Водородная энергетика и транспорт будущего: подкаст «Что изменилось?»

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
Когда мы полностью перейдем на электротранспорт, в чем основные преимущества водородной экономики и кто будет покупать у России водород, обсуждаем с экспертами в новом эпизоде подкаста РБК Трендов «Что изменилось?»

В гостях:

  • Юрий Добровольский — доктор химических наук, профессор, руководитель Центра Компетенций НТИ при Институте проблем химической физики РАН «Технологии новых и мобильных источников энергии»
  • Сергей Киселев — вице-президент по Европе компании ZeroAvia
  • Дмитрий Холкин — директор Инфраструктурного центра EnergyNet

Ведущий подкаста — Макс Ефимцев — адепт современных технологий, инфлюенсер, smm-специалист.

Таймлайн разговора

01:36 — С чем связан нынешний интерес к водородным технологиям

08:26 — Чем водород лучше традиционных источников энергии

09:18 — Недостатки аккумуляторов электрического транспорта

13:32 — Что нужно сделать для развития транспорта на водороде

18:33 — Какие у России планы по развитию водородных технологий

21:25 — Кто будет покупать водород у России

25:07 — Как студенческая команда из Новочеркасска показала себя на конкурсе Up Great. Первый элемент

27:43 — Перспективные российские проекты в водородных технологиях

29:40 — Где в России будет целый остров с водородной инфраструктурой

30:50 — Как легче всего транспортировать водород

33:24 — Станет ли Россия экспортером водородных технологий

Когда появился интерес к водородным технологиям

По данным Счетной палаты, разведанных запасов на разрабатываемых месторождениях нефти в России хватит еще на 35 лет добычи. Тем не менее, это уже ощутимый горизонт, так что перспектива недостатка энергии заставляет страны инвестировать в новые исследования. Одним из таких перспективных направлений стала водородная экономика.

Во многом водородная энергетика возникла в повестке дня в связи с политикой декарбонизации, считает Дмитрий Холкин. Во всем мире политика декарбонизации, связанная с изменением климата, становится все более значимым явлением. Многие государственные и межгосударственные планы сейчас содержат в своих программных и стратегических документах планы по развитию водородных технологий. Политика подталкивает к тому, чтобы сейчас заниматься водородом.

Второй фактор — водородная энергетика в последнее время стала инновационно более обеспеченной. Появились новые технологии, которые подходят для использования в практических кейсах, рассказывает Холкин.

Преимущества водородной энергетики

Водород можно не сжигать, а электрохимически окислять, то есть непосредственно превращать в электроэнергию, минуя стадию сжигания. Тогда намного выше КПД, абсолютно отсутствуют выбросы, нет никаких тепловых загрязнений, объясняет Добровольский.

Водород также считается хорошим топливом. Большинство авиа-, автопроизводителей, а также производителей водных судов сейчас очень активно работают в этом направлении.

Добровольский также отмечает, что есть множество отраслей, где замена традиционных реагентов на зеленый водород приведет к сильной декарбонизации всей цепочки поставок. Например, в черной металлургии.

Каким будет водородный рынок

Считается, что водородный рынок будет таким же, как рынок нефти и газа: где-то будет производиться много водорода, а потом развозиться по многим странам, рассказывает Холкин, но потенциально производить водород можно в любой точке земного шара: везде, где есть первичный источник энергии. Это могут быть ветры Северного моря или Сахара с ее солнцем.

В таком случае, отмечает Холкин, все преимущества, которые природой были заложены в Россию и в другие страны-экспортеры нефти, нейтрализуются другими возможностями. Так что нельзя делать ставку только на экспорт, нужно выстраивать свою технологическую повестку и водородную экономику в том числе для того, чтобы наладить экспорт водородных технологий, резюмирует Холкин.

Как экспортировать водород и водородные технологии

Европа сейчас активно стимулирует водородную экономику, и у России есть большой потенциал для экспорта водорода в ЕС, отмечает Сергей Киселев.

Самая дорогая часть в водородной экономике — это транспортировка, объясняет Добровольский, а самый простой способ транспортировать водород — трубопровод.

Достоинство России как страны-экспортера — в наличии системы трубопровода в Европу. Проверить всю газовую инфраструктуру на возможность перекачки водорода — достаточно дорогая задача, но для России это шанс остаться экспортерами энергоресурсов, резюмирует Добровольский.

Добровольский также отмечает, что Россия во многих областях водородных технологий обладает компетенциями, не уступающими мировым, и есть шанс стать не только поставщиком водорода, но и поставщиком технологий. Для этого на рынке сейчас идеальные условия, потому что он только формируется и устоявшихся технологий еще нет.

Слушайте нас на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс Музыке», Google Podcasts, Spotify и ВК Подкасты. А еще следите за нами в Instagram «Что изменилось?» и Telegram РБК Трендов — там мы подробно обсуждаем то, что не успели проговорить в выпуске, и делимся интересными материалами по теме.

Больше о водородных технологиях и возобновляемых источниках энергии читайте в материалах РБК Трендов:

  1. Электромобиль — не панацея: как изменится рынок топлива в будущем
  2. Гибрид на рельсах: как выглядит первый в России водородный трамвай
  3. Водородная энергетика России и Европы: перспективы рынка на $700 млрд
  4. Средство роскошного передвижения: что ждет рынок электромобилей в России
  5. Футуролог Кирилл Игнатьев — о перспективах электромобилей
  6. Биотопливо из сахарной свеклы: как заработать на циклической экономике
Обновлено 26.05.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть