Почему Kodak, Nokia и другие концерны не смогли в цифровизацию

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
О том, почему Kodak, Polaroid, Blockbuster, Tower Records и Nokia не пережили цифровизацию и потерпели банкротство, рассказал ведущий YouTube-канала «РБК Тренды» Николай Дубинин

Kodak: «Вы нажимаете на кнопку — мы делаем все остальное»

Первая камера Kodak появилась еще в 1888 году. По форме она чем-то напоминала большую коробку от современных смартфонов iPhone. На пленке первой Kodak помещалось 100 кадров: как только она заканчивалась, клиенты по почте посылали камеру основателю компании Джорджу Истмэну. Он проявлял снимки, наклеивал их на картон и заправлял камеру новой пленкой — стоило это $10. Слоган Kodak гласил: «Вы нажимаете на кнопку — мы делаем все остальное» — компания сразу начала продавать не просто устройство, а сервис.

С развитием цифровой фотографии Kodak начала терять свою популярность, несмотря на то, что один из инженеров компании — Стив Сассон — стал первым разработчиком цифровой фотокамеры еще в 1975 году. Пленочный бизнес приносил компании много денег, поэтому производители не решились от него отказаться, но и не пошли по пути японской компании Fujifilm — там стали выпускать пленку для рентгеновских аппаратов.

Почти через 20 лет Kodak совместно с компанией Apple выпустил потребительские цифровые фотоаппараты Quicktake 100. Сенсор камеры составлял всего 0,3 Мп, а на 1 Мб встроенной памяти помещалось не больше восьми снимков в разрешении 640х480 или 32 снимка в разрешении 320х200. Нельзя было удалить или предварительно посмотреть фото, а передавали снимки только через компьютеры Macintosh.

В 1996 году генеральный директор Kodak Джордж Фишер решил инвестировать более $2 млрд в развитие цифровой фотографии: в компании сделали все, что можно — даже открыли 10 тыс. киосков для печати фотографий. Однако рынок был не готов, поэтому деньги потратили просто впустую.

В 2012 году Kodak подала на банкротство, но через несколько лет решила выйти на рынок смартфонов с устройствами Kodak IM5 с 13-мегапиксельной камерой и Kodak Ektra — смартфоном премиум класса. Сейчас компания производит принтеры, а недавно сообщила о желании заняться фармацевтическим бизнесом.

Polaroid: «Гений и его волшебная камера»

Главный конкурент Kodak на протяжении второй половины XX века — Polaroid — тоже не смог преодолеть цифровизацию. Компания приобрела свою популярность еще в годы Второй мировой войны — тогда они сфокусировали свое производство на антибликовых очках для летчиков и солдат, прицелах, видоискателях, фотоаппаратах и других оптических устройствах.

В начале 1970-х Polaroid выпустила камеру мгновенной печати цветных фотографий SX-70. Тогда журнал Life вышел с фотографией Эдвина Лэнда, основателя Polaroid, на обложке. В заголовке Лэнда назвали гением, а его изобретение — волшебной камерой. В 1978 продажи SX-70 достигли 14 млн экземпляров.

В 1990-е годы начали появляться новые, более прогрессивные, устройства для создания фотографий: видеокамеры и цифровые фотоаппараты. Производство Polaroid пошло на спад: к 2001 году компания обанкротилась.

В 2016 году Polaroid выпустила свой смартфон Snap, который, к сожалению для компании, не привлек покупателей. А в 2017-м, спустя 80 лет после своего основания, Polaroid вернулась с современной версией камеры OneStep 1977 года — OneStep 2.

Blockbuster: «слишком нишевый бизнес»

Американская компания Blockbuster начала работу в 1985 году и за три года стала крупнейшей сетью видеомагазинов США, получая $800 млн только на штрафах за кассеты, которые не вернули в срок.

Победить такого игрока на рынке удалось Netflix, которая, появившись в 1997 году, полностью поменяла представление о потреблении контента. Один из основателей компании, Рид Хастингс, даже придумал историю о том, что на создание Netflix его вдохновил штраф в Blockbuster за просроченную кассету «Аполлон-13».

В начале своего пути видео в сети терпели значительные убытки: тогда Netflix предложил Blockbuster купить 49% компании за $50 млн и переименовать платформу в Blockbuster.com. Но гендиректор компании Джон Антиоко отказался от этого предложения, посчитав такой бизнес «слишком нишевым». Через некоторые время Blockbuster вместе с энергетической компанией Enron все-таки начал развивать продажу видео в сети, однако руководители не сильно горели идеей перехода в онлайн, поэтому когда они столкнулись с вопросами правообладания на фильмы, вышли из сделки с Enron. В 2010 году Blockbuster стала банкротом.

Tower Records: компакт-диски не потеряют своей популярности

Магазины компании Tower Records, продававшей кассеты, проигрыватели, видеоигры и аксессуары, в 1990-е считались самым востребованным местом для встреч людей со схожими интересами. Главным условием для посетителей было знание того, что актуально на данный момент. В 1995 году компания даже запустила сайт Tower.com, однако основатель сети магазинов Рассел Соломон все равно считал, что компакт-диски будут востребованы еще очень долго.

Через несколько лет Шон Фэннинг создал пиратский сайт Napster, на котором можно было бесплатно скачивать музыку. Позже появились другие стриминговые сервисы, в том числе iTunes, и в 2004 году Tower Records обанкротилась.

Nokia: «Миллиард клиентов — кто может соперничать с королем мобильных телефонов?»

Компания Nokia появилась еще в 1865 году в российской Финляндии, вот только в то время она занималась производством вовсе не мобильных телефонов, а бумаги. В течение XX века она занималась также выпуском кабелей, покрышек, бытовой техники. Свой первый прорыв Nokia совершила в 1987 году, представив Mobira Cityman — телефон, который стал символом роскоши. Mobira Cityman весил 800 гр и стоил, по сегодняшним меркам, около €4,5 тыс. Особый статус телефон приобрел благодаря фотографии, на которой советский генсек Михаил Горбачев звонит по мобильному министру связи в Москву из Финляндии. После этого финны начали называть Cityman Гобра.

В 1992 году компания решила сделать ставку на зарождающийся рынок телекоммуникаций: Nokia закрыла все бумажные фабрики, отказалась от производства телевизоров, шин, кабелей и полностью сконцентрировалась на создании мобильных телефонов. На своем пике компания занимала лидирующие позиции на мировом рынке мобильных устройств, ее доля в 2007 году составляла 49%. Тогда же фотографию основателя Nokia Олли-Пекка Калласвуо поместили на обложку Forbes с заголовком: «Миллиард клиентов — кто может соперничать с королем мобильных телефонов?».

В этом же году у корпорации появился сильный соперник — Apple выпустила свой первый iPhone. Еще через год на рынок вышли телефоны на Android, а через пять лет Nokia продала свой мобильный бизнес Microsoft. Тем не менее, в десятке самых продаваемых мобильных телефонов за всю историю семь — это модели Nokia.

Обновлено 30.07.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть