разработчики умных очков Vuzix [7].

Они становятся своего рода помощниками. Через очки у работников есть доступ к видеоинструкциям и контрольным спискам в режиме реального времени, что позволяет сократить количество ошибок и повысить качество работы. А если возникают трудности, умные очки помогают инженерам найти проблему, показывая информацию об изделии в реальном времени.

Журналист Роб Мертон в умных очках от Vuzix
Журналист Роб Мертон в умных очках от Vuzix (Фото: pcmag.com)

Медицина

В 2013 году Google выпустила очки, которые открывают доступ к виртуальной и дополненной реальности [8]. Они так и называются — Google Glass. Очки проецирует информацию на небольшой экран, расположенный чуть выше и правее правого глаза пользователя, не создавая при этом практически никаких препятствий для зрения.

Среди прочего очки нашли свое применение в медицине [9]. Например, Google Glass используются врачами для мониторинга состояния здоровья пациентов и поддержания плана лечения. А еще очки используются специалистами для записи медицинских консультаций и обеспечивают удаленное сотрудничество между врачами.

Хирург смотрит на показатели пациента через Google Glass
Хирург смотрит на показатели пациента через Google Glass (Фото: Philips / Accenture)

Игровая индустрия

Самый простой пример — игра Pokemon Go. Она вышла в 2016 году, и за четыре месяца с момента релиза ее скачали более 500 млн раз [10]. Геймплей такой: игроки пытаются найти покемонов в дикой природе с помощью своих смартфонов. Когда пользователь его находит, персонаж появляется на экране в декорациях реального мира.

По сути, Pokemon Go превратил весь реальный мир в игровое пространство и подстегнул интерес к дополненной реальности, показав одновременно ее доступность и массовость.

Пользователь пытается поймать Псайдака — водного покемона в виде утки
Пользователь пытается поймать Псайдака — водного покемона в виде утки (Фото: ibtimes.co.uk)

Какую пользу дополненная реальность приносит бизнесу

В 2023 году рынок дополненной реальности составил почти $78 млрд [11]. По прогнозам, к 2034 году он достигнет почти $2,8 трлн, то есть ежегодный рост составил 38,5%. При этом пользу бизнесу дополненная реальность приносит уже сейчас.

  • Обучение сотрудников. «Образовательные системы просто не поспевают за спросом на новых работников, — считает Дэвид Фрэнсис, генеральный директор Virtual Method. — Обучение на месте, с точки зрения наблюдателя, подкрепленное искусственным интеллектом, станет прорывом для тех, кто в него инвестирует» [12].

    Виртуальная реальность может быть отличным инструментом для обучения и сотрудничества, позволяя участвовать в симуляциях, которые точно имитируют реальные сценарии. И не важно, что это — хирургическая операция или работа над машиной на конвейере.

  • Повышение вовлеченности клиентов. С дополненной реальностью клиент получает захватывающий и интерактивный опыт. Отсюда лояльность к бренду и выход на новую аудиторию: впечатления хорошо продаются [13].

  • Улучшение рабочих процессов. Дополненная реальность повышает эффективность и оптимизирует весь рабочий процесс. Данные о продукте в реальном времени и интерактивные рекомендации помогают сотрудникам решать сложные задачи и снижают вероятность ошибок. А это сказывается на эффективности всего бизнеса.

  • Конкурентное преимущество. Многие потребители по-прежнему предпочитают совершать покупки в традиционных магазинах: их можно примерить [14]. Но благодаря дополненной реальности эти традиционные покупатели вскоре смогут совершать больше покупок онлайн, ведь незачем тратить по несколько часов в магазине, когда нужную вещь можно оценить, не выходя из дома. А это даст дополнительные продажи компаниям, которые не боятся использовать новые технологии.

Фото:MidJourney
Индустрия 4.0 Больше не игрушки: как виртуальная реальность влияет на продажи

Обновлено 01.08.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть