Глава «Магнита» Ян Дюннинг — РБК: «Мы не можем брать будущее в ипотеку»

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива
Термин «устойчивое развитие» появился в 1987 году в докладе ООН — он объединяет экономический, социальный и экологический аспект. Как крупные компании справляются с этой триадой, рассказывает Ян Дюннинг

Ян Дюннинг — президент, генеральный директор ПАО «Магнит».

— Сегодня об устойчивом развитии и корпоративной ответственности не говорит только ленивый. Что это — дань моде, очередной хайп или действительно важный фактор долгосрочного развития любого бизнеса?

— Осознанность людей растет — какое наследие я оставлю после себя следующему поколению и поколению после него. И мне кажется, у потребителей наблюдается более сознательный подход в таких вопросах — что я ем, здоровая ли это еда, что в ней и откуда она. Это общий тренд, а не просто хайп или мода. Это важное направление развития общества, и по моим ощущениям, общество становится все более осведомленным о том, что наша планета должна быть здорова не только на протяжении жизни нынешнего поколения. Именно из этого принципа мы исходим в «Магните».

Поддерживая повестку в области устойчивого развития, мы не можем брать будущее в ипотеку. Нам необходимо решать эти проблемы сейчас и убедиться, что условия жизни следующего поколения и поколений за ним будут лучше, чем при нас.

— На какой мировой опыт, на ваш взгляд, можно ориентироваться российским компаниям? Какие лучшие практики вы для себя берете в пример?

— Есть два варианта. Вы заново изобретаете велосипед или вы можете обратиться к лучшим практикам и опыту стран, которые ушли далеко вперед. В области устойчивого развития мы ориентируемся на международную ассоциацию ретейлеров и производителей потребительских товаров (Consumer Goods Forum). Форум объединяет глобальных игроков рынка на принципах устойчивого производства, ответственной цепочки поставок и пр.

Фото:Iva Rajovic / Unsplash
Зеленая экономика Что такое устойчивое развитие?

Мы рассмотрели опыт скандинавских стран. Кроме того, я голландец, поэтому знаю, что в Нидерландах ответственность бизнеса — очень важная тема. Поэтому мы посмотрели на опыт голландских компаний, что они делают в сфере устойчивого развития, что закладывают в свою программу действий, какие шаги предпринимают. Нам есть чему у них поучиться.

Но есть еще и российская специфика, которой нельзя пренебрегать. А значит, здесь тоже нужно искать решения.

— Какие сферы устойчивого развития вы видите приоритетными для «Магнита»?

— В «Магните» мы выделили пять приоритетных областей. Первое — это окружающая среда, то есть мир, в котором мы живем. Второе — это «зеленая» цепочка поставок — что вы едите, из чего это сделано. Третье — наши сотрудники. Самый большой актив, который может быть у компании. Четвертое — это местные сообщества. Мы работаем в 3750 городах. Как мы взаимодействуем с этими сообществами, насколько мы вовлечены в их дела, в части благотворительности, предоставления регулярной помощи или помощи в чрезвычайных ситуациях. И, наконец, последнее — здоровье и благополучие. Будучи ретейлером, как мы можем помочь людям лучше жить и питаться, а также обучать их вопросам правильного рациона. И это те пять областей, на которых мы хотим сосредоточиться в период до 2025 года.

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива

В своей стратегии устойчивого развития мы решили, что к 2025 году хотим добиться четких результатов в сфере управления пищевыми отходами — сократить их на 50%. Помимо этого, мы оставляем в природе пластик, непригодный для повторной переработки. Поэтому к 2025 году мы хотим на 50% перейти на перерабатываемый или компостируемый пластик для упаковки собственных торговых марок и в собственном производстве. Что касается сообщества, мы бы хотели стать надежными партнерами местных поставщиков, помочь им разработать собственные стратегии в области устойчивого развития.

Мне кажется что к 2025 году государство, потребители и другие стейкхолдеры будут требовать от бизнеса политики в области экологии, взаимодействия с партнерами, сотрудниками и обществом в целом. Поэтому мы сделали важный шаг вперед, поставив перед собой четкие цели. И я этим очень горжусь. Но не только я в это вовлечен. Эта идея живет внутри «Магнита». Я работаю в компании с начала 2019 года, и в первые полгода я был в полном недоумении от того, сколько внимания «Магнит» уже на тот момент уделял устойчивому развитию, процессам производства продукции и ее качеству.

Если говорить о нашей ответственности как бизнеса перед обществом в целом, то когда в России началась эпидемия коронавируса, мы увидели, что определенные категории граждан оказались в сложной жизненной ситуации, поэтому мы решили им помочь. За три месяца мы подготовили и раздали более 250 тыс. бесплатных продовольственных наборов нуждающимся семьям. Кроме того, мы решили поддержать медиков, непосредственно занятых в борьбе с коронавирусом. Для них мы выпустили специальные бонусные карты и выдали около 150 тыс. штук по всей России.

Зеленая экономика Почему бизнес должен стать «зеленым» после кризиса?

Еще одно направление — это «зеленая» цепочка поставок, которую мы будем формировать как для собственного производства, так и для выпуска наших торговых марок.

И последнее, но не менее важное — наши сотрудники. Неотъемлемой частью устойчивого развития является обеспечение справедливых и прозрачных условий труда для всех работников, а также возможность вести диалог. Кроме того, мы должны обеспечить грамотную оценку персонала и способствовать росту собственных сотрудников, а не просто привлекать новых с рынка.

В целом мы бы хотели достичь уровня удовлетворенности персонала минимум в 70%. Мы также ставим перед собой цель снизить ежегодную текучесть кадров до 40%. Для ретейлера с большим количеством молодежи среди сотрудников, это довольно амбициозные цели.

— Пандемия коронавируса сделала вопрос ответственности бизнеса, ответственности государства, да и каждого из нас особенно актуальным. Стали ли мы более ответственными с вашей точки зрения?

— Семь недель самоизоляции и карантина заставили нас задуматься об ответственности, хотя эта тенденция уже была, а коронавирус лишь усилил ее: «так, мне нужно жить более осознанно, потому что я могу заразиться вирусом, отправляясь на рынок, или ослабить свой иммунитет, употребляя в пищу продукты, которые я не должен есть». Я думаю, что люди становятся все более сознательными, и пребывание дома в течение нескольких недель помогло им лучше понять, что нужно следить за своим здоровьем.

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС
Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Одной из наиболее популярных у покупателей позиций было оборудование для фитнеса. Мы больше не могли ходить в спортзалы, но это не значит, что мы перестали заниматься спортом, мы «перенесли» спорт домой.

Хотя нам и трудно увидеть какие-либо положительные стороны COVID-19, возможно, рост осознанности — это одна из них.

— В сфере устойчивого развития крупные игроки на рынке — скорее сообщники или конкуренты? Взаимодействуете ли вы с другими компаниями вашего сектора, поставщиками?

— «Магнит» в одиночку не может изменить мир. Если мы действительно хотим повлиять на что-то, нам нужно работать вместе. Я считаю, что такие ассоциации, как АКОРТ (Ассоциация компаний розничной торговли) и ECR (Efficient Consumer Response), играют важную роль в процессе достижения согласия и обмена опытом между ретейлерами и производителями в попытке достичь совместных целей.

В чем роль розничной торговли? В том, чтобы прислушиваться к потребителям. Если потребители четко выражают свой запрос, если они четко обозначают свои интересы, не только в части спроса, но и заинтересованность в стабильности и устойчивом развитии, то ретейлер должен удовлетворить его запрос. Это же важно и для поставщиков.

— Как вы видите распределение ответственности между бизнесом, государством и потребителями в решение актуальных социальных, экологических проблем?

— Это должно быть совместным усилием. Мы как ретейлер не сможем добиться успеха, если не будет поддержки со стороны государства, если не будет никакого регулирования в этой сфере. И государство, и мы, не сможем добиться успеха, если поставщики не будут придерживаться этих правил.

И самое главное — нужно получить понимание и поддержку среди потребителей, а для этого у них должен быть выбор. Теперь люди знают больше, люди стали более любопытными, делятся информацией чаще. Я убежден, что здоровье и устойчивое развитие — это темы, очень близкие молодому поколению, и с этим запросом мы обязательно столкнемся немного позже, когда оно подрастет. Я ощущаю это на себе, у меня 12-летняя дочь, и она часто говорит мне как много пластика в море, как это плохо. Я в свои 12 лет думал только о футболе.

Осведомленность о мировых проблемах и вовлеченность в них растет быстрыми темпами. Объединившись, мы покажем, что это наш мир, мы должны принять его и позаботиться о нем.


Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Обновлено 26.06.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть