Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый статистический сборник из серии «Индикаторы цифровой экономики». Проект создан совместными усилиями с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Росстатом. Эксперты провели анализ ключевых показателей цифровой экономики и выделили главные тренды.
Больше расходов, сильнее цифровая экономика
Затраты на развитие цифровой экономики с каждым годом растут. Согласно данным исследования, в 2021 году объем валовых внутренних расходов составил ₽4,8 трлн. Это на 19,3% выше, чем в 2020 году. Структура затрат выглядит следующим образом:
- 33,5% — покупка машин и оборудования, связанных с цифровыми технологиями;
- 30,6% — оплата услуг электросвязи;
- 17,9% — внутренние затраты на внедрение и использование цифровых технологий;
- 10,5% — приобретение программного обеспечения, его адаптация и доработка;
- 6,5% — покупка цифрового контента;
- 0,7% — исследование и разработки;
- 0,3% — обучение сотрудников.
Бизнес и цифровизация
Согласно анализу, основной вклад в динамику развития цифровой экономики обеспечили организации. Они используют возможности «цифры» для оптимизации своих производственных процессов.
В 2021 году более 27% предприятий применяли облачные технологии. Около 26% компаний пользуются технологиями сбора, обработки и анализа больших данных. Заметен рост интереса к RFID-технологиям. В 2020 году этот метод автоматической идентификации через радиосигнал использовали 10,8% предприятий, в 2021 количество пользователей выросло на 1%.
Но рост наблюдается не по всем цифровым технологиям. Например, компании стали меньше пользоваться цифровыми платформами и геоинформационными системами.
Научная работа по IT-теме
В 2021 году российскими экспертами было опубликовано около 18 тыс. статей, научных обзоров, монографий, глав в монографиях в области ИКТ в изданиях, которые индексируются в Scopus. Scopus — единая мировая база данных рецензируемой научной литературы. Она создана в 2004 году академическим издательством Elsevie.
В 2020 году показатель был выше — 18,4 тыс. штук. Несмотря на некоторое снижение, России удалось занять 9 место в мире по количеству опубликованных работ. Выше нее в этом списке оказалась Франция с показателем 17,9 тыс. статей. Но отечественным специалистам удалось обогнать Республику Корея — 17,6 тыс. статей. Лидерство по-прежнему удерживают Китай, США, Индия, Германия и Великобритания.
Рост объема информации
Объем информации, который был передан жителями страны по Сети, в 2021 году составил 105 Эбайт (единица измерения количества информации, равная 10¹⁸ байт).
При этом по сетям с фиксированным доступом передано 76,3 Эбайт, а мобильным — 29 Эбайт.
Цены ниже, доступ выше
Абонентская плата за пакеты интернет-услуг осталась на уровне 2017 года и составляет в среднем 571 руб. Россия по доле интернет-пользователей среди населения конкурирует, например, с Австралией с показателем в 86% и опережает США (80%).
Параллельно с этим выросла доля домохозяйств с доступом в интернет. В 2020 году этот показатель составлял 80%, а в 2021-м — 84%. Чуть более 4% населения страны не использует интернет из-за нежелания раскрывать свои персональные данные.
Кадровый вопрос
Численность студентов, которые сейчас обучаются специальностям в сфере IT и смежных областей с использованием ИКТ, в России составляет 1037,3 тыс. человек. Самыми популярными профессиями стали:
- Экономика и управление — 317,9 тыс. человек.
- Информатика и вычислительная техника — 215,5 тыс. человек;
- Машиностроение — 108 тыс. человек.
- Электро- и теплоэнергетика — 84,1 тыс. человек;
- Электроника, радиотехника и системы связи — 64,6 тыс. человек.
Чаще всего IT-специалисты трудоустроены в финансовом и страховом секторах (44,8%), профессиональной, научной и технической деятельности (32%).
Мобильный двигатель «цифры»
Мобильные устройства остаются самыми распространенными средствами выхода в Сеть. За 2020-й и 2021 год их использование в домашних хозяйствах выросло с 66% до 78,1%. На втором месте по популярности — ноутбуки и нетбуки. Замыкают тройку лидеров стационарные компьютеры.
Среди факторов, которые сдерживают людей пользоваться интернетом дома, выделяют:
- отсутствие интереса (11,5%);
- недостаток навыков для работы (5,7%);
- высокие тарифы на интернет-услуги (1,9%);
- высокая стоимость оборудования для подключения (1,8%);
- отсутствие технической возможности подключения (0,8%).
При этом более 81% россиян выходят в интернет каждый день. Чаще всего в Сети они общаются с помощью систем мгновенного обмена сообщениями, получают знания и справки, загружают личные файлы, играют в игры, ищут информацию, проводят видеоразговоры, скачивают фильмы и изображения, смотрят новости и прогнозы погоды, осуществляют банковские операции, покупают товары и не только.
Популярность электронных госуслуг
Более 85% граждан получают государственные и муниципальные услуги в электронной форме. Выделяют три основных способа взаимодействия с ведомствами:
- 68% россиян используют для этого официальные сайты и порталы;
- 23% обращаются в многофункциональные центры (МФЦ);
- 20% граждан предпочитают личное обращение.
Особой популярностью электронные госуслуги пользуются среди жителей в возрасте от 25 до 29 лет (93,6%). Реже всех этот способ получения услуг используют граждане 60-72 лет. К наиболее востребованным категориям услуг относятся: здравоохранение, налоги и сборы, услуги МВД и ГИБДД, ЖКХ, социальное обеспечение, образование, паспорт и регистрация, культура и досуг.
Место, пол и возраст определяют умения
Как выяснили аналитики, уровень пользования цифровыми устройствами зависит от места проживания, пола и возраста человека. Так, работать с текстовыми редакторами могут 42,8% городских жителей, а среди сельского населения показатель ниже — 25,4%. При этом навык чаще встречается среди женщин-пользователей. Также женщины лучше мужчин умеют работать с электронными таблицами: 22,6% против 19,9%.
С задачей подключения новых устройств справятся 16,1% горожан, а среди сельчан только 8,4%. Такое умение больше распространено среди мужчин: 17,8% против 11,3% женщин.
Создание паролей для защиты устройств с использованием специальных программ под силу 12,6% жителям мегаполисов, а в населенных пунктах поменьше — 6,4%. Этот навык больше распространен среди мужчин (12,9%). Среди женщин подобными умениями обладают 9,5% от общего количества.
Цифровыми навыками выше базового уровня обладает молодое поколение пользователей от 15 до 24 лет — 28,1% от общей численности населения. В возрасте от 25 до 34 лет продвинутых цифровых пользователей встречается меньше — 19,4%.
Также эксперты выделили три региона, которые особенно отличаются наличием цифровых знаний среди пользователей.
В Мурманской области умения выше базового уровня наблюдаются у 28% жителей. Москва занимает второе место с показателем в 27%. С большим отрывом на третьем месте оказался Ямало-Ненецкий автономный округ (20%).