Что происходит
- Правительство России запустит эксперимент, освобождающий электромобили от платы за проезд по платным дорогам с 2022 года. Данная мера предусмотрена в Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта, которую кабмин утвердил 23 августа.
- Предполагается, что данная инициатива положительно скажется на развитии электрического автотранспорта в России.
- Кроме того, Концепция предусматривает разработку программы льготного кредитования и лизинга для покупки электромобилей, а производители электрокаров и аккумуляторов смогут получить государственные субсидии на софинансирование затрат, связанных со строительством заводов.
- Реализация Концепции разделена на два этапа: до 2024 года планируется разработать базу для массового производства электромобилей, а в 2025–2030 годах увеличить долю электрокаров от общего объема транспортных средств в стране до 10%.
- Согласно документу, к 2024 году на российском рынке появятся не менее 25 тыс. электромобилей и более 9 тыс. зарядных станций.
Что это значит
В контексте борьбы с климатическими изменениями отказ от транспорта с двигателями внутреннего сгорания выглядит, как минимум, логично. С подобными инициативами уже выступили правительства ряда стран, — например, Норвегия планирует запретить продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в 2025 году, а соседняя Швеция — в 2030-м. Автоконцерны, в свою очередь, адаптируются к переходу на экологический транспорт и разрабатывают стратегии электрификации своей продукции. Так, к 2030 году в линейке шведской компании Volvo, по предварительным планам, останутся только электромобили.
Несмотря на то, что в России электромобили приобретают все большую популярность, — по данным аналитического агентства «Автостат», продажи электрокаров в мае выросли в десять раз, — данный рынок остается довольно незначительным по сравнению с показателями Европы.
Тем не менее, до настоящего момента развитие электрического автотранспорта в России ограничивалось электробусами, — по данным Росстата, их доля среди российских автобусов к лету 2021 года составила чуть больше 0,6%. В свою очередь, в Москве данный показатель составил 5,5% — таким образом, столица стала единственным российским городом, в котором уровень использования электрических автобусов соответствует европейскому (по ЕС данный показатель составил 6,1%).