На 74-й сессии Генассамблеи ООН 2021 год был объявлен Международным годом креативной экономики в интересах устойчивого развития. На мероприятиях ЮНЕСКО уже обсуждаются вопросы укрепления экономики за счет творческого сектора. Участниками креативной экономики являются не только деятели культуры (художники, музейное дело, музыканты), но и создатели творческого, обучающего, развлекательного контента в Сети — инфлюенсеры, блогеры, независимые авторы, которые образовали нишу Creator Economy и стали отдельным каналом маркетинга и продаж для заказчиков.
Например, в России AIB Russia представили анализ рынка Influencer Marketing 2020 — за год его объем вырос на 63,3% и составил ₽11,1 млрд. В исследовании рассматривались две самые крупные сети Instagram и Youtube, где чаще всего продвигают товары и услуги.
По данным Adindex за 2020 год, крупнейшими заказчиками рекламы в Рунете были «Сбер», МТС, Tele2, PepsiCo и Nestle. Суммарно рекламные бюджеты этих компаний составили ₽10,3 млрд.
Сейчас перед инфлюенсерами стоит задача удержать не только аудиторию, но и рекламодателей. Для этого блогерам приходится создавать креативный контент, наблюдается рост популярности программ для обработки фото и видео, появляются новые формы заработка на создании трендового контента. В свою очередь популярность и капитализация таких приложений растет, что говорит об их инвестиционной привлекательности.
Creator Economy — рынок популярного контента
Creator Economy — индустрия заработка на контенте независимыми авторами — начала активно набирать оборот в 2020 году. В эту сферу входят журналисты, продвигающие платные подписки, блогеры и инфлюенсеры, зарабатывающие на своих каналах, видеографы и множество других авторов, которые так или иначе монетизируют собственный контент.
По данным Signal Fire, более 50 млн человек во всем мире считают себя криэйторами (creators), несмотря на то, что активное развитие креативных индустрий началось всего десять лет назад.
Опрос среди американских детей показал, что больше ребят хотят быть звездой YouTube (29%), чем астронавтом (11%), когда они вырастут. Многих представителей поколения Z в креативных индустриях привлекает возможность монетизировать свой контент. Graphtreon, платформа, которая помогает отслеживать заработок, статистику и рейтинг популярности креаторов Patreon, сервиса с платной подпиской на контент, каждый день публикует статистику по количеству взносов на краудфандинге. По их оценке на начало 2021 года было совершено 9,75 млн взносов на сумму $20,85 млн.
Внутри креативной сферы возникло и продолжает увеличиваться облако сервисов, помогающих в создании и продвижении контента. Структурно можно выделить несколько сегментов среди приложений:
- Фильтры, приложения с эффектами для обработки фотографий (Affinity, Canva, Snappa, VCSO).
- Приложения для монтажа видео (Vochi, Invideo, Kapwing).
- Сервисы для записи подкастов (RedCircle, Anchor, PodBean).
- Приложения для записи музыки (Ableton, GarageBand, FL Studio).
- Сервисы для письменных материалов (Twitter, Medium, Quora).
Медиаплатформы и социальные сети со встроенными эффектами, которые позволяют публиковать творческий контент, делятся на:
- Видеосервисы/платформы для стримов (YouTube, TikTok, Twitch).
- Сервисы для графического дизайна/фотографий (Instagram, Snapchat, Pinterest).
- Стриминговые сервисы для прослушивания музыки и подкастов (Apple Music, Spotify, Soundcloud, Splice).
Также на рынке креативных индустрий помимо инструментов присутствуют следующие категории игроков:
- Создание и дистрибуция контента: это вышеперечисленные платформы, помогающие в создании контента и доведении его до потребителя (Instagram, Twitter, YouTube, Spotify, TikTok и инструменты, приложения, которые помогают создавать и редактировать контент: FaceApp, Mojo, PicsArt, Vochi и другие).
- Продвижение и посев: агентства, отвечающие за продвижение.
- Монетизация контента и привлечение средств для реализации проектов (Patreon, KickStarter, Starsona, Karat).
К тому же часто авторы используют популярный контент для перевода аудитории из социальных сетей в своих покупателей — они создают свои онлайн-магазины, продают инфопродукты на собственных сайтах, размещают творчество на ресурсах патронажа и краудфандинга.
На этом рынке немало известных игроков, которые в свое время привлекли венчурные инвестиции. Например, американская компания VSCO в 2012 году разработала приложение для обработки фото с помощью пресетов и других инструментов. За восемь лет им удалось превратить приложение VSCO в бизнес с выручкой $50 млн и оценкой $550 млн, а также удержаться от поглощения сервисом Instagram.
Кроссплатформенный сервис Canva для графического дизайна был основан в 2012 году. Графический редактор дает доступ к встроенной библиотеке шаблонов, стоковых фотографий, иллюстраций и шрифтов. В марте 2013 года общая сумма финансирования достигла $3 млн. В апреле 2021 года компания получила $71 млн инвестиций и достигла оценки в $15 млрд. По данным Crunchbase, всего в компанию вложили около $370 млн инвестиций.
Разработчики музыкального приложения SMule, которое позволяет петь и сочинять музыку вместе с друзьями, крупными артистами привлекла $54 млн инвестиций от Bessemer, Tencent и Times Bridge.
Растущий интерес к рынку
По оценкам авторов Influencer Marketing Hub, в настоящее время объем мирового рынка креативных индустрий составляет около $104,2 млрд, включая influence-маркетинг, который в 2021 году оценивается в $13,8 млрд. К 2023 году объем Creator Economy достигнет, а возможно и превысит, $1 трлн.
Количество заинтересованных лиц и компаний, которые участвуют в развитии индустрии, также постоянно увеличивается. К ним относятся сами социальные сети как площадки, рекламодатели, то есть производители товаров и услуг, инвесторы, финансирующие разработку приложений для создания и обработки фото-, видео-, аудиоконтента, а также сами блогеры, дизайнеры, видеографы, фотографы, инфлюенсеры и потребители контента.
Согласно данным этого исследования, 33% криэйторам создание контента приносит менее $20 тыс. в год. Примерно равные группы участников исследования (~20%) говорят, что зарабатывают от $20 тыс. до $50 тыс., от $50 тыс. до $100 тыс. и от $100 тыс. до $500 тыс. И лишь 1,6% авторов заявили о доходе от $500 тыс. до $1 млн, еще меньше (0,5%) указали, что зарабатывают на контенте более $1 млн в год.
Сейчас Creator Economy представляет собой огромный, в значительной степени неизведанный рынок. По оценкам венчурной компании SignalFire, 50 млн человек во всем мире считают себя создателями контента, а по оценкам The Information, в 2021 году венчурные инвесторы вложили $2 млрд в 50 стартапов, ориентированных на создателей контента.
Такая заинтересованность венчурных инвесторов делает этот рынок легитимным и не позволяет игнорировать его вклад в экономику — создание и публикация креативного контента уже давно не просто развлечение для тинейджеров.
Кремниевая долина всерьез интересуется цифровыми инструментами и платформами, используемыми создателями контента:
- В июне 2021 года венчурная фирма Founders Fund взяла на себя инициативу в сделке объемом $15 млн для Pietra — стартапа, призванного помочь влиятельным лицам запускать линейки продуктов.
- В апреле 2021-го Seven Seven Six, венчурная фирма, управляемая Алексисом Оганяном, соучредителем Reddit, и Bessemer Venture Partners объявили о вложении $16 млн в PearPop — платформу, которая помогает создателям монетизировать их сотрудничество и взаимодействие в социальных сетях.
- В феврале 2021-го венчурная фирма Andreessen Horowitz инвестировала в Stir — платформу, которая помогает авторам управлять тем, как они зарабатывают деньги, оценив компанию в $100 млн.
Среди последних сделок с участием российских инвесторов можно упомянуть белорусский стартап Vochi, разработавший приложение для креативной обработки и рендеринга видео c использованием технологии AI и ML. Он привлек $2,4 млн от клубов Angelsdeck, A.Partners, TA Ventures, Kolos VC, Startup Wise Guys и других. Всего за два года стартап привлек более $4 млн.
Драйверы роста креативной экономики
Гибкость креативной среды. Самые разные цифровые технологии могут быть использованы для создания трендового контента и нового опыта пользователей — искусственный интеллект, компьютерное зрение, AR, VR.
Всеобщий переход в онлайн. Многие компании из разных индустрий изменили способы взаимодействия с потребителями и перешли в онлайн. Пользователи, в свою очередь, тратят все больше времени на приложения и потребляют больше информации онлайн. Из-за притока людей доходы платформ и социальных сетей увеличиваются, все больше потребителей готовы платить на оригинальный контент.
Монетизация творческого контента. Представители поколения Z больше ориентируются на монетизацию контента и работу в креативных индустриях. Это обеспечивает рост интереса к специализированным приложениям для обработки и создания контента, который соответствует трендам. Количество криэйторов увеличивается, социальные сети с возможностью делиться своим творчеством обретают новую волну популярности, а новые инструменты для создания контента приобретают пользователей.
Появление лидеров рынка. Лидеры в сегментах этого рынка среди приложений и платформ еще не оформились, и пока есть возможность вступить в эту гонку. Хотя приложений на рынке достаточно много, все еще есть возможность стать лидером — пользователям непросто одновременно работать со многими платными инструментами и платформами. Те игроки, которые предложат авторам больше функций и возможность одновременно управлять контентом и анализировать реакции, смогут стать необходимым инструментом в арсенале каждого создателя контента.