Что это за индекс и зачем он нужен
ESG-индекс российского бизнеса от рейтингового агентства НКР — это список компаний, составленный на основании оценки их ESG-профиля. Если компания входит в индекс, то она может:
- сравнивать себя с другими компаниями отрасли и российского рынка в целом;
- демонстрировать открытость и соответствие требованиям времени;
- повысить доверие потребителей и контрагентов.
Кроме того, это возможность проявить себя как активного участника ESG-повестки в России.
Что изменилось в методике расчета с 2022 года
ESG-индекс публикуется с 2022 года. Во втором выпуске составители разделили компании нефинансового сектора и финансовые институты на две разные подгруппы, чтобы более точно учесть специфику деятельности каждой из них. Всего в итоговый перечень было отобрано 114 анкет, из которых 20 — от банков и страховых компаний.
Методика расчета индекса была скорректирована с учетом опыта 2022 года. Максимальные балльные оценки для уровней I (высокий), II (выше среднего) и III (средний) были зафиксированы на отметке 800 баллов. Максимальное значение для экологической компоненты осталось неизменным (800 баллов). В оценку управленческой компоненты внесли ряд корректив, так как для многих участников раскрытие информации проблематично из-за санкционных рисков и регуляторных ограничений. Максимальная балльная оценка управленческой компоненты снижена с 900 до 800 баллов, а максимальная оценка социальной компоненты получила дополнительные 100 баллов. Такая перебалансировка коррелирует с заявлениями участников предыдущего ЕSG-индекса о том, что социальная сфера приобретает для них дополнительную значимость.
Как считали
Для расчета индекса использовали данные, полученные в результате анкетирования. Структура анкеты и вопросы учитывали специфику каждой отрасли, чтобы сопоставить данные из разных сфер. Вес каждого фактора тоже менялся в зависимости от отрасли. Например, в оценке экологической компоненты для нефинансовых компаний вес увеличивался в соответствии с их влиянием на окружающую среду.
Степень влияния определяли на основе градации, описанной в законе № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Максимальный вес (50% экологического фактора) применили для анализа компаний, которые закон относит к первой категории — объекты, оказывающие значительное негативное влияние. Для компаний из второй и третьей категорий вес фактора снижался до 40 и 30% соответственно.
Затем в зависимости от набранных баллов компании распределили между тремя уровнями соответствия экологическим, социальным и управленческим стандартам: средний, выше среднего, высокий. При этом индекс не включает в себя низкий уровень соответствия ESG-стандартам, потому что все респонденты уже в какой-либо степени соблюдают экологические, социальные и управленческие нормативы.
Какие факторы учитывали
Экология:
- показатели эмиссии вредных веществ в окружающую среду;
- действия компаний, направленные на рекультивацию природных ресурсов;
- инвестирование в природоохранные технологии;
- финансирование экологических проектов, не связанных непосредственно с производственной деятельностью и реализуемых на благотворительной основе.
Дополнительно для банков и страховых компаний:
- экологичность операционной деятельности (зеленый офис, электронный документооборот, снижение объема твердых бытовых отходов, ресурсо- и энергосберегающие технологии);
- усилия по формированию зеленого инвестиционного или кредитного портфеля;
- предоставление преференций зеленым заемщикам и стимулирование ESG-подходов среди клиентуры.
Социальный фактор:
- соблюдение трудовых норм и требований законодательства в области защиты прав сотрудников;
- инициативы компаний, выходящие за рамки формальных требований законодательства и обеспечивающие сотрудникам дополнительные меры социальной защиты;
- возможности развития и совершенствования в профессии;
- наем и создание условий для работников с ограниченными возможностями;
- трудоустройство молодых специалистов, в том числе прошедших обучение или стажировку на предприятии;
- справедливость распределения финансового вознаграждения, определяемая с учетом разброса между средней и медианной зарплатами;
- текучесть кадров как показатель уровня комфорта трудовых условий;
- система обратной связи для сотрудников, которая позволяет разрешать конфликтные ситуации или подавать обращения об улучшении условий труда;
- благотворительная деятельность и инвестирование в проекты социальной направленности.
Корпоративное управление:
- наличие документов, регламентирующих устойчивое развитие компании, направленных на предотвращение конфликтов интересов и коррупции;
- наличие совета директоров и соответствующих профильных комитетов, в задачи которых входят вопросы устойчивого развития, управления рисками, кадровой политики и вознаграждения менеджмента;
- объем раскрываемой информации и регулярность раскрытия.
В расчете индекса использовались плавающие веса факторов, зависящие от отраслевой принадлежности компании.
Главные изменения за год
Наибольшее отставание средних значений от максимума, как и в индексе 2022 года, наблюдается в экологической компоненте. Даже для уровня I сохраняется существенный отрыв максимальной оценки от среднего значения. Тем не менее по сравнению с прошлым годом отрыв сократился. Если в 2022 году среднее значение составляло 55% от максимума, то в 2023-м — уже 62%.
Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении уровней II и III, также существенно сокративших разрыв между средним и максимально возможным показателями. Такое улучшение объясняется в том числе более тщательным подходом участников к раскрытию и предоставлению информации в рамках экологической компоненты. На качестве анкет положительно сказалось и увеличение в составе выборки доли крупных компаний с широкой экспертизой в данном направлении. Оценки экологической компоненты многих участников улучшились и благодаря более глубокой и проработанной экологической отчетности.
Отраслевые выводы
Для банков и страховых компаний, принявших участие в опросе, формирование значимого зеленого кредитного или инвестиционного портфеля по-прежнему является трудновыполнимой задачей. Это выразилось в низкой средней оценке экологической компоненты финансового сектора (320 баллов). Лишь немногие финансовые институты смогли продемонстрировать отличный от нуля объем кредитования зеленых проектов, что и привело к низкому среднему значению экологической компоненты по данному сектору.
Среди отстающих по экологической компоненте оказались также строительные компании (328 баллов) и IT-компании (256 баллов). В их случае сказывается низкий уровень качества информации об экологических последствиях деятельности предприятий из этих отраслей. При этом первые строчки заняли агропромышленный комплекс — 625 баллов, а также металлургическая отрасль — 493 балла.
Разброс средних значений по отраслям для социальной компоненты существенно ниже, чем для экологической, так как практика социальной защиты сотрудников в российских компаниях уже успела сформироваться. Лидерами стали химическая промышленность и сфера водоснабжения — они набрали по 543 балла. В отстающих оказались торговля (389 баллов) и транспортная отрасль (392 балла).
Разброс же средних управленческих оценок несколько выше, что отражает разнообразие выборки с точки зрения размеров компаний-участниц и степени развития корпоративных стандартов управления. Больше