Как бизнесу выжать максимум из геоданных

Фото: Bloomberg
Фото: Bloomberg
В развитых странах две трети решений в бизнесе и госуправлении принимается с учетом геоданных. О том, в чем может быть польза «точек на карте» для целого ряда отраслей, рассказывает эксперт Everpoint Юлия Воронцова

Новые технологии позволяют нам лучше исследовать мир вокруг нас, а в больших городах без специальных знаний о населении и объектах вокруг стало практически невозможно вести бизнес.

Предпринимательство — это прежде всего люди. Люди, наиболее чувствительные к изменениям в среде и обществе, самые активные потребители новых продуктов. Именно они первыми начинают использовать те возможности, в том числе и технологические, которые диктует новое время.

Как правило, нас окружает город с тысячами объектов. Чтобы ориентироваться на местности, больше недостаточно просто смотреть по сторонам и запоминать расположение объектов. Нашими помощниками становятся не просто карты с обозначением объектов, а «умные» сервисы, которые показывают, что находится рядом, прокладывают маршруты, отсеивают необходимую информацию и раскладывают ее по полочкам.

Как было раньше

Достаточно вспомнить, каким было такси до появления навигаторов. Пассажир вызывал машину по телефону, а водитель искал нужный адрес самостоятельно. Это превращало процесс ожидания в лотерею: придет ли машина через пять минут или через полчаса, не знал никто, даже сам водитель. С появлением «умных» карт и навигаторов появился не просто удобный способ заказа такси — через приложение. Появилась компания, ставшая символом эпохи (речь, конечно же, о Uber).

То же можно сказать про многие другие бизнес-сферы и бизнес-процессы. С помощью навигаторов и приложений для путешественников, использующих в своей работе геоданные, ездить в разные страны самостоятельно стало не сложнее, чем искать кафе в соседнем районе.

Раньше абсолютное большинство туристов обращалось к туроператорам. Сегодня многим легче самостоятельно купить билет на самолет, выбрать гостиницу, запланировать маршрут и купить онлайн-билеты для осмотра популярных достопримечательностей.

Экономика инноваций Эмоциональный робот: как стартап меняет отрасль клиентских коммуникаций

Как стало теперь

По данным генерального директора ООО «Геопроектизыскания» Николая Алексеенко, в развитых странах 70% решений в бизнесе и госуправлении принимается на основе геоданных. В России показатель ощутимо ниже, но тоже растет.

Уже сейчас можно выделить ряд отраслей, которые существенно меняются под влиянием геоданных. Глубокий анализ геоданных рождает новые сферы бизнеса, например геомаркетинг. В первую очередь это все, что связано с ретейлом и сферой услуг.

1. Ситуативный ретейл

К примеру, уже сегодня можно выбрать оптимальное место для открытия розничного бизнеса, основываясь на данных о жителях района, о конкурентах на этой территории, о транспортной доступности и о крупных точках притяжения людей (ТЦ, метро и т.д.).

Следующий шаг — новые формы мобильной торговли. Это могут быть как отдельные небольшие бизнесы, так и новые направления развития сетевых магазинов.

Зная, что перекрытие дороги приведет к увеличению пешеходного или автомобильного трафика в соседнем районе, можно открыть там мобильный магазин с нужными товарами.

С помощью геоданных со смартфонов также можно отследить сезонное изменение привычных маршрутов людей. Крупные мировые торговые сети уже используют эту возможность.

Так, в турецких бухтах и маринах, где останавливаются на ночлег путешественники на яхтах, очень часто можно заметить лодочки — магазины крупной французской сети Carrefour. Чаще всего они появляются там, где нет магазина на берегу (либо он закрыт или очень маленький), а количество пришвартованных лодок, а значит и потенциальных покупателей, — достаточное.

Крупные сети за рубежом уже используют данные о покупателях, которые в настоящий момент находятся в магазине, чтобы сделать им индивидуальные скидочные предложения или рассказать об акциях и новинках.
Возможности геомаркетинга практически безграничны. С его помощью можно:

  • отслеживать нахождение пользователей и предлагать им то, что они искали ранее;
  • разрабатывать индивидуальную навигацию в торговых центрах;
  • запоминать интересующие человека места и привязывать к ним предложения — и многое другое.

В России направление только начинает развиваться, но не сомневаюсь, что за этим будущее. На западе есть несколько компаний — поставщиков подобных услуг, такие стартапы привлекают миллионы долларов инвестиций. Можно ожидать, что не за горами и отечественные аналоги.

2. Строительство: вид сверху

Консервативная строительная сфера сейчас тоже нуждается в геоданных. К примеру, местоположение жилого комплекса в крупном городе определяет его успех у покупателей. Помимо этого, площадка под строительство должна иметь развитую инфраструктуру, транспортную доступность и так далее. Геоинформационные сервисы могут помочь застройщикам:

  • определить примерный состав населения вокруг будущего комплекса;
  • продумать пути подъезда к нему;
  • найти земли с разрешенным видом строительства;
  • собрать и проанализировать еще целый ряд специфических данных, необходимых при сборе всех нужных документов.

Последнее особенно актуально, так как, по данным фонда «Институт экономики города», в среднем на все процедуры проектирования в сфере жилищного строительства тратится 265 дней, из которых 144 дня уходит только на сбор исходных данных. Система, оптимизирующая этот процесс на основе геоданных, стала бы знаковым нововведением.

В среднем все процедуры проектирования здания занимают около девяти месяцев, пять из них уходит лишь на сбор исходных данных

3. Логистика: кратчайший путь

Геоинформационные системы полезны при создании распределительно-логистических центров. Цена ошибки в выборе локации для такого центра очень велика: это большие финансовые потери и нарушение бизнес-процессов всего предприятия. По неофициальным данным, около 30% сельхозпродукции, выращенной в России, портится, даже не дойдя до покупателя. Можно предположить, что существенную роль в этом играют несовременные и неудачно расположенные логистические центры.

Традиционно есть два подхода к выбору их местоположения: рядом с производством или рядом с рынком сбыта. Еще есть компромиссный третий вариант — где-то посередине.

Однако мало учитывать лишь расстояние до места поставки, важно заранее оценивать стоимость транспортировки из конкретной точки, а также транспортную доступность (вплоть до качества дорог). Иногда бывают важны и мелочи, например наличие поблизости возможности починить сломавшуюся фуру, мест для отдыха водителей на трассе и т.д. Все эти параметры легко отслеживать с помощью геоинформационных систем, выбирая оптимальную локацию для будущего складского комплекса.

4. Банки: безопасность или слежка

В конце 2019 года банк «Открытие» объявил, что начинает внедрение многофункциональной системы геолокации. Основываясь на принципах машинного обучения, она будет прогнозировать объем и определять тип самых востребованных операций в каждом конкретном офисе, а также оценивать перспективные точки для открытия новых отделений и размещения банкоматов.

Фото:Андрей Рудаков / Bloomberg
Экономика инноваций Как инновации изменят банковскую отрасль России

Предполагается, что в дальнейшем система будет взаимодействовать и с клиентом: рекомендовать офисы и банкоматы на основе анализа геоданных клиента и его транзакционной активности.

В банке преподносят эту функцию как дополнительную защиту от мошенничества: если операция по карте клиента будет выполняться из несвойственной ему точки, система запросит дополнительное подтверждение платежа.

5. Как сделать транспорт чуть «умнее»

Никто не работает с пространственными данными больше, чем транспортные компании (будь то пассажирские или грузовые перевозки). И именно этим компаниям нужны наиболее свежие данные. В эпоху, когда одно перекрытие дороги способно парализовать движение мегаполиса, это особенно важно.

На основании лишь одного датчика GPS/ГЛОНАСС сегодня можно выявлять и анализировать целый ряд важных параметров:

  • загруженность дорог (анализ пробок, причин и тенденций возникновения заторов);
  • типовые траектории объезда пробок в отдельно взятых секторах города;
  • поиск новых аварийных участков и плохо регулируемых перекрестков;
  • выявление неисправностей в объектах городской инфраструктуры. Например, сопоставив данные по 2–3 тыс. треков маршрутов, пройденных фурами по одному и тому же проспекту в течение месяца, можно обнаружить проблемы с дорожным полотном. Если при пустой дороге на объездном маршруте водитель, судя по треку, предпочитает выбрать другой, пусть и более загруженный проезд, это должно стать отправной точкой для формирования и проверки гипотезы. Возможно, на этой улице слишком широко паркуются другие автомобили или слишком глубокие ямы, в которые лучше не попадать даже на малых скоростях;
  • сезонность;
  • зависимость объема заказов транспортной компании от урожайности, хорошей погоды, качества дорог в тех или иных населенных пунктах;
  • техническое состояние агрегатов, расходных частей в транспортных средствах.

Германское общество по международному сотрудничеству (GIZ) представило прогноз, согласно которому производители транспортных расходников, вроде производителя шин Michelin, в ближайшем будущем будут продавать не продукцию, а «большие данные» о фактическом пробеге транспортных средств на основе сигналов, подаваемых датчиками в самих шинах.

Как это работает? Датчик дает сигнал в технический центр об износе и необходимости скорой замены шины, а там сразу же формируется так называемый смарт-контракт на предстоящие работы по замене шины и ее закупку. Именно по такой модели сегодня продаются шины для самолетов.

Экономика инноваций Виктор Вексельберг — о перспективах инноваций в России

В городе плотность транспортного потока больше, длина участков меньше, а на само движение влияет множество факторов: светофоры, одностороннее движение, быстрые перекрытия дорог. Крупные города уже частично применяют системы управления автопотоком по типу «умного» города, но их внедрение точечное, особенно в корпоративных структурах. Чтобы получать действительно актуальную и достоверную информацию, нужны более сложные системы.

Росавтодор и ряд других государственных и частных компаний уже разрабатывают приложения, позволяющие водителям в один клик отправлять компаниям, управляющим дорогами, данные о новых ямах на участках. Подобные мини-сервисы — основа для улучшения качества всей отраслевой инфраструктуры.

Обновлено 29.08.2019
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть