В 2024 году технологии снова шагнули вперед, но не все расчеты бизнеса оказались удачными. Даже продвинутые ИИ-устройства пока не смогли покорить рынок, а IT-гигантам приходится менять стратегии, чтобы выжить. «РБК Тренды» рассказывают о самых крупных неудачах в технологическом секторе в уходящем году.
Отключение компьютеров с Windows из-за ошибки поставщика услуг
19 июля 2024 года глобальный сбой в работе компьютеров и серверов на Windows по всему миру вызвал коллапс — пострадала IT-инфраструктура компаний, банков и аэропортов по всему миру. Многим авиаперевозчикам пришлось приостановить полеты, в том числе United Airlines, Delta Air Lines и American Airlines, а также нидерландской KLM. О проблемах в работе сообщили British Airways, Wizz Air, Turkish Airlines, Eurowings, Lufthansa и Qantas. Всего 19 июля было отменено около 7 тыс. авиарейсов — 6,2% от всех запланированных по миру. В аэропортах не работали табло, и сотрудникам приходилось писать расписание вылетов на белых досках.
В некоторых странах авиабилеты заполняли от руки.
В Великобритании с проблемами столкнулась электронная система здравоохранения, которую врачи используют для записи на прием и других задач. Инцидент повлиял и на работу банков, СМИ, почтовых служб, платежных систем, общественного транспорта, служб экстренной помощи и ресторанов по всему миру.
Устройства с Windows все это время выдавали синий «экран смерти» (BSOD) и уходили на бесконечную перезагрузку. Выяснилось, что причиной стало обновление системы защиты от кибератак Falcon Sensor от американской компании в сфере информационной безопасности CrowdStrike, которая является одним из поставщиков услуг Microsoft. Оно вызвало сбой при взаимодействии с сервисами IT-гиганта.
Неисправность в программном обеспечении от CrowdStrike затронула 8,5 млн устройств по всему миру или менее 1% от всех компьютеров с Windows. На фоне инцидента стоимость акций Microsoft упала на 3%, а CrowdStrike — на 18%.
Сначала в Microsoft посоветовали исправлять ошибку путем перезагрузки компьютера 15 раз подряд. Затем компания заявила, что занимается решением проблемы, но устранение последствий сбоя заняло несколько недель.
Эксперт в области кибербезопасности, региональный директор Microsoft в Австралии Трой Хант назвал масштаб сбоя беспрецедентным и крупнейшим в IT-сфере за всю ее историю.
Проблемы с космическим кораблем Boeing на МКС
5 июня 2024 года НАСА отправило к Международной космической станции корабль Boeing Starliner. Это был первый полет аппарата с экипажем на борту. Предполагалось, что миссия продлится около недели. Но при стыковке Starliner с МКС некоторые двигатели корабля отказали. НАСА решило продлить миссию до трех месяцев, чтобы найти решение проблемы. К концу августа стало ясно, что возвращать астронавтов на борту корабля будет небезопасно, и тогда для этой задачи решили задействовать миссию SpaceX Dragon Crew-9. Застрявшие на МКС астронавты экипажа Starliner Бутч Уилмор и Суни Уильямс вернутся с МКС на Землю только в феврале 2025 года.
Корабль Starliner решили не использовать из-за необходимости поддержать высокий уровень безопасности при отстыковке и доставке обратно экипажей со станции. Источники в НАСА сообщали, что аппарат может врезаться в МКС при отстыковке, так как неисправные двигатели способны сделать его неуправляемым. Чиновникам агентства пришлось принимать, возможно, самое важное решение по безопасности пилотируемых космических полетов за 21 год. В итоге капсула вернулась на Землю без экипажа 6 сентября.
На фоне проблем со Starliner Boeing, возможно, продаст свое космическое подразделение. В правлении компании считают, что лучше сосредоточиться на основном бизнесе, связанном с гражданской авиацией, чтобы больше не терпеть репутационный ущерб и убытки. А Boeing уволит 10% работников или 17 тыс. человек, чтобы снизить издержки.
Распродажа активов Intel и возможная покупка компании конкурентом
Уходящий год стал не самым удачным для Intel — ее акции упали на 50%. Также компания уступила Nvidia в сегменте чипов для искусственного интеллекта и потеряла долю рынка в пользу Advanced Micro Devices в своем основном бизнесе по производству процессоров для ПК и центров обработки данных. Впервые за много лет Intel выпала из топ-10 крупнейших производителей чипов, а рыночная стоимость корпорации снизилась менее чем до $100 млрд. Группа фиксирует убытки все последние кварталы, а также заявила о намерении сократить 15% штата и приостановить выплаты дивидендов инвесторам.
СМИ сообщили, что для улучшения финансового положения Intel может продать свое подразделение Altera, которое производит программируемые логические интегральные схемы. Компания приобрела Altera в 2015 году за $16,7 млрд, а теперь намерена выручить за сделку $17 млрд, то еесть инвестиция оказалась не самой удачной. А ранее генеральный директор Intel Пэт Гелсингер утверждал, что руководство считает это подразделение ключевым элементом будущего компании. Летом 2024 года корпорация уже полностью избавилась от своей доли в британском разработчике чипов Arm Holdings.
Ради сохранения бизнеса Intel может пойти на его разделение, выделив два направления в отдельные компании по разработке чипов и созданию микросхем. Главным направлением работы станет производство чипов по контрактам.
