Кто такой специалист детского R&D
Специалист детского R&D (Research and Development, то есть «исследования и разработки») — это тот, кто организует творческую детскую деятельность и через нее проводит исследование. Он выявляет таланты, анализирует фантазии детей, мысли и их представления об окружающем мире через игры, рисунки и поделки, замечает интересные решения, адаптирует и предлагает в качестве новых идей для производителей самых разных товаров. Помните, как Вилли Вонка из книги «Чарли и шоколадная фабрика» устроил конкурс для детей, чтобы найти себе помощника-преемника, потому что у него закончились идеи для изготовления сладостей? Вероятнее всего, в тот момент ему нужен был как раз специалист детского R&D.
Дети не знают о строении многих вещей, именно поэтому смотрят на то, к чему привыкли взрослые, другим взглядом. Например, IKEA выпустила игрушки серии SAGOSKATT по рисункам детей со всего мира. «Сама концепция «детям от детей ради помощи детям» — это то, чем я очень горжусь», — заявил разработчик дизайна товаров для детской IKEA Омар Сантойо Энан.
Чем занимается специалист детской R&D
Главная задача управленца R&D — грамотно использовать способности детей, их свежий взгляд на вещи на воплощение идей, которые впоследствии можно будет использовать в создании изобретений.
Есть примеры, когда детское воображение представило интересные решения. Например, художник и дизайнер Доминик Уилкокс предложил детям в возрасте от четырех до 12 лет нарисовать полезные изобретения, которые затем отдал инженерам, дизайнерам и плотникам, чтобы воплотить в жизнь. Так зародился проект Little Inventors. Например, 12-летний мальчик Генри предложил объединить зубную пасту и зубную щетку. Инженеры воплотили его идею в жизнь и сделали щетку Tooth-Omatic.
Откуда пришла профессия
Детская психика отличается от взрослой: она более подвижна и пластична, что позволяет детям находить нестандартные решения, фантазировать, изобретать, не опираясь на здравый смысл и не ограничивая себя. «Они не знают страха, они лучшие творцы», — рассказывает знаменитый художник Дэмиен Херст, который в своих интервью часто упоминает, что вдохновляется детскими идеями. В качестве примера детского R&D в действии стоит привести бронзовую копию комара авторства Херста, созданную по прототипу работы его собственного сына: тот сделал фигурку из пластиковых коробок, веревки и соломинки.
Еще один показательный пример — история Венди Цао, облетевшая весь мир. Будучи мамой четырехлетнего сына, она задумалась о каком-то особенном подарке для малыша. Вдохновение Цао нашла в его же рисунках. Сшитая мамой игрушка, повторяющая все причуды детской фантазии, понравилась не только самому ребенку, но и мамам по всему миру. Теперь у Цао собственное производство игрушек, сшитых по детским рисункам. Причем дело пошло в гору еще быстрее, когда письма с пожеланиями по пошиву стали отправлять не родители, а сами дети — с указанием важных, на их взгляд, деталей, которые стоит учесть.
Особенность детей в более широком диапазоне творчества была замечена давно, но лишь в «детоцентричном» XXI веке гипотезы и локальные эксперименты привели к формированию целой профессии. Специалисты, или, как их еще называют, управленцы, детского R&D развивают детскую идейность, отделяют зерна от плевел и предлагают компаниям новые решения, причем не только в производстве детской продукции. Детские идеи используются в дизайне, разработке мебели, мобильных приложений, транспорта, элементов декора.
Основные навыки
Специалист детского R&D должен сочетать в себе много разноплановых качеств, ведь он находится как бы между двумя заказчиками — бизнесом и собственно детьми. Коммуникация с теми и с другими выстраивается особым образом, по своим законам.
Так как в компаниях специалист детского R&D в основном работает в отделе маркетинга, для него особенно остро важны аналитические способности, системность, а также умение мыслить по коммерческим законам, презентовать результат своих исследований, чтобы защитить и передать на внедрение.
При этом управленец детского R&D работает с детьми и в этой деятельности должен проявлять способности психолога — чуткость, заботу, умение создать комфортную обстановку. Не менее важны будут и организаторские данные и творческие способности, чтобы сформировать группы, придумать для них творческое задание на раскрытие потенциала, уделить время каждому и собрать результаты.
Работа управленца детского R&D требует большой вовлеченности и работоспособности. Важны широкий кругозор такого специалиста, эстетический вкус, инициативность.
Тренды и направления профессии
Крупные компании по производству разных товаров все чаще прибегают к помощи детских R&D — чтобы лучше понять свою целевую аудиторию, своевременно отследить смену трендов, разработать идеи для новой продукции или улучшить уже имеющуюся. Дети получают возможность творить под наблюдением неравнодушных наставников, раскрывать свой потенциал и в дальнейшем пробовать себя в изобретательстве, конструировании, науке. А взрослые получают нестандартные идеи и возможность изготавливать более удобные вещи. На отечественном рынке тренд только набирает обороты, зато он уже несколько лет широко популярен на Западе и с каждым годом продолжает подтверждать свою значимость.
Как стать специалистом детского R&D
Так как управленец детского R&D — молодая специальность, четких критериев отбора на такую должность еще нет. Однако, отталкиваясь от специфики работы, можно сказать, что кандидату точно понадобятся знания в психологии, особенно детской. Из существующих программ стоит выбрать специальность «психолого-педагогическое образование» (например, в Московском университете имени С.Ю.Витте) или профиль «психология и педагогика творчества» (такой есть в Московском государственном психолого-педагогическом университете). Стоит также изучить околопрофильные направления подготовки, связанные с информатикой, робототехникой, рисованием, дизайном. В профессию можно зайти и со стороны маркетинга, экономики и управленческой деятельности.
Существуют и подготовительные курсы, где можно изучить вопрос R&D глубже. У РАНХиГС, например, есть программа профессиональной переподготовки «R&D Менеджмент».