Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Как избежать убытков от ИТ-сбоя: план по аварийному восстановлению

Фото:из личного архива
Фото: из личного архива
Чтобы избежать простоя предприятия из-за ИТ-сбоев, компании внедряют Disaster Recovery Plan. Что это такое и как меняется DRP сегодня?

Об эксперте: Евгений Колбин, вице-президент «Сбера», генеральный директор SberCloud.

Увеличение зависимости бизнеса от ИТ приводит к росту стоимости каждой минуты технических неполадок. ИТ-сбои отражаются на доходах предприятия, на эффективности сотрудников и на репутации бренда. Согласно отчету американской компании Datto, минута простоя обходится крупной организации в среднем в $11,7 тыс. И чем крупнее бизнес, тем больше эта сумма. Минута простоя сайта WalMart обойдется ретейлеру в $40 тыс., а сайта Amazon — в $220 тыс. В 2018 году в результате ИТ-сбоя британский банк TSB понес расходы в размере £366 млн и ухудшил отношения с материнской компанией, группой Sabadell.

Ключевая практика борьбы с последствиями ИТ-сбоев — разработка и внедрение планов по аварийному восстановлению (Disaster Recovery Plan, DR-план), которые являются частью планов непрерывности бизнеса.

Хорошо продуманный DR-план позволяет предусмотреть и снизить последствия большинства ИТ-сбоев, включая:

  • отказы оборудования;
  • сбои в программном обеспечении;
  • повреждение или потерю данных;
  • внешние угрозы кибербезопасности;
  • случайные ошибки сотрудников.

При разработке DR-плана надо определить цели бизнеса, а затем понять, какие сервисы для каких процессов критичны и в какой последовательности они должны быть восстановлены. Только после проведения такого анализа, который называют Business Impact Analysis, есть смысл выбирать конкретные инструменты для аварийного восстановления.

Расходы на создание плана аварийного восстановления, которые к тому же не подразумевают немедленной финансовой отдачи, нередко вызывают сопротивление со стороны руководства компаний. Как правило, чем меньше бизнес, тем реже он задумывается о DR. Однако ситуация постепенно трансформируется в сторону внедрения DR-планов как общепринятой практики, в том числе благодаря оптимизации ресурсов и времени на Disaster Recovery с помощью облачных технологий.

Как и почему меняется Disaster Recovery сегодня

Основных причин изменения Disaster Recovery в сторону оптимизации самого процесса две:

  1. Первая причина — поставщики решений продолжают набираться опыта и глубже понимают потребности клиентов. Часто происходит так, что компания, впервые внедряющая DRP, неправильно или неполно формулирует задачи бизнеса, а затем сталкивается с тем, что DR-процессы и DR-сервисы просто не отвечают ее настоящим потребностям. В свою очередь, вендоры и провайдеры набираются опыта удачных и неудачных проектов и тщательнее работают с ожиданиями и целями бизнеса на входе, то есть задают заказчику такой набор вопросов, который поможет сформировать максимально эффективное решение.
  2. Вторая причина изменений — развитие облачных технологий, которые облегчают и ускоряют работу с DR. Согласно отчету американской компании Unitrends, специализирующейся на непрерывности бизнеса, к 2021 году облачное аварийное восстановление как программное обеспечение (DRaaS) будет использоваться в 59% предприятий, практикующих DRP. Gartner дает более оптимистичные прогнозы: к концу 2020 года 90% операций аварийного восстановления будут выполняться в облаке.

DR становится дешевле

При формировании DR-плана облака обеспечивают заметную экономическую выгоду. Ресурсы резервной облачной площадки могут использоваться только для резервного копирования, хранения и восстановления. Такая модель реализации DR-плана значительно дешевле содержания собственного физического резервного ЦОДа.

Другой фактор экономии — отказ от лент и дисковых систем хранения данных. У компаний больше нет необходимости использовать эти средства, так как резервное копирование может выполняться в облаке в режиме реального времени. При этом при использовании облачного объектного хранилища можно хранить данные в нескольких местах — невозможный сценарий в случае использования ленточных накопителей.

Что такое непрерывность бизнеса и как она связана с облаками Фото:Unsplash

Экономия не сказывается на вопросах надежности и безопасности: облака обеспечивают более высокий уровень устойчивости ИТ-инфраструктуры и бизнес-приложений, чем корпоративные On-Premise системы.

Публичные облачные провайдеры обязаны подтверждать безопасность своих платформ соответствующими аттестатами, выданными компетентными органами, а также регулярным аудитом в области информационной безопасности. Кроме того, если говорить о клиентах, не работающих в сфере ИТ, то таким компаниям просто невыгодно содержать штат дорогих квалифицированных специалистов по безопасности. Так что и уровень «безопасников», и применяемых ИБ-решений у облачного провайдера всегда будет на порядок выше.

Выбор традиционного DR и облачного DR не является взаимоисключающим. Использовать можно и гибридный подход, если он экономически оправдан и обеспечивает непрерывность бизнес-процессов и надежную защиту ИТ-инфраструктуры бизнеса.

DR становится быстрее

При критических сбоях компаниям необходимо действовать быстро. Сегодня рынок предлагает большое количество сервисов автоматизированного восстановления. Это высвобождает важные ресурсы (например, время сотрудников), которые можно направить на более приоритетные проекты. Облачные DR-системы также увеличивают скорость аварийного восстановления — с помощью облачного резервного ЦОДа можно не только в течение нескольких минут восстановить утерянные данные, но и развернуть на его мощностях резервную ИТ-инфраструктуру.

Такой подход обеспечивает возобновление штатной работы ИТ-систем в разы быстрее, чем восстановление, приобретение или перенос в другой ЦОД серверов и систем хранения данных.

Как физически выглядит интернет и как работают большие данные?

DR становится проще

Еще несколько лет назад российских провайдеров DR-решений можно было пересчитать по пальцам одной руки. При интеграции их продуктов приходилось учитывать сотни нюансов — по сути, рынок только учился полноценно работать с DR. Сегодня Disaster Recovery — это больше не сакральное знание, для реализации которого нужно прочитать десятки книг или пройти специальные курсы. И со стороны провайдеров, и со стороны заказчиков разработаны четкие инструкции реализации надежных DR-решений. Все идет в сторону минимизации набора необходимых действий и сокращения возможности ошибки на каком-либо этапе.

Самая критичная часть реализации DR-решения — это организация сетевого взаимодействия между резервной и основной площадкой.

Если, например, облачный провайдер использует другое, отличное от вашего сетевое оборудование, то три-четыре года назад проработка схем подключения, взаимодействия и маршрутизации могла занимать больше месяца. Сегодня проработка надежного и безопасного сетевого соединения с облаком — все еще непростая задача, но она занимает гораздо меньше времени, потому что вендоры уже проработали десятки сценариев для различных вариантов подключения под разные платформы.

Если говорить о простом резервном копировании, то и этот процесс сегодня максимально облегчен: ресурсы облачного провайдера можно использовать как универсальную корзину для бэкапов. Достаточно определить точку входа для подключения и ввести учетные данные, а дальше облачное хранилище в считанные минуты становится частью системы резервного копирования.

Если сравнивать российские предприятия с западными, то отечественные компании только учатся непрерывности бизнеса. Закон о хранении персональных данных подстегнул российский рынок: сначала — хостинга, затем — облачных провайдеров. Провайдеры, в свою очередь, ринулись разрабатывать и внедрять как можно больше удобных решений и моделей работы для заказчиков. Такая сильная конкуренция за растущий рынок на руку клиентам: они получают разнообразные надежные сервисы по выгодной стоимости. Это касается и решений для Disaster Recovery, которые, будучи важной частью индустрии Cloud, продолжат развиваться и становиться удобнее.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: