Их уже больше 6 млн: когда нас окружат дроны

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
С помощью дронов можно снимать, мониторить стройки и готовые объекты, доставлять грузы и искать людей. Разбираемся, как развивается технология и когда она станет популярнее

Об эксперте: Мария Григорьева, управляющий директор Accenture Technology в России.

Дроны — или беспилотные летательные аппараты (БПЛА) — набирают популярность в самых разных областях. Уже сейчас их в мире больше 6 млн, а к 2031 году станет еще больше — до 16 млн. Зарубежные компании используют дроны, чтобы автоматизировать отдельные задачи и целые направления.

Беспилотники могут следить за безопасностью и проникать в места, недоступные для человека, ускорять процессы и работать круглые сутки, в любых погодных условиях. Но в России их потенциал еще только начинают открывать.

Как используют дроны в различных отраслях

  • В нефтегазовой отрасли БПЛА применяют для инспекций трубопроводов, обнаружения утечек, мониторинга оборудования.
  • В добывающей промышленности дроны собирают данные для геолого- и сейсморазведки месторождений.
  • В строительстве аэрофотосъемка и зондирование с помощью дронов позволяют следить за ходом работ и безопасностью в режиме онлайн. Их также привлекают для составления карт и связи со специалистами на объектах.

Так работают дроны на стройке

  • В здравоохранении дроны используют для срочной доставки крови, медикаментов и хирургических инструментов в труднодоступные места.
  • Крупнейшие онлайн-гипермаркеты — такие, как Amazon и Alibaba — начали доставлять товары с помощью дронов.

Amazon доставляет посылки в США при помощи дронов

  • В сельском хозяйстве дроны мониторят посевы, распыляют удобрения, составляют карты почв и культур, помогают управлять стадами на выпасе.

Дроны следят за состоянием полей и распыляют удобрения

  • Военные применяют дроны для мониторинга стратегических объектов, патрулирования и разведки.

Кроме того, дроны используют в сфере развлечений, кино- и видеосъемках, спорте, образовании.

Встречный ветер: что мешает развитию технологии

Вот главные сдерживающие факторы:

1. Законодательство

Операторы коммерческих беспилотников сталкиваются с тем, что правила эксплуатации дронов постоянно меняются.

Например, некоторые государства устанавливают ограничения по высоте полета дронов на уровне 100-130 м от точки взлета и требуют от оператора постоянно держать аппарат в зоне прямой видимости. В ряде стран запрещены полеты беспилотников над городскими районами и местами скопления людей, стратегически важными объектами инфраструктуры, вблизи аэропортов и вертолетных площадок.

В России, помимо ограничений на полеты, дроны весом больше 250 грамм нужно регистрировать в Федеральном агентстве воздушного транспорта. За отсутствие регистрации вас могут оштрафовать на 2 000 рублей, а за полеты над запретными зонами — на сумму до 300 тыс. рублей.

2. Киберугрозы

ПО, на котором работают некоторые дроны, очень уязвимо к кибератакам. Это значит, что злоумышленник может перехватить управление устройством и присвоить его, украсть снимки с камеры или навредить другим способом. Взломать дрон можно на расстоянии до 1 км, подменив сигнал GPS или перехватив данные, которые он передает.

3. Технические сложности

Чтобы использовать беспилотники, нужно обеспечить техническую базу: ИТ-инфраструктуру для управления и обмена данными, дата-центры и хранилища, веб-аналитику, защиту от киберугроз. Все это может обойтись гораздо дороже, чем сами аппараты, не считая работы технических специалистов.

Кейс: как дроны применяют в страховании

Страховые компании используют БПЛА для оценки причиненного ущерба и повреждений, а также передачи данных.

Accenture BeLux разработала решение, которое позволяет автоматизировать оценку ущерба при авариях.

Презентация дронов компании Accenture

Когда автомобиль попадает в аварию, он автоматически посылает сигнал на станцию, и на место сразу отправляется беспилотник. Он сканирует место аварии, определяет повреждения автомобилей и травмы пострадавших, составляя детальную 3D-модель. Затем дрон отправляет снимки и данные в службу спасения и страховую компанию, где оценивают размера ущерба и стоимость ремонта. Также система может подобрать запчасти и записать водителя на кузовные работы.

Все собранные данные хранятся в единой базе и доступны в режиме онлайн. При этом система регулярно анализирует данные о дорожной ситуации, погоде и авариях в этом районе и погодных условий и предсказывает, сколько дронов нужно держать на станции.

В результате клиенту не нужно связываться со страховой компанией, объяснять ситуацию и решать другие срочные вопросы. Весь процесс занимает считанные минуты.

Какие перспективы у коммерческих беспилотников?

Технологии в области беспилотников активно развиваются, а компании хотят автоматизировать как можно больше процессов. Все это подталкивает производителей к тому, что дроны становятся все «умнее» и совершеннее.

Одна из актуальных задач — сбор данных в реальном времени для оперативного управления и мониторинга. Еще одно перспективное направление — это создание гиперспектральных изображений: когда трехмерная модель дополняется спектральной информацией — данными мониторинга со спектральных камер, например снимков в ИК-диапазоне.

Такие также используют в астрономии, сельском хозяйстве, нефтедобыче. Также растет интерес к дронам в «умном» земледелии где эта информация используется для составления индекса NDVI — разницы в показателях красного и ближнего ИК-диапазона, разделенная на их сумму. NDVI-индекс показывает проблемные участки поля, нуждающиеся в коррекции (пересеве или минерализации почвы).

Система безопасности, основанная на дронах с камерами

В ближайшем будущем дроны будут применять для мониторинга общественного транспорта и городской среды (например, при интеграции с возможностями сетей связи 5G и Интернета вещей (IoT) БПЛА могут помочь водителям найти парковку, сокращая дистанцию и время, которые пришлось бы потратить на поиск «вслепую»).

А еще их будут использовать в управлении городами и целыми регионами: к примеру, БПЛА в тестовом режиме используются для сопровождения массовых мероприятий под открытым небом. Их применяют для мониторинга городского пространства в период погодных аномалий и для оперативного оказания первой помощи.

Обновлено 25.11.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть