Офис или удаленка: как удобнее и что выгоднее сотрудникам и бизнесу

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Вместе с экспертами в новом эпизоде «Что изменилось?» разбираемся, как изменился мир для работодателей после пандемии, а также выясняем, что приносит больше денег и сохраняет больше сил — офис или удаленка

Слушайте нас на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и «ВК Подкастах». А еще следите за нами в Telegram РБК Трендов — там мы делимся интересными материалами по теме.

Гости выпуска:

  • Сергей Романцев — ведущий подкаста, техноблогер,
  • Наталья Танаева — директор по бренду работодателя VK,
  • Иван Прокофьев — управляющий офисной инфраструктурой «Яндекса».

Таймлайн беседы

1:44 — Почему офис — это благо

4:27 — Как изменился подход работодателей к эффективности сотрудников на удаленке

13:05 — Что на самом деле выгоднее для компании: содержать офис или отправить всех по домам

22:28 — Что экологичнее: «зеленый» офис или работа дома

32:02 — Как игровые механики создают целые комьюнити в больших компаниях

38:10 — Почему кто-то никогда не вернется обратно в офис

40:12 — Как компании выстраивают коммуникацию в новой реальности

Хайлайты разговора

  • Почему офис — это благо

Покинуть офисы было сложно — люди не понимали, что будет дальше. Внутри «Яндекса», например, всегда проповедуют офис как благо — там есть печеньки, зоны отдыха, места для удобной работы. Но дома — собака, ребенок и низкий потолок, работать стало некомфортно, делится Иван. По словам же Натальи, удаленная работа привела к стиранию границ между рабочим и личным пространствами.

  • Как изменился подход к работе на удаленке

Ключевая задача, о которой думали в «Яндексе» и других больших компаниях, — создать комфорт в любой точке нахождения сотрудников. Для них доставляли рабочие стулья, мониторы, модемы, расширили программу работы с психологами. Первое время ушло на то, чтобы успокоиться и осознать ситуацию. Зато теперь «люди внутри экрана» стали чувствовать себя гораздо более уютно, а сотрудники убедились, что большие начальники — тоже люди, у которых может внезапно появится в кадре ребенок или кошка.

Многие метрики показывают, что производительность людей на удаленке увеличилась. Наталья связывает это с тем, что люди были подвержены большому стрессу, спасаясь от него погружением в работу. Но уже сейчас ситуация изменилась — офисы трансформируются под постпандемийную реальность. Например, VK создали несколько типов зон в офисе — зона идей для тех, кто редко приезжает в офис, зоны для команд с гибридным режимом и для сотрудников, которым удобнее работать из офиса.

  • Что выгоднее для компании: содержать офис или отправить всех по домам

Иван Прокофьев считает, что ИТ-компании еще не научились работать без офиса — необходимо «чувство плеча», место для встреч и идей. Наталья Танаева уверена, что экономия бизнеса через отправление сотрудников на удаленку — это миф. «ВКонтакте», например, не закрывали офиса, а переоборудовали пространства — доставляли людям оборудование, стулья и мониторы, открыли пункт вакцинации сотрудников. Пока компания полностью не отказывается от офисных пространств, перевод сотрудников на удаленку — это не экономия, а наоборот, увеличение расходов.

Ежели ИТ-компании ультимативно переведут всех обратно в офисы — они скорее всего потеряют сотрудников. Поэтому компании вынуждены гибко подходить к режиму работы своих людей.

  • Что экологичнее: «зеленый» офис или работа дома

Теперь и сотрудники, и инвесторы стали больше задумываться о ситуации с экологией. Иван отмечает, что углеродный след от дата-центров несравнимо выше, чем работа в офисе. Сепарация мусора и экономия бумаги — это мелочь, но она влияет на общий уровень устойчивости бизнеса. Такой подход привносит экологичность в продукты компании. Вред окружающей среде можно минимизировать путем создания осознанных сообществ внутри общества. В «Яндексе» и VK экологические привычки стараются внедрять незаметно, через инициативы, где у сотрудников есть выбор. Эксперты подчеркивают, что мягкий подход с проявлением заботы, а также личный пример работают лучше всего.

Наталья также отмечает, что сотрудники на удаленке не всегда работают из дома. Если они путешествуют на самолете или заказывают доставку еды — углеродный след будет в разы выше в сравнении с теми, кто добирается до работы на общественном транспорте и обедает в офисе.

  • Как игровые механики создают целые комьюнити в больших компаниях

Геймификация и нематериальное поддержание мотивации сотрудников хорошо помогают вовлечь сотрудников в сообщество и удерживать их в компании. Например, в VK за участие в корпоративных мероприятиях, выступления на конференциях или помощь коллеге можно получить внутреннюю валюту, которая тратится на мерч, подарки и отдых.

  • Как компании выстраивают коммуникацию в новой реальности

Иван Прокофьев считает, что есть два класса людей, выбирающих удаленку:

  1. Люди с высокой самоорганизацией, способные распланировать свой день, не выезжая из квартиры.
  2. Люди, которые пытаются решать параллельные вопросы.

Наталья утверждает, что коммуникация внутри коллектива должна отличаться, в зависимости от культуры и привычек рабочей команды. Правила коммуникации должны быть зафиксированы и всем известны. Руководству следует смотреть на результат работы, качество и скорость выполнения задач — а не на режим работы сотрудника. На удаленке у людей вырос уровень свободы — соответственно выросла и ответственность, относиться к этому надо именно так.

Обновлено 25.05.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть