Бутылки, трубы и мебель: почему разные отрасли переходят на вторсырье

Бутылки, трубы и мебель: почему разные отрасли переходят на вторсырье
Использование переработанных полимеров для производства упаковки — важный шаг к экономике замкнутого цикла. Рассказываем, что мешает вовлекать эти материалы в оборот и какова здесь роль потребителей

Сколько мусора утилизируют в России

Ежегодно в России образуется около 60 млн т твердых коммунальных отходов (ТКО), свидетельствуют данные Минприроды. При этом на утилизацию, по информации «Российского экологического оператора» (РЭО), в 2022 году отправили 11,9% ТКО. РЭО также сообщает, что в общей массе ТКО доля пищевых отходов достигает 30%, бумаги и картона — 22%, пластика — лишь 10%.

Несмотря на то что доля пластика в общем объеме отходов относительно невелика, он является лидером среди вторичных материалов, которые удается отправить на переработку. Так, по сведениям «РТ-Инвеста» (крупнейший региональный оператор по обращению с ТКО), в 2023 году для переработки было отобрано 50 тыс. т пластика. Для сравнения по итогам года удалось отобрать 35 тыс. т стекла, 30 тыс. т макулатуры и 20 тыс. т металла.

Власти рассчитывают существенно нарастить показатель утилизации отходов. Так, нацпроект «Экология» предусматривает, что к 2030 году в стране будут сортировать 100% ТКО, а объем захоронения на полигонах снизится на 50%. При этом на переработку должны отправлять более трети твердых бытовых отходов.

Таким образом, Россия должна продвинуться к циркулярной экономике, или экономике замкнутого цикла. Эта модель предполагает повторное использование, восстановление и переработку как можно большего количества товаров и материалов.

Фото:Unsplash
Зеленая экономика Что такое вишсайклинг и почему мы надеемся на переработку мусора

Что такое система РОП и зачем ее реформируют

Один из механизмов, призванных повысить уровень переработки, — расширенная ответственность производителей товаров и упаковки (РОП).

Эта система работает с 2015 года. Ранее ответственность за утилизацию упаковки возлагалась на конечных производителей продуктов и товаров. Те, кто не утилизирует отходы самостоятельно или с привлечением специализированных компаний-переработчиков, должны были заплатить экосбор. Но не все компании выполняли требования РОП, а поступлений от экосбора оказалось недостаточно, чтобы государство построило необходимую для переработки инфраструктуру. Поэтому систему РОП решили реформировать.

Что предусматривает обновленный механизм РОП

С 2024 года ответственность за утилизацию ляжет непосредственно на производителей упаковки, а экологический сбор станет диверсифицированным.

Если упаковка попадает под определение трудноперерабатываемой или неперерабатываемой, производителю придется заплатить больше.

Норма переработки повышается постепенно: с 2024 года производители будут обязаны перерабатывать 20–45% от массы упаковки, с 2025 года — 55%, с 2026 года — 75%, с 2027 года — 100%.

По словам главы ассоциации «Промышленность за экологию» (РусПЭК, в нее входят 14 крупных компаний, производящих потребительские товары и упаковку) Любови Меланевской, реформа РОП стимулирует бизнес к использованию вторичного сырья. Если такое сырье есть в упаковке, компания может снизить свои обязательства по объемам утилизации.

Для снижения обязательств в рамках РОП можно применять понижающие коэффициенты к объемам упаковки, подлежащим утилизации. «Это позволит участникам рынка, которые инвестируют в новые технологии по производству упаковки со вторичным сырьем, сокращать расходы на выполнение нормативов утилизации. Уверена, что данная мера поспособствует скорейшему переходу бизнеса к максимальному использованию вторсырья», — комментирует глава РусПЭК.

Как с вторичной упаковкой работают производители напитков

При этом участники рынка признают, что реформа РОП повлечет за собой и некоторые трудности для бизнеса. Например, в текущей редакции проекта постановления правительства кратный повышающий коэффициент с 2025 года применяется к полностью перерабатываемым зеленым и коричневым ПЭТ-бутылкам. Их объединили в одну группу с неперерабатываемыми бутылками ярких цветов.

Такое объединение категорий является необоснованным, считает президент AB InBev Efes Ораз Дурдыев. В настоящее время производители товаров проводят анализ рынка вторичной переработки полимеров, чтобы дополнительно аргументировать свою позицию по данному вопросу.

Кроме того, в конце 2023 года между государственными ведомствами и участниками рынка состоялась дискуссия по поводу предполагаемого кратного роста базовых ставок экосбора. Одним из ее итогов стало сохранение прошлогодних значений ставок на текущий 2024 год. Обсуждение методики расчета будет продолжено, отмечают участники рынка. По мнению Ораза Дурдыева, при расчете базовой ставки экосбора важно учесть стоимость вторсырья, которое останется в собственности утилизаторов отходов и будет вовлекаться в дальнейший хозяйственный оборот.

«В противном случае мы получим двойное финансирование процессов, связанных с утилизацией — она будет компенсироваться и ставками экологического сбора, и продажей утилизаторами вторичного сырья, что идет вразрез с общепринятыми принципами РОП», — отметил в беседе с «РБК Трендами» Дурдыев.

Компания AB InBev Efes уже давно изучает и разрабатывает решения по применению вторпластика в различных видах своей упаковки. Один из последних пилотных проектов компании — проведение тестов по добавлению rPET в термоусадочную пленку. Однако для развития отрасли переработки и формирования работающего механизма РОП необходимо также, чтобы и новые субъекты РОП, производители упаковки, активнее включались в стимулирование рынка вторичного сырья, как это делает, например, «Сибур».

Весной 2023 года AB InBev Efes подписала меморандум о сотрудничестве с «Сибуром» по развитию экономики замкнутого цикла. В рамках партнерства пивоваренная компания первой в отрасли стала использовать бутылки с добавлением гранул Vivilen, которые включают до 25% вторичных полимеров.

Что такое Vivilen

  • Vivilen — готовое решение для создания экологичной упаковки и других изделий от компании «Сибур»: инновационные полимерные гранулы с добавлением переработанного пластика.
  • Для пищевого сегмента (экологичная упаковка для воды, прохладительных напитков, молока, растительного масла, пива и т.д.) предназначена гранула Vivilen rPET. В ней содержание переработанного пластика может достигать 30%.
  • Vivilen rPET делают из раздельно собранных и переработанных пластиковых бутылок. После использования упаковку с гранулами Vivilen rPET можно снова сдать на переработку.
  • В сегменте непищевой упаковки (флаконы для шампуней, гелей для душа, упаковки для бытовой химии, контейнеров, емкостей и т.д.), а также для изготовления других изделий, например мебели, применяется гранула Vivilen из переработанного полиэтилена, полипропилена или полистирола с долей вторичных материалов от 25 до 70%.

«Полученный пластик не отличается с точки зрения химического состава от первичного полимера, что позволяет производителям упаковок переходить на Vivilen rPET без существенного изменения технологических процессов и систем оборудования. Достаточно лишь правильно настроить режимы на производственных линиях», — рассказывает Елена Мальцева, руководитель отраслевого маркетинга в сегменте «Упаковка» компании «Сибур».

По информации «Сибура», помимо AB InBev Efes, Vivilen используют компании «Родник Прикамья» и «Красный Ключ» (для производства отдельных партий). В бутылки с гранулами Vivilen rPET также разливают воду брендов G-Drive сети АЗС «Газпром нефть» и Visit Tyumen производителя Fizzberry.

Как с переработанными полимерами работает ретейл

Реформа РОП ускорит экологизацию бизнеса и разработку инноваций, говорит руководитель устойчивого развития «Пятерочки» Алина Юхневич. Но многие отрасли, добавляет она, столкнутся с рядом сложностей.

  • Во-первых, не все материалы, попадающие под повышающие коэффициенты, можно легко заменить без влияния на товарные свойства и восприятие потребителей. А если и можно заменить технологически, то это приводит к подорожанию товаров.
  • Во-вторых, производствам нужно время на разработку экологичных решений и перестройку под них своих линий. И сейчас есть риск возникновения дефицита экологичной упаковки при резком переходе на нее всех крупных поставщиков.
  • В-третьих, на сегодняшний день нет достаточных производственных мощностей для переработки больших объемов отходов. Кроме того, также важно развивать инфраструктуру по производству товаров с вторсырьем.

«Надеемся, что РОП в перспективе сможет решить эти задачи», — говорит Юхневич.

При этом «Пятерочка» уже несколько лет внедряет решения с использованием вторичных материалов. Например, пакеты торговой сети на 35% состоят из вторсырья. На переработку отправляется 93% стрейч-пленки, паллет и картона. Также в магазинах устанавливают фандоматы. В них собирают пластиковую, алюминиевую и стеклянную тару для отправки на переработку. В 2023 году торговая сеть запустила в продажу воду в бутылках, произведенных с использованием гранул Vivilen.

Продукция в инновационной упаковке продается и в других ретейл-сетях, например в «Ленте» и «Бристоле». Кроме того, с применением Vivilen производят дизайнерскую мебель для ресторанов «Кофемания», разные виды контейнеров технического назначения и даже заглушки для трубопроводов.

Фото:Алексей Ведерников для РБК
Зеленая экономика Кто, как и зачем собирает и перерабатывает батарейки в России

Чего опасается бизнес и ждут потребители

Более масштабному переходу на упаковку, изготовленную с использованием вторичных материалов, пока мешает несколько барьеров. Большинство из них связано с незрелостью рынка и ложными представлениями об изделиях из переработанного пластика.

Например, многие производители хотят использовать вторичные материалы и устойчивые решения, но при этом рассчитывают, что продукт останется абсолютно таким же, как раньше. Однако ПЭТ-изделия, выполненные из вторичных материалов, отличаются по цвету. По сравнению с бутылками из первичного продукта они имеют более серый оттенок.

«Это как раз и является подтверждением того, что изделие изготовлено из переработанного пластика. Но производители боятся, что конечным потребителям, привыкшим к прозрачным бутылкам, товар в такой упаковке не понравится, они откажутся его покупать», — отмечают в «Сибуре». В то же время во многих странах матовые, серые и коричневые оттенки упаковки давно считаются признаком экологичности. И ответственные потребители зачастую предпочитают такие товары всем остальным.

Впрочем, если говорить о Vivilen rPET, то при изготовлении гранул доля вторсырья подобрана таким образом, чтобы по своим потребительским свойствам, включающим цвет и внешний вид, упаковка почти полностью соответствовала таре из первичных материалов. Разница в цветности при этом несущественна и визуально определяется лишь при внимательном сравнении.

Исследование, проведенное «Сибуром», также показывает, что российские потребители настроены на экологически ответственное поведение. 60% относятся к вторсырью в упаковке положительно, так как это помогает природе, а 70% готовы даже регулярно переплачивать за товары в экологичной упаковке.

«Потребителей давно не пугает наличие вторичного сырья в упаковке. Напротив, прогрессивные покупатели ищут товары в упаковке, где содержится вторичное сырье, голосуют за них рублем. Современные технологии позволяют сохранять функциональные характеристики такой упаковки на высоком уровне: она надежна и безопасна», — подтверждает глава РусПЭК Любовь Меланевская.

Основные барьеры для перехода на упаковку из вторичных материалов

Для потребителей:

  • Миф о том, что вторичный пластик небезопасен для здоровья.
  • Боязнь гринвошинга: потребители не уверены, что производитель действительно использовал экологичные решения.

Для производителей товаров:

  • Боязнь оттока клиентов, не посвященных в экологию.
  • Опасения, что придется менять производственные процессы, а это дорого.
  • Недостаточная осведомленность о регуляторном давлении: многие уверены, что их бизнеса не коснется рост расходов в рамках РОП.

Как снизить стоимость упаковки и снабдить отрасль сырьем

Самый серьезный барьер для перехода на упаковку из вторичных материалов — это их стоимость, продолжает Меланевская. Чтобы вторичные материалы стали дешевле, нужна развитая система раздельного сбора мусора.

«Нам пока недостаточно качественного сырья», — признают в «Сибуре». По оценкам компании, полимерные отходы занимают 10–12% всего бытового мусора. В повторный оборот вовлекается примерно 10% полимерных отходов, и этого явно недостаточно.

Эксперты сходятся во мнении, что без участия конечных потребителей проблему с сырьем решить невозможно. Но до сих пор живы мифы, мешающие развивать раздельный сбор отходов. Самый популярный из них — о том, что мусор все равно свалят в одну машину и увезут на свалку. На самом деле это неправда.

Елена Вишнякова, заместитель генерального директора группы «ЭкоЛайн»:

«Содержимое серых баков забирают серые мусоровозы, синих — синие. У них разный график работы. Это железное правило. Все водители и грузчики проходят обучение, выгрузка с каждой контейнерной площадки фиксируется документально, автомобили оснащены системой ГЛОНАСС, площадка фотографируется до и после. Такая ситуация, чтобы содержимое контейнеров разных цветов перепуталось, просто не может возникнуть, за этим ведется строжайший контроль. Группа «ЭкоЛайн» даже предложила жителям премию 5 тыс. руб. за доказанный факт смешивания отходов».

Елена Вишнякова подчеркивает, что оператор создал и содержит инфраструктуру для раздельного сбора, но не может за потребителя выбрать продукты в перерабатываемой упаковке, а потом помыть бутылку из-под молока и бросить ее в правильный контейнер. «Это ответственность потребителя, и это во всем мире так устроено», — заключает она.

Обновлено 16.01.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть