Об эксперте: Дмитрий Подгорбунский, директор управления «Интеллектуальная инфраструктура» Siemens в России.
Даже небольшая солнечная электростанция экономит тонны CO2 в год
Когда компания стремится стать экологичнее, ей нужно определить, какая деятельность влечет за собой наибольший углеродный след. Например, если сотрудники часто ездят в командировки, то эти поездки можно заменить на онлайн-конференции. А если у компании много зданий, значит, нужно сделать их более энергоэффективными.
Мы в Siemens определили три направления нашего бизнеса, где мы могли снизить воздействие на экологию — здания, энергетика и транспорт. Наша конечная цель — сократить выбросы углекислого газа до нулевого уровня к 2030 году. На сегодняшний день наша компания уже добилась 54% сокращения по этому показателю благодаря эффективным зданиям и заводам, зеленому электричеству, децентрализованным энергетическим системам, новым концепциям мобильности и электротранспорту. Уже сейчас более 70% нашего глобального энергопотребления — это зеленое электричество. Кроме того, наши инвестиции в проекты повышения энергоэффективности привели к снижению затрат на электроэнергию на 15%. Недавно вклад в это стала вносить и солнечная электростанция в Москве.
Многие не верят в эффективность солнечных батарей в России из-за холодного климата и малого количества солнечных дней. Однако наш опыт использования солнечной установки в Москве показал, что она эффективно работает даже осенью. В октябре 2021 года мы установили станцию на крыше московского офиса. Даже не на самом освещенном месте и при небольшой мощности — всего 5 кВт — солнечная электростанция позволила снизить выбросы CO2 на 70 кг за две недели. За год выбросов станет меньше на несколько тонн.
Такую солнечную установку может поставить любая компания, и не важно, офисные у нее здания или промышленные. Мы видим, что рынок заинтересован в подобных решениях — особенно отраслевые лидеры. Например, пищевая промышленность, где эксплуатируются большие теплицы и склады. Мы ведем несколько проектов с крупными промышленными компаниями в Москве, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону. Везде разные условия солнечной активности, в среднем установка солнечных батарей окупается за 3–4 года.
Иногда достаточно просто поменять счетчики
Когда говорят про ESG, в голову приходят две ассоциации: зеленая энергетика с солнечными панелями и ветряными мельницами и «грязная» энергетика — уголь, нефть, газ. Но всегда нужно смотреть на всю цепочку поставок: можно оптимизировать инфраструктуру обычной городской электросети и вносить вклад в снижение углеродных выбросов.
Перебои в электроснабжении и скачки напряжения могут иметь катастрофические последствия на предприятии — вплоть до остановки производства и выхода станков из строя. Мы часто видели, как дорогое оборудование горит из-за некачественных датчиков, которые отслеживают качество энергии и передают сигнал на управление устройствами.
Базовая автоматизация и повышение наблюдаемости — это прямой путь к оптимизации и затрат, и соблюдению ESG-принципов. Чем больше знаешь о своем бизнесе и оборудовании, тем легче принимать решения. Необязательно строить солнечные электростанции — иногда лучше изучить, каковы затраты на энергоснабжение предприятия и понимать, как их оптимизировать.
Например, международный производитель автокомпонентов Gestamp установил на своих 15 заводах в шести странах оборудование и решения по сбору, анализу и передаче данных энергопотребления. Такая модернизация позволила предприятиям сэкономить до 15% электроэнергии и €8 млн, а также снизить выбросы CO2 на 14 тыс. т в год.
В России первый проект «умных» энергосетей был реализован в Уфе. С 2013 года мы вместе с компанией «БЭСК» обновили 513 энергообъектов и проложили 96,5 км кабельных линий. На трансформаторных подстанциях появились датчики — они показывают качество энергии, оценивают технические или коммерческие потери. В результате потери электричества сократились с 16–17% до 8–9%, а ежегодные выбросы CO2 снизились на 550 тыс. т.
В таких проектах по оптимизации заинтересованы и другие компании: «Сибур», «Лукойл», «Роснефть» и другие. Они задают вектор развития рынка, поэтому мы часто общаемся с инженерам в этих компаниях и обсуждаем, как можно снизить воздействие на окружающую среду. Наш самый популярный совет: «занимайтесь предиктивной диагностикой и снимайте данные с силового оборудования».
«Умные» энергосети приближают бум электрокаров
При модернизации электроснабжения в Уфе мы применили концепцию систему Smart Grid — теперь сотрудники могут увидеть, где именно случилась авария и как быстро перераспределить энергию. Внедрение такой системы подсказывает, что в дальнейшем ее можно использовать для развития электротранспорта.
Технически отказаться от бензина или дизеля можно уже сейчас: строятся зарядные станции, а крупные автопроизводители регулярно выпускают новые электрокары. Мы сами планируем всю энергию от солнечной станции в московском офисе перенаправлять на зарядку электротранспорта наших сотрудников — в результате получится замкнутый цикл и не потребуется подключаться в общую сеть.
Существует две модели электрозарядных станций:
- Медленная зарядка — водитель оставил машину на несколько часов, например, на ночь, чтобы у него был полный аккумулятор;
- Быстрая зарядка — у человека нет возможности заряжать автомобиль долгое время и он заряжает аккумулятор несколько минут около своего офиса, торгового центра или возвращается в город, чтобы частично наполнить аккумулятор и скорее добраться домой.
Для каждого сценария нужно понять, какое напряжение должно быть в сетях и в какой момент. В противном случае могут появиться перебои с электричеством и аварии на подстанциях. В случае с одним зданием организовать зарядку для электрокаров не проблема, но построить целую систему зарядных станций на уровне города или государства уже непросто.
Во-первых, нужно понимать потоки движения электротранспорта, кто и куда приезжает заряжаться, где и в какие моменты должна быть электроэнергия. Но чем сильнее распределяется генерация электроэнергии, тем острее встают вопросы интеграций и обмена информацией между несколькими сетями.
Во-вторых, автоматизация электрохозяйства — первый шаг к эффективной зарядной инфраструктуре. Учитывая размеры страны и устаревшее оборудование в сетях, нам просто не хватает информации для анализа. На некоторых сетевых пунктах датчиков нет или их недостаточно. Поэтому обязательный шаг — автоматизация и повышение наблюдаемости.
В-третьих, локализация производства оборудования и программного обеспечения. С точки зрения аппаратного оборудования все относительно просто. Сложности возникают при создании самой модели электромобильности — перетоки, пики, накопление и расходы энергии. Программное обеспечение, управление процессами, интеграция в существующие биллинговые и ИТ-системы — все это должно быть разработано в России и учитывать разработки международных игроков. Локализация и глубокая кооперация с другими участниками рынка очень важна.
Просто поставить розетку для зарядки можно уже и сейчас. А вот создать экосистему для электромобилей, которая интегрирована с общими энергосетями, платежными системами и другими объектами, в которой выстроены все процессы — сложнее.
Может ли Россия стать лидером на рынке электрокаров
Сегодня российский рынок электромобилей насчитывает около 12 тыс. экземпляров. Но этот небольшой рынок растет огромными темпами: к 2025–2026 годам прогнозируется значительно расширение отрасли и появление моделей электрокаров в разном ценовом сегменте.
Для этого должна быть построена и доступна зарядная инфраструктура. Все бенефициары — от госорганов, «Россетей» и «Росавтодора» до автопрома и производителей оборудования — обсуждают, как она должна выглядеть. Сейчас устанавливаются стандарты, принципы построения этой инфраструктуры, и в таком режиме работы будут идти ближайшие несколько лет.
Много лет назад Siemens был активным участником рынка мобильной связи, мы начинали с отставанием в пять лет от Европы или Америки. Но затем в России был взрывной рост. Точно так же развивался рынок ветроэнергетики, а сейчас установленные мощности уже превышают гигаватт и в ближайшие годы вырастут в 2–3 раза. Сейчас отрасль уже сформировалась, включая локальные производства, разработку и поставку оборудования и обучения специалистов. Такую же ситуацию мы ожидаем и по электромобильности.
Наш опыт показывает, что мы начинаем позже, чем Европа или другие страны, но рост у нас получается значительно быстрее за счет технологичности. Уже сейчас в скандинавских странах 7 из 10 продаваемых машин — электрокары, но они сталкиваются с проблемами по инфраструктуре. Мы изучаем этот опыт и учитываем его в своих разработках, чтобы не допустить тех же ошибок.