Однако в итоге в центре сделки может оказаться сама Intel. О покупке компании задумался другой производитель чипов, Qualcomm. Хотя поглощение IT-гиганта будет дружественным и он продолжит производство, в будущем менеджмент Qualcomm может распродать часть активов Intel. Сумма сделки оценивается в $87-90 млрд.
Жалобы покупателей на Cybertruck и отзыв всех электропикапов
Tesla начала поставки первых Cybertruck в начале 2024 года, и клиенты сразу же начали жаловаться на качество материала, из которого сделана машина. Они заметили, что кузов «из нержавеющей стали» быстро покрывается мелкими пятнами ржавчины при эксплуатации в теплом климате — после обычного дождя.
Уже в апреле Tesla объявила об отзыве всех проданных Cybertruck для проверки одного из основных узлов управления движением электропикапа и замены педали акселератора. До этого поставки электромобилей задерживались именно из-за проблем с педалью, которая буквально утопала в полу при движении, что приводило к неконтролируемому разгону.
В июне Tesla объявила о новом отзыве всех Cybertruck из-за неисправности дворников и проблем с элементами обшивки. Выяснилось, что накладки вдоль внешней обшивки багажника крепились к электропикапу на клей.
В ноябре компания снова отозвала часть электропикапов — на этот раз из-за неисправности инвертора, которая выводит из строя педаль акселератора.
Кроме того, всего за год было зафиксировано две аварии с участием Cybertruck, и в обоих случаях пикапы полностью сгорели. В одном из инцидентов водитель автомобиля погиб.
Некоторые недовольные клиенты решили избавиться от своих Cybertruck путем перепродажи, но Tesla ввела специальный запрет на такие действия. Тем, кто перепродаст электропикап в первый год после приобретения, грозят судебные иски и крупные штрафы. Но покупатели выставляют на аукционы электропикапы с повреждениями, так как их ремонт обойдется слишком дорого.
Ненадежные носимые ИИ-устройства
В 2024 году вышло сразу несколько умных гаджетов с функциями ИИ, которые позиционировались как будущая альтернатива смартфонов. Покупатели оказались недовольны работой устройств, а эксперты по безопасности нашли в них ряд серьезных уязвимостей.
Первое устройство, AI Pin от стартапа Humane, критиковали за проблемы с надежностью. Выяснилось, что гаджет работает медленно и не всегда выдает верные ответы на вопросы. Тачпад устройства нагревался от использования, а время автономной работы было непродолжительным. В Verge отмечали, что AI Pin «просто не работает», а YouTube-блогер Маркес Браунли назвал его худшим продуктом из тех, которые он обозревал.
Буквально через месяц после отправки первых устройств клиентам производитель заявил, что им не стоит использовать фирменный чехол для подзарядки ИИ-устройства из-за риска возгорания. В компании обнаружили проблему с аккумуляторными элементами. В ноябре она отозвала свои чехлы, предложив владельцам заменить их.
К августу число возвратов AI Pin превысило продажи. В октябре Humane снизил стоимость ИИ-гаджета с $700 до $500 из-за сложностей с реализацией. Также сообщалось, что технологический стартап ищет покупателя для своего бизнеса.
Второй гаджет, Rabbit R1, также раскритиковали, но уже за проблемы с безопасностью данных. Например, выяснилось, что устройство хранит журналы чатов пользователей без возможности удаления. Кроме того, из-за политики разрешений R1 потенциально мог передать при краже и взломе злоумышленникам сохраненные запросы пользователей, фотографии и многое другое. Наконец, исследователи безопасности обнаружили ключи аппаратно-программных интерфейсов, с использованием которых любой мог прочитать ответы ИИ-устройства, в том числе и содержащие личную информацию.
К сентябрю стало известно, что Rabbit R1 регулярно используют всего около 5 тыс. человек, хотя компания продала 100 тыс. гаджетов за полгода. В Rabbit признали, что выпустили недоработанное устройство, чтобы опередить конкурентов.
Закрытие 10-летнего проекта электромобиля Apple
В начале 2024 года Apple прекратила работу над беспилотным электромобилем в рамках проекта Project Titan. Разработка длилась почти десятилетие, а компания вложила в нее порядка $10 млрд. Электромобиль должен был вывести корпорацию на новый для нее рынок, но при его разработке она столкнулась с серией сложностей, в том числе при тестировании автопилота. В Apple планировали выпустить электромобиль к 2028 году, сделав его полностью автономным. Над проектом работали сотрудники из разных автомобильных компаний, включая Aston Martin, Tesla, Ford, Lamborghini, BMW и Porsche, — корпорация активно переманивала их у конкурентов. В Apple оценивали стоимость автомобиля в $100 тысяч. Изначально электромобиль собирались выпустить в 2024 году.
Руководство Apple было обеспокоено, что автомобиль не сможет обеспечить ту норму прибыли, которую корпорация обычно получает от своих продуктов. Совет директоров также был недоволен ежегодным расходованием сотен миллиардов долларов на проект с сомнительным будущим. Там обращали внимание и на замедление продаж электромобилей в последние годы из-за роста цен на них и отсутствие необходимой инфраструктуры.
После отмены проекта около двух тысяч сотрудников перевели в подразделение искусственного интеллекта. Остальных пришлось уволить. Apple заявила, что решила переключиться на работу над системами генеративного искусственного интеллекта. Однако и по этому направлению она отстает от конкурентов минимум на два года.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.