Осязаемые инновации: чем занимается дизайнер тактильных технологий

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Дизайнерские профессии все чаще призваны решать сложные технологические задачи. Спрос на специалистов, обладающих креативным мышлением и опытом разработки, продолжит расти. Рассказываем об одной из таких профессий

Кто такой дизайнер тактильных технологий

Дизайнер тактильных технологий — специалист, который проектирует сенсорные системы. Используя тактильную обратную связь, он улучшает пользовательский опыт в виртуальной и дополненной реальности. По сути, он создает ту часть цифрового продукта, которая обеспечивает реалистичное сенсорное управление, распознавание прикосновений и точное отслеживание движений. Тактильный эффект позволяет доносить до пользователя нужную информацию, вызывать эмоции, дарить впечатления, а также повышает инклюзивность контента.

По данным Fortune Business Insights, размер мирового рынка тактильных технологий будет увеличиваться в среднем на 13,6% с $2,99 млрд в 2023 году до $7,31 млрд к 2030 году.

Дизайнер тактильных технологий — одна из профессий будущего.

Фото:РБК Тренды
Экономика образования 150 профессий будущего

Чем занимается дизайнер тактильных технологий

Многие из нас так или иначе сталкиваются с тактильными технологиями в повседневной жизни. Например, в смарт-часах они напоминают о необходимости подвигаться. В играх усиливают эффект присутствия: Человек-паук падает вниз, и джойстик игровой приставки вибрирует в руках.

На первый взгляд, кажется, что все ограничивается вибрацией, но на самом деле потенциал использования тактильных ощущений огромен и разнообразен. По данным Immersion, пионера и эксперта в области тактильных технологий, ожидается, что в ближайшем будущем различные тактильные модальности станут все более актуальными.

Виды тактильных модальностей:

  • вибротактильные (разная амплитуда, частота и узор вибрации);
  • кнопочные (ощущение механического нажатия под пальцем при касании на сенсорном экране);
  • сенсорные (сенсорные экраны и другие поверхности);
  • термические (теплые или холодные на ощупь);
  • кинестетические (создают иллюзию движения, формы и массы);
  • бесконтактные (поверхностные ощущения, передаваемые через воздух с помощью сфокусированных ультразвуковых волн).

Поскольку осязание — многослойное чувство, в котором участвует группа взаимосвязанных сенсорных рецепторов организма, то цифровое воспроизведение и обработка этих ощущений довольно сложны. Дизайнер проектирует не то, что видят пользователи, а то, что они чувствуют. Тактильные технологии — новый уровень в создании пользовательского опыта; мощный инструмент, который за счет слияния цифрового и физического мира может произвести революцию.

Задачи, которые решает дизайнер тактильных технологий:

  • выбирает подходящие материалы и текстуры для объекта;
  • создает естественную форму объекта;
  • разрабатывает чувственный образ объекта, вызывающего определенные эмоции у пользователя;
  • создает тактильный язык, позволяющий передать информацию через прикосновения;
  • интегрирует объект в окружающую среду и адаптирует его к различным условиям эксплуатации.

Хорошо продуманный тактильный дизайн повышает вовлеченность пользователя. Опыт взаимодействия с сервисом становится более ярким, интересным и приятным. Важно, чтобы тактильная обратная связь не была раздражающей. Иммерсивные впечатления позволяют уйти от реальности и погрузиться в искусственно созданную среду. Отсюда главная задача дизайнера — реализовать это естественно и бесшовно, и тем самым обогатить ценность опыта. Ключ к успеху — в тщательном тестировании и итеративном подходе в разработке, который предполагает анализ промежуточных результатов и корректировку на каждом этапе. Также важно следовать принципам тактильного дизайна. Например, сохранять простоту — предоставлять обратную связь в нужном количестве и в нужное время. Еще один принцип гласит, что необходимо соблюдать последовательность. Пользователи ожидают, что одно и то же действие каждый раз будет приносить один и тот же результат.

Фото:Freepik
Экономика образования UX/UI для биопротезов: чем занимается дизайнер нейронных интерфейсов

Примеры тактильных технологий

  • Технология DualSense для PlayStation5

Точные вибрации дополняют игровые сценарии. Игроки испытывают разные ощущения, когда их персонажи натягивают тетиву лука, жмут на педаль тормоза или бегут по траве.

Контроллер DualSense на PS5
(Видео: YouTube)

  • Технология отслеживания рук Ultrahaptics от Ultraleap

Ultrahaptics использует ультразвуковые преобразователи и делает так, чтобы пользователи ощущали объекты, которые они видят в виртуальной и дополненной реальности, и взаимодействовали с ними. Технология реализована в автомобильной промышленности, медицинских интерфейсах, системах «умный дом».

Ultrahaptics в действии
(Видео: YouTube)

  • Технология TouchSense от Immersion

Технология тактильной обратной связи TouchSense реализуется на смартфоне, VR-контроллере, оптической мыши и т.д. Она позволяет пользователю ощутить нажатие кнопки, изображенной на сенсорном экране.

Устройства с технологией TouchSense
Устройства с технологией TouchSense (Фото: Immersion)

Ключевые навыки дизайнера тактильных технологий

Отрасль, в которой работает дизайнер тактильных технологий, является технической и творческой одновременно. Чтобы добиться успеха в профессии, необходимо обладать следующими навыками:

  • творческое мышление: генерировать новые идеи и находить нестандартные решения;
  • знание современных технологий: понимать основы программирования, работать с инструментами дополненной и виртуальной реальности;
  • междисциплинарность: объединять знания из разных областей и применять их на практике;
  • ориентация на пользователя: понимание основ нейробиологии и физиологии осязания;
  • коммуникативные навыки: умение эффективно общаться и работать в команде;
  • адаптивность: способность быстро реагировать на изменения и постоянно учиться новому.

Тренды и направления профессии

Приведем примеры, в каких направлениях может работать дизайнер тактильных технологий.

Виртуальная реальность

Одна из самых перспективных и востребованных отраслей для такого специалиста. С развитием тактильных технологий возможности для более реалистичного цифрового опыта будут расширяться. Видеоигры, обучение, маркетинг, медицина — вот некоторые примеры, где может применяться иммерсивная виртуальная реальность.

В 2001 году появился первый медицинский виртуальный симулятор, на котором была доказана эффективность клинического тренинга. Шведская компания разработала виртуальный тренажер LapSim, благодаря которому будущие хирурги могут обучиться проведению процедуры лапароскопии (метод хирургии, который позволяет провести операцию на внутренних органах через небольшие отверстия). За счет тактильной обратной связи они отрабатывают практические навыки.

Тренажер LapSim
Тренажер LapSim (Фото: Surgical Science)

В 2021 году исследователи из Лаборатории интеграции человека и компьютера на факультете компьютерных наук Чикагского университета разработали специальные силиконовые пластыри для виртуальной реальности. Они выделяют на кожу безвредные химические вещества, вызывающие уникальные физические ощущения. Например, онемение, покалывание, тепло, холод.

Силиконовые пластыри для VR
Силиконовые пластыри для VR (Фото: Human Computer Integration Lab)

Автомобильные интерфейсы

Интерактивные сенсорные дисплеи, программируемые цифровые кнопки, локализованная тактильная чувствительность — все эти технологии активно применяются в автомобильный системах и в ближайшем будущем расширят свои возможности. Сенсорные экраны становятся более отзывчивыми и имеют множество настроек в зависимости от предпочтений водителя.

Например, в 2022 году электрокар Audi Q4 E-Tron дебютировал с проекционным дисплеем дополненной реальности, который накладывает навигационные указания или проблемы безопасности на реальную ситуацию, которую водитель видит через лобовое стекло. Это позволяет не отвлекаться от дороги на интерфейсы. Также автомобиль оснащен большой сенсорной системой: сенсорные «кнопки» с тактильной обратной связью есть посередине панели и на рулевом колесе.

Сенсорная панель MMI на Audi Q4 E-Tron
Сенсорная панель MMI на Audi Q4 E-Tron (Фото: Audi)

Гаджеты

Тактильные эффекты — неотъемлемая часть взаимодействия с мобильными устройствами: беззвучные уведомления или подтверждения. Тактильная обратная связь в гаджетах становится более точной и полезной. Это одно из ключевых направлений разработок прямо сейчас.

В 2024 году выпущен стилус Apple Pencil Pro, который оснащен новым датчиком сжатия с тактильной обратной связью. Тактильный эффект срабатывает при сжатии, двойном касании, а также при жесте наведения. Это дает более реалистичный опыт для тех, кто использует его для заметок или в художественных целях. Ранее ни одно электронное перо не обладало таким эффектом.

Apple Pencil Pro
Apple Pencil Pro (Фото: Apple)

Откуда и когда пришла профессия

В 1990-х годах компании начали создавать устройства, которые давали бы пользователям возможность получать тактильную обратную связь и «ощущать» виртуальные объекты. Однако эти технологии были доступны только в исследовательских лабораториях, и люди еще не успели привыкнуть к ним.

В 1994 году исследователи Массачусетского института технологий Томас Мэсси и Кеннет Солсбери представили тактильный интерфейс PHANToM — устройство для исследования виртуальных объектов. Принцип работы такой: пользователи подключаются к механизму, вставив указательный палец в наперсток. Уже тогда устройство передавало ощущения от контакта, поверхностное трение и текстуру объектов, изображенных на экране компьютера.

Пионером считают компанию Immersion. В начале нулевых она начала разрабатывать тактильную технологию, чтобы использовать ее в виртуальной реальности. Устройство представляло собой экзоскелет, который надевался на руки. Мануэль Круз, вице-президент Immersion по исследованиям и пользовательскому опыту, объяснил, что высокая стоимость разработки не позволила компании продолжить работу. Это основная проблема, с которой сталкиваются разработчики при продвижении устройств с тактильными технологиями на рынок. Стоит отметить, что в 2024 году компания Immersion является одним из крупнейших разработчиков в этой области.

Фото:paulinevandongen.nl
Футурология Кто такой дизайнер носимых устройств и зачем одежде электричество

Как стать дизайнером тактильных технологий

Для работы по этой профессии лучше всего подойдет классическое высшее образование в сфере информационных технологий. Программы бакалавриата рассчитаны на 4 года обучения. Можно выбрать направление подготовки на базе высшего образования: срок обучения — 2,5–3 года.

Программы:

В других странах уже есть возможность получить образование по программам «Проектирование и управление тактильными системами», «Тактильные системы для виртуальной реальности и телеуправления». Например, в Стэнфорде, Корнельском университете, Университете штата Калифорния.

После окончания вуза потребуется самостоятельное погружение в тему и стажировки в компаниях, где эта отрасль представлена. Полезно будет пройти обучение VR-разработке. С развитием тактильного дизайна будут появляться узкоспециализированные курсы. Сейчас доступны курсы только на зарубежных онлайн-платформах:

Обновлено 05.08.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть