Что такое устойчивое развитие
Ключевая идея устойчивого развития — стремление к балансу между сохранением окружающей среды и экономическими амбициями бизнеса или общества. Проще говоря, устойчивое развитие — это развитие, при котором нынешнее поколение может удовлетворять свои потребности без ущерба возможностям будущих поколений. Поэтому важно понимать, как люди разных возрастов понимают устойчивое развитие, что влияет на формирование новых ценностей и экопривычек, как можно научить их заботиться о природе.
Устойчивое развитие в России
Большинство россиян не знакомы с термином «устойчивое развитие», но это не значит, что они равнодушны к экологическим и социальным проблемам. Согласно опросу ВЦИОМа, каждый третий россиянин имеет опыт эковолонтерства, а 41% россиян регулярно направляют денежные пожертвования, вещи или продукты на благотворительность, а также участвуют в субботниках и акциях по благоустройству своего населенного пункта.
Татьяна Липская, старший вице-президент по ESG Сбербанка:
«По своим опросам мы видим, что все больше россиян обеспокоены экологией. И это вполне понятные и близкие каждому человеку жизненные вопросы: качество воздуха, мусор в лесах и городах и загрязнение водоемов — все эти проблемы не безразличны почти 60% людей, а сверхпотребление ресурсов, чрезмерный выпуск пластика и нехватка зелени в городах волнуют каждого второго человека. То есть больше половины россиян переживают за экологию, и при этом мы видим, что люди в основном возлагают ответственность за состояние экологии на бизнес (более 70%). Уже сейчас понятно, что мы вступаем в эру, где забота об окружающей среде становится ключевой задачей и для государства, и для бизнеса».
При этом, как отмечают в «Сбере», россияне воспринимают принципы устойчивого развития скорее через призму удовлетворения своих потребностей, а не как личную ответственность. Людям в первую очередь важна справедливая оплата труда, социальная защищенность и благоприятная экологическая обстановка. Именно осознание собственных выгод в большей степени мотивирует людей к ответственному поведению. Россияне проявляют заботу об окружающей среде через небольшие рутинные бытовые дела, а заботу о близких — через выполнение своих обязательств перед семьей и нуждающимся.
Усилия бизнеса в развитии социальных проектов тоже не остались без внимания — за последние 15 лет доля россиян, считающих российский бизнес социально ответственным, почти удвоилась.
Как разные поколения относятся к устойчивому развитию
Нередко случается так, что даже в одной семье люди разного возраста по-разному смотрят на защиту окружающей среды и социальные инициативы. Условно говоря, если внучка пользуется тканевым шопером, чтобы не засорять планету одноразовыми пакетами и следовать тренду на экологичность, то ее бабушка берет любимую авоську, потому что это надежно и экономно.
Наглядно объяснить подобные различия можно через теорию поколений, согласно которой все люди делятся на архетипы со своим набором черт и ценностных установок, а именно:
- беби-бумеры — родились в 1946–1963 годах;
- поколение X — родились в 1964–1980 годах;
- поколение Y, или миллениалы, — родились с 1981 по 1996 год;
- поколение Z, или зумеры, — родились в 1997–2012 годах.
Австралийский демограф и социальный исследователь Марк Маккриндл выделяет еще одно поколение — поколение альфа, представители которого рождаются с 2010 года. Теория поколений часто подвергается критике за грубое обобщение. Мы будем использовать этот подход, чтобы схематично представить группы людей разных возрастов для анализа.
Беби-бумеры
Беби-бумерам присущ оптимизм, патриотизм и дух коллективизма. Они являлись «покорителями природы» — строили дамбы, гидроузлы на Волге и Днепре, водохранилище на Дону, поворачивали реки вспять. Во времена их молодости в стране и мире доминировала концепция использования даров природы на благо человека. При этом именно тогда, в 1972 году, на Стокгольмской конференции ООН, об экологических проблемах впервые заговорили на международном уровне.
Советские экоактивисты боролись не с изменениями климата и мусорными полигонами, как сейчас, а с браконьерами и незаконной заготовкой древесины. Беби-бумеры активно занимались сбором макулатуры, причем не только по экологическим, но и по экономическим причинам — переработка сданного сырья позволяла стране экономить лесные ресурсы и сокращать затраты на закупку и производство новой бумаги. Кроме того, активных сборщиков награждали талонами на дефицитные товары, например многотомники отечественных и зарубежных писателей.
Сегодня беби-бумеры отличаются склонностью к стабильности, они привержены давно принятым принципам и бережливы. Ностальгируя по советским временам, они нередко с воодушевлением принимают участие в акциях по сбору вторсырья. Также в силу возраста, которому присуща особая сентиментальность, пенсионеры участвуют в благотворительных мероприятиях и откликаются на призывы о помощи.
Поколение X
Поколение Х — самое многочисленное поколение нашей страны, которое составляет 30% от всего ее населения. «Иксы» вслед за бумерами осознали, что потребительское отношение к природе уже скоро приведет к экологической катастрофе и необходимо срочно принимать меры по сокращению вредных выбросов, уменьшению отходов и сохранению биологического разнообразия. В 1980-е в стране начали набирать популярность природоохранные движения, часть массовых активностей которых была направлена на решение насущных проблем, связанных с работой вредных предприятий.
Сегодня люди 45–60 лет составляют самый большой процент (31%) крупных филантропов, поддерживающих благотворительные фонды. Представители поколения Х возглавляют компании и активно внедряют практики устойчивого развития в бизнес-процессы — разрабатывают корпоративные программы для заботы о сотрудниках, внедряют технологии для снижения потребления воды и энергии, раздельного сбора отходов их дальнейшей переработки. Кроме того, «иксы» активно участвуют в проектах адресной помощи, особенно вовлекаясь в медицинские и социальные проекты, и принимают участие в экологических акциях.
Миллениалы, зумеры и поколение альфа
Миллениалы, зумеры, поколение альфа сегодня учатся, работают и потребляют: именно они строят экономику будущего. Число молодых людей в возрасте 14–35 лет в России составляет 37 млн человек — это почти четверть всего населения страны. В России по поручению президента уже предложено запустить новый нацпроект «Молодежь России». Как отметил Владимир Путин: «Завтрашний день страны определят устремления нынешнего молодого поколения».
Миллениалов и зумеров все чаще называют самыми осознанными поколениями за последнее столетие. Исследование «ВКонтакте» и ВШЭ показало обеспокоенность проблемами экологии большинства молодых россиян. В сравнении с поколением Х и беби-бумерами зумеры и миллениалы озабочены зеленой повесткой и социальными проблемами больше всех. 69% россиян в возрасте от 18 до 35 лет отметили, что регулярно заботятся об окружающей среде. Устойчивые практики молодежь поддерживают не только делом, но и кошельком — так, при выборе акций для своего инвестиционного портфеля предпочтение отдается стабильным компаниям, которые являются лидерами повестки устойчивого развития России.
В «Сколково» отмечают, что зумеры больше, чем миллениалы, считают важным просвещать людей и рассказывать об основах устойчивого развития. Зумеры способны поддерживать разговор об устойчивом развитии, а вот среди миллениалов 34% опрошенных и вовсе не знакомы с целями устойчивого развития (ЦУР) ООН. Именно зумеры, а за ними и поколение альфа готовы доплачивать до 10% стоимости за устойчивый продукт.
Если говорить о реальных действиях, которые предпринимает молодежь для проявления своей осознанности, — 56% зумеров и 50% миллениалов пересели на велосипед, чтобы сократить свой углеродный след. Кроме того, 70% зумеров и 62% миллениалов пользуются многоразовыми вещами — шоперами, термокружками для кофе или чая, бутылками для воды.
Миллениалы и зумеры, а кроме них и поколение альфа, имеют широкий доступ к большому объему информации об экологии и климате. «Инфополе сегодня переполнено призывами к экологичности и здоровому образу жизни. Можно сказать, что это модный тренд. Но есть риск формирования искусственной моды на осознанность, которая быстро пройдет и не сформирует у молодых людей приверженность устойчивому развитию, — отмечает Татьяна Липская. — Поэтому важно трансформировать интерес во внутренние устоявшиеся ценности, донести основной смысл, дать возможность своевременно получать качественную информацию, присоединяться к уже существующим полезным активностям и обучаться практическим вещам. Только в этом случае мы получим долгосрочный эффект».
От моды к ценностям
Согласно данным ВЦИОМа, 70% россиян не хватает информации о том, как и кому они могут помочь. Это может означать то, что в России уровень осведомленности населения об открытых образовательных экологических и социальных инициативах государства и бизнеса все еще недостаточный. А без знаний, как известно, невозможно двигаться вперед и достигать намеченных целей, в том числе экологических, климатических, социальных.
Намного лучше обстоят дела с образованием — в России существует множество образовательных программ по устойчивому развитию, начиная с фундаментальных в вузах и заканчивая краткосрочными курсами и вебинарами. Молодые люди могут получить информацию о том, что происходит с климатом и экологией, как заботиться о здоровье и формировать полезные привычки. Такое обучение может стать первым шагом на пути от мимолетного увлечения зеленой повесткой к формированию осознанного и системного подхода к улучшению мира у целого поколения.
Например, в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ действует магистерская программа «Экономика окружающей среды и устойчивое развитие», в «Сколково» — образовательная программа «Устойчивое развитие: от стратегии к практике», в СберУниверситете доступен курс «ESG: Введение», а также открытые курсы по теме лидерства, программирования, налогов и финансов. На образовательной платформе от «Сбера» edutoria.ru доступен бесплатный курс «ESG: лучшие практики в России и в мире» и другие. Помимо образовательных программ, сегодня реализуется множество просветительских проектов, помогающих погрузиться в тему в легком и доступном формате, например «Сберегаем вместе», «Экоцентр «Сборка», «Чистые игры» и др. Подобные инициативы формируют базу ценностей поколений.
👀 Следите за телеграм-каналом «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.