Как Рунет оправился от коронакризиса и что будет с ним в условиях санкций

Фото: Сергей Коньков / ТАСС
Фото: Сергей Коньков / ТАСС
РБК Тренды рассказывают о главных выводах и цифрах из исследования РАЭК «Экономика Рунета 21/22»

Государство и общество

По данным Mediascope, аудитория Рунета в апреле 2022 года составила 80% населения страны старше 12 лет — 97,5 млн человек. Для мобильного интернета эти показатели составили 73,8% и 90,2 млн человек. 94 млн пользователей заходят в Сеть каждый день.

Основными целями использования интернета в 2021 году, по результатам опроса Deloitte, стали общение, поиск информации, просмотр контента и шоппинг. На протяжении 2021 года главным мессенджером был WhatsApp*, но в начале 2022-го его обогнал Telegram — по оценкам аналитиков «Билайн», объем пользовательского трафика в Telegram в марте 2022-го был в 15 раз выше, чем в WhatsApp.

После блокировки в России Facebook* и Instagram* в марте 2022 года «ВКонтакте» вышла на первое место по количеству активных авторов — 3,9 млн в день против 1,1 млн в Instagram. Кроме того, количество установок VPN-сервисов в этом месяце значительно возросло.

В РАЭК также выделяют тенденцию подписок на экосистемы: ими в России пользуются 20 млн человек. Свои экосистемы есть у банков («Сбер», Тинькофф банк), ИТ-компаний («Яндекс», «ВКонтакте», «МегаФон»), ретейла (X5 Retail Group, Ozon, Wildberries). Крупные российские экосистемы стали основными покупателями стартапов.

Аналитики отмечают, что в 2021 году налоговые поступления от ИТ-отрасли выросли на ₽75 млрд по сравнению с предыдущим годом. Свою роль в этом сыграли пакеты мер поддержки отрасли, принятые в 2020-2021 годах — в частности, налоговые льготы, которыми воспользовались более 6 тыс. российских ИТ-компаний.

* Принадлежат компании Meta — признана экстремистской и запрещена в России.

Маркетинг и реклама

Объем сегмента рекламы и маркетинга в 2021 году вырос на 24% и составил ₽432,5 млрд. Суммарно на телевидение и интернет приходится почти 90% всего рекламного рынка. При этом самым популярным рекламным форматом стала таргетированная реклама в соцсетях.

РАЭК выделяет несколько главных трендов маркетинга и рекламного рынка в 2021 году:

  • доминирование performance-инструментов;
  • повышенные требования к приватности и защите персональных данных;
  • применение искусственного интеллекта для большей эффективности рекламы и улучшения пользовательского опыта;
  • метавселенная как новая площадка для рекламы.

В марте 2022 года использование популярных зарубежных площадок, включая сервисы Google, Meta**, Criteo, TikTok, существенно сократилось или прекратилось. Большинство рекламодателей перешли на альтернативные площадки: «Яндекс.Директ», MyTarget, российские соцсети и в Telegram.

Социальная экономика Цифровой край: куда бизнес переезжает из заблокированных соцсетей

Influence-маркетинг остается одним из основных рекламных направлений, но ограничение и запрет работы зарубежных социальных сетей в РФ существенно влияет на блогеров. С этим согласны 78% инфлюенсеров, опрошенных агентствами TWIGA PR и TWIGA SMM в марте 2022-го.

Аналитики РАЭК прогнозируют в 2022 году падение сегмента онлайн-рекламы на 50% из-за отказов или переносов на более поздний срок рекламных кампаний российскими рекламодателями, ухода с рынка зарубежных компаний и снижения количества «топовых» рекламных площадок.

** Компания Meta признана экстремистской и запрещена в России.

Финансы и торговля

Объем сегмента e-commerce в Рунете в 2021 году вырос на 44% по сравнению с 2020-м и составил ₽8652,4 млрд. 80% россиян в возрасте 16–55 лет совершают покупки в интернете как минимум раз в месяц.

Авторы исследования отмечают, что онлайн-покупки стали повседневностью, доставка стала быстрее, а лидерами в товарных категориях остались бытовая техника, электроника, одежда и обувь. Большая часть покупок (62%) пришлась на маркетплейсы — Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет», «AliExpress Россия» и «СберМегаМаркет».

Самая быстрорастущая категория товаров в 2021 году — продукты питания. Рост онлайн-продаж продуктов составил 159%, а объем рынка достиг ₽329 млрд.

По прогнозам экспертов РАЭК, по итогам 2022 года сегмент электронной коммерции вырастет на 15%. Рост будет идти медленно под влиянием нескольких негативных факторов: уход зарубежных поставщиков с рынка РФ, сокращение экспорта товаров и услуг за рубеж, снижение доходов населения и уход с рынка российских компаний, зависимых от импортного сырья и материалов.

Одним из шагов государства в поддержку электронной торговли может стать отмена ограничений на онлайн-продажу некоторых товаров — алкоголя и рецептурных лекарств.

Фото:Pexels
Индустрия 4.0 Что такое e-commerce и как устроена онлайн-торговля

Инфраструктура и связь

Инфраструктурный сегмент за 2021 год прибавил 34% и достиг ₽204,3 млрд. Пандемийный тренд на облачные сервисы сохраняется благодаря развитию гибридных форматов работы. Развивается государственная облачная инфраструктура. Растет количество сайтов — зарегистрировано 5 млн доменов в доменной зоне.RU.

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ подсчитал, что самая востребованная цифровая технология в России — облачные сервисы. Их используют 25,7% российских организаций. Растет и объем информации, которую пользователи передают через интернет: за 2021 год этот показатель прибавил 127,3% относительно 2020-го и составил 107,7 млрд ГБ.

В 2022 году аналитики ожидают рост инфраструктурного сегмента на 17%. На нем скажутся негативно ограничения на поставку импортных технологических компонентов, в том числе полупроводников, уход с российского рынка зарубежных игроков и отказ компаний от использования облачных сервисов.

Фактором поддержки для инфраструктурного сегмента, по мнению аналитиков РАЭК, может стать приостановка или отмена ряда требований «пакета Яровой», связанных с хранением интернет-трафика.

Медиа и развлечения

Объем сегмента цифрового контента в 2021 году прибавил 24% и достиг ₽153,4 млрд. Самым большим рынком в составе сегмента остались видеоигры, хотя темпы роста снизились относительно 2020-го — это связано с отменой многих пандемийных ограничений и небольшим количеством новых релизов.

Общая аудитория аудиовизуальных стриминговых сервисов выросла на 8% и составила 86 млн пользователей. Именно пользовательские платежи стали основным доходом ОТТ-сервисов. В топе популярных онлайн-кинотеатров в 2021 году оказались ivi, Кинопоиск, Okko, Netflix, Wink и Megogo. Российские онлайн-кинотеатры выпустили 74 собственных проекта в 2021-м — годом ранее их было всего 20.

Самым популярным музыкальным сервисом стала «Яндекс.Музыка» — ее используют 59% пользователей, опрошенных Deloitte Russia. Далее — Spotify (36%), Boom (33%), YouTube Music (33%) и Apple Music (14%).

В 2022 году сегмент цифрового контента ждет падение на 60% — скажутся уход зарубежных платформ (от Netflix до Spotify и Wargaming), сложности с оплатой покупок и подписок российскими картами, общее сокращение объемов контента (уход зарубежных киностудий, недоступность зарубежной музыки на российских стримингах и т.д.).

Вместе с этим увеличивается потребление пиратского контента — в начале марта 2022 года трафик на торрент-трекеры увеличился на 21%. Индустрию ожидает упор на собственные проекты российских стриминговых сервисов, государственная поддержка производителей контента и переход пользователей в отечественные сервисы.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Игры на выживание: новые реалии для российского гейминг-сообщества

Кибербезопасность

RTM Group оценивает общий размер ущерба российской экономики от киберпреступлений в 2021 году в ₽150 млрд. По данным МВД РФ, в 2021 году было зарегистрировано 517,7 тыс. преступлений с использованием ИКТ, из которых раскрыли 25,3%.

Основной целью хакеров, по данным Positive Technologies, стала российская авиакосмическая отрасль. На нее пришлись 31% всех зарегистрированных атак. Далее следуют государственные предприятия (23%), ИТ-компании (23%), предприятия ВПК (15%) и ТЭК (8%).

75% кибератак были целевыми — среди основных целей эксперты называют хищение конфиденциальной информации и нарушение работы компании. В основной «зоне риска» атак на частных лиц и атак на организации — персональные и учетные данные, данные платежных карт, коммерческая тайна, переписка и медицинская информация.

Расходы на информационную безопасность в 2021 году выросли на 8% и составили ₽98,7 млрд. Основную роль в росте рынка играет госсектор, который таким образом реализует программу ФП «Информационная безопасность». Но и для бизнеса, по данным Лаборатории Касперского, вложения в кибербезопасность входят в Топ-3 приоритетов.

Образование и кадры

В РАЭК подсчитали, что численность ИТ-кадров в России в 2021 году составляла около 3 млн человек. Это люди разных специальностей: разработчики ПО, DevOps-специалисты, веб-дизайнеры, UX/UI-дизайнеры, product- и project-менеджеры, data science-специалисты, разработчики игр, тестировщики, создатели контента и многие другие.

Тем не менее, в 2021 году не хватало около 1 млн специалистов. Ситуация ухудшилась в феврале-марте 2022 года за счет волны релокации кадров за рубеж. В «первую волну» страну покинули 50–55 тыс. ИТ-специалистов. По данным «Хабр.Карьеры», в марте работу с релокацией искал каждый третий ИТ-специалист.

Аналитики HeadHunter подчеркивают, что самый большой дефицит наблюдается среди разработчиков искусственного интеллекта. В этой области конкуренция составляет менее 2 человек на место. В сфере информационной безопасности, по данным Сбера, также не хватает около 20 тыс. сотрудников.

Ожидания относительно будущего в среде ИТ-специалистов делятся на негативные и позитивные примерно поровну: 46% сотрудников настроены пессимистично, в то время как 42,5% видят новые возможности для ИТ. 46,6% сотрудников верят в успешное развитие ИТ-отрасли, а 40% ожидают ее спада.

Доля онлайн-образования составила 2,6% всего рынка образования в России. Наибольшее проникновение онлайн — у языкового обучения, дополнительного профессионального образования и дополнительного образования для школьников.

Обновлено 25.05.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть