Краудфандинг позволяет собирать необходимые денежные средства, привлекая инвесторов, которые хотят получить доступ к проекту. Они добровольно объединяют деньги или другие ресурсы, чтобы поддержать авторов интересующей идеи.
Как правило, для краудфандингового проекта устанавливается конкретный срок окончания инвестирования. Автор или фаундер также указывает сумму, которую ему нужно собрать за это время. Принципом краудфандинга является прозрачность всех денежных потоков. Инвестор (бэкер) должен понимать, куда и в каком размере ушли его деньги. Взамен он получает либо часть будущей прибыли проекта, либо внесенные средства в полном размере. Некоторые проекты предусматривают безвозмездное пожертвование.
Обычно краудфандинг используют, когда речь идет о запуске стартапа. Этот метод сбора средств также подходит для благотворительных, образовательных, экологических проектов и интернет-площадок разного спектра, к примеру, онлайн-СМИ. В последние годы авторы проектов активно собирают деньги и на личные цели.
С чего все началось
Несмотря на то, что краудфандинг как метод сбора средств сейчас популярен в интернет-среде, его начали использовать еще 100 лет назад. Интересно, что один из первых известных примеров связан с российской историей. В 1912 году жители села Турнаево начали строить первую в Сибири Серафимовскую церковь, объединив свои деньги и средства жителей соседних деревень. Всего на церковь собрали около 12 тыс. царских рублей или около ₽7,2 млн в современных ценах.
Однако термин «краудфандинг» появился лишь в 2006 году, и его автором стал журналист Джефф Хау.
Первым примером интернет-краудфандинга можно считать сбор средств на организацию гастрольного тура рок-группы Marillion в 1997 году. Поклонники организовали акцию по всей территории США без какого-либо призыва со стороны музыкантов. Они собрали $60 тыс. Впоследствии Marillion записала и продвигала на эти деньги нескольких своих альбомов.
Лидерами по объемам рынка краудфандинга являются Китай, Япония, Южная Корея и США, где доля таких вложений на инвестиционном рынке составляет от 2% до 5%. В России она пока достигла только 0,15%.
Как работает краудфандинг
Бэкеры проекта могут рассчитывать на получение той или иной выгоды, либо вкладываться в него безвозмездно. В зависимости от того, как будет расплачиваться с ними фаундер, выделяют несколько основных видов краудфандинга:
- на основе пожертвований или донатов — этот тип финансирования предназначен только для некоммерческих и личных проектов;
- за вознаграждение — участники проекта получают ценные призы; актуально для проектов на предпродажной стадии;
- с привлечением долгового капитала (Debt-based Crowdfunding) — вложения в обмен на возврат денег с процентом от прибыли проекта;
- краудфандинг акций (Equity Crowdfunding) — деньги в обмен на долю в проекте; предполагает более серьезные вложения участников;
- в обмен на фиксированное количество новых единиц криптовалюты (ICO) — стартапы выпускают свою криптовалюту и обменивают ее на другие популярные вроде Bitcoin или Ethereum.
Банк России выделяет четыре типа краудфандинга:
- p2p-кредитование, когда и инвестор и заемщик — физлица;
- p2b-кредитование, когда инвестор — это физлицо, заемщик — юрлицо;
- b2b-кредитование, когда и инвестор, и заемщик — юрлица;
- rewards-краудфандинг, когда деньги привлекаются на проекты за нефинансовое вознаграждение.
Что такое платформа для краудфандинга
Краудфандинг осуществляется на специальных платформах. Чтобы начать сбор денег, нужно выбрать подходящую площадку, которая будет отвечать особенностям проекта. При этом все действия фаундеров и бэкеров должны соответствовать нормам действующего законодательства, в случае с Россией 259 ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Кроме того, нужно внимательно прочитать правила платформы, чтобы не остаться без денег. Дело в том, что некоторые из них следуют политике «все или ничего». Это означает, что, если фаундер проекта выставил цель собрать определенную сумму к конкретной дате, но не смог выполнить ее, он может и не получить никаких денег.
Есть также площадки, где нужно собрать минимум 50% заявленных средств. Однако в этом случае комиссия для фаундера проекта будет выше, чем при 100%.
Даже если проект размещается на платформе, которая не выставляет подобных ограничений, необходимо самостоятельно оценить шансы на успех заявленной цели. Речь идет о тех проектах, которые предполагают вознаграждение или возврат денег бэкерам.
Полезно также узнать, как долго существует выбранная площадка, какая у нее репутация и сколько успешных проектов уже было реализовано. Можно попробовать связаться с другими фаундерами, которые размещали там свои проекты.
Краудфандинг в России
В России насчитывается более 70 официальных краудфандинговых платформ. С 2019 года в нашей стране действует вышеупомянутый закон, регулирующий сферу. В 2023 году для неквалифицированных инвесторов нет минимального порога входа для старта вложений, но максимальный лимит ₽600 тыс. в год. Профессиональные инвесторы могут вкладывать неограниченные суммы.
По данным финансового маркетплейса «Выберу.ру», в 2022 году объем рынка краудфандинга в России увеличился в 1,5 раза и достиг ₽20,4 млрд. В начале 2023 года количество регистраций на платформах выросло на 73% и приблизилось к 55 тысячам. Краудфандинг становится альтернативным способом приумножения капитала: людей привлекает простота инструмента и доходность, которая, в среднем, достигает 17,6% годовых.
В «Выберу.ру» опросили 3000 россиян об их отношении к инвестированию в бизнес на краудфандинговых платформах. Выяснилось, что подавляющее число опрошенных — 72% никогда ранее не слышали об инвестиционных платформах, 17% признались, что больше доверяют более традиционным инструментам инвестирования в виде акций и облигаций.
Только 9% опрошенных вкладывают небольшие суммы или пока только разбираются с механизмом инвестиций. Лишь 2% подтвердили, что являются квалифицированными инвесторами и стабильно финансируют бизнес не только на российских, но и на зарубежных площадках.
Ярослав Баджурак, исполнительный директор финансового маркетплейса «Выберу.ру»:
«Краудфандинг — это перспективная история как для малого и среднего бизнеса, которому сложнее получить кредитование банке, так и для инвестора, который в турбулентное время старается разнообразить свой портфель и диверсифицировать риски. Это подтверждают темпы развития отрасли и законодательные изменения: с 2020 года все краудфандинговые платформы входят в специальный Реестр операторов инвестиционных платформ Банка России.
К тому же краудфандинг можно рассматривать как школу инвестирования: вход на площадку не требует больших вложений на старте или специальных знаний, а регистрация на платформах зачастую довольно простая. Однако напомним, что любые инвестиции — это высокорисковый инструмент вложения капитала. Поэтому нужно тщательно выбирать не только платформу для инвестирования, но и конкретного заемщика. Не стоит доверять скоринговой системе площадки полностью, лучше самостоятельно проанализировать финансовые показатели и кредитную историю компании, которую вы хотите профинансировать, и только после этого принимать решение».
Российские платформы для краудфандинга
Planeta.ru (2012 год) — самая крупная краудфандинговая платформа в стране. Она не занимается сбором средств для коммерческих проектов и на политическую деятельность. Обычно на Planeta.ru ищут финансирование для творческих и благотворительных проектов. Кстати, ее первым проектом стал сбор средств на запись новой студийной пластинки «Би-2». Площадка работает по принципу «минимум 50%». Если фаудер собирает половину заявленной суммы и гарантирует выполнение обязательств, площадка берет комиссию 15%, если же сбор средств достигает 100% и выше, — то 10%. При работе же с проверенными благотворительными фондами площадка работает по принципу «оставить всё собранное». У Planeta.ru также есть собственный интернет-магазин.
Boomstarter (2012 год) — крупнейшая в стране платформа для финансирования бизнес-проектов, технологических, творческих и социальных инициатив. Считается отечественным аналогом Kickstarter. Площадка работает по схеме «все или ничего». В этом случае автор получает деньги, только если его проект достигает цели. На платформе работают кураторы, которые помогают потенциально успешным проектам. Самым популярным проектом площадки, который собрал 1063% от заявленной суммы, стал фильм «28 панфиловцев».
Поток (2015 год) — крупнейшая платформа p2b-кредитования в стране. Представители малого бизнеса могут получить заем на развитие от инвесторов. Возможность инвестировать есть не только у физлиц, но и у ИП и компаний. Платформу запустил Альфа-банк.
Город денег (2014 год) — площадка кредитования малого и среднего бизнеса частными инвесторами. Бэкеры выбирают интересные проекты и предлагают получить у них заем. Фаундеры могут выбрать самые лучшие предложения от инвесторов по результатам электронных торгов. Комиссия площадки составляет от 3% до 6%.
Зарубежные платформы для краудфандинга
Для продвижения своего проекта можно использовать как российские, так и зарубежные площадки. Вот несколько самых крупных:
Kickstarter (2009 год) — первая популярная краудфандинговая площадка, чьи создатели сделали популярным термин «краудфандинг». Подходит для коммерческих проектов в творческой, научной и производственной областях. Это крупнейшая площадка с большой аудиторией, где относительно легко собрать деньги. Однако не все проекты подходят под условия платформы, а описывать их нужно на английском языке, либо делать под англоязычную аудиторию. Кроме того, если проект не собрал нужную сумму, то деньги возвращаются бэкерам.
Indiegogo (2008 год) — площадка, которая подходит для творческих, благотворительных проектов и даже личных целей. Фаундер может забрать всю сумму, которую он привлек. Однако платформа берет серьезную комиссию до 9%. Все проекты также должны быть представлены на английском языке.
AngelList (2010 год) (доступна на территории РФ с VPN) — самая известная платформа для стартапов и бизнес-ангелов. Подходит для ИТ-проектов. Она также предоставляет информацию о вакансиях и общую информацию об учредителях. Можно использовать как модель долевого капитала, так и акционерный краудфандинг. Одним из известных пользователей площадки была Uber.
Сrowdfunder (2011) — платформа, которая работает по системе вознаграждений. Подходит для творческих и увлекательных бизнес-идей, а также стартапов, которые не имеют поставленных целей. Комиссия с успешного сбора составляет 5%.
Краудфандинг: секреты успеха
- Перед запуском проекта нужно понять аудиторию продукта, конкурентов и попытаться спрогнозировать уровень интереса к идее. Также неплохо заранее провести рекламную или PR-кампанию, как минимум — подогреть интерес потенциальных бэкеров к будущему проекту;
- После выбора платформы нужно создать профиль с описанием проекта, документами и маркетинговым планом. Желательно прикрепить также небольшое видео с живым объяснением цели проекта;
- Затем необходимо обратиться к ближнему кругу — тем, кто потенциально лоялен проекту. Это могут быть семья, друзья или коллеги. Ближний круг поможет собрать первоначальную сумму прежде, чем запустится публичная кампания;
- На этапе проведения кампании нужно постоянно информировать аудиторию обо всех обновлениях и поддерживать обратную связь, а также сообщать о дальнейших планах в отношении собранных денег.
Нужно помнить о том, что собранные путем краудфандинга средства тоже считаются доходом. Физическое лицо платит подоходный налог от всей суммы привлеченных денег, а ИП или компания выплачивают налог на доход согласно выбранной системе налогообложения. НКО может оформить сбор денег как пожертвование.