Что происходит
- Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ изучил последствия вынужденной цифровизации во время пандемии. При этом стоит отметить, что онлайн-сервисы, несмотря на развитие технологий, не заменят полностью офлайн-аналоги, уверены исследователи.
- Во время действия эпидемиологических ограничений в 2020 году и после их снятия в 2021 году респонденты использовали онлайн-сервисы, в первую очередь, для поиска информации. На втором месте — использование госуслуг, на третьем — финансовые и страховые услуги. Затем идут передача показаний счетчиков, продажа товаров или услуг, прослушивание музыки и просмотр видео или фильмов.
- В образовании в 2021 году традиционные офлайн-форматы стали преобладать над онлайн-сервисами.
- В 2021 году по сравнению с 2020 годом уровень цифровизации вырос в сфере игр, аренды транспортных средств и пользовании транспортными услугами, например, покупка билетов и заказ такси.
- Больше всего в 2021 году сократился уровень цифровизации знакомств.
- В целом, меньше всего в 2020–2021 годах цифровизация коснулась медицинских услуг и занятий спортом.
Что это значит
По данным консалтинговой компании McKinsey, пандемия коронавируса способствовала в компаниях повышению скорости процесса цифровизации. С января по октябрь 2020 года переход от аналоговых к цифровым технологиям взаимодействия с клиентами, управления цепочками поставок, а также совершения внутренних операций вместо трех-четырех лет занял девять месяцев.
По данным Datareportal, в 2021 году в сравнении с 2020 годом число пользователей мобильных телефонов выросло на 1,8%, количество пользователей интернета — на 4%, социальных сетей — на 10%, а число людей без доступа в интернет сократилось по всему миру на 200 млн.
Цифровизацию реализуют ИТ-специалисты. Согласно опросу консалтинговой компании KPMG, 54% организаций сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных кадров. Особенно в сфере кибербезопасности, технической архитектуре предприятия и аналитики данных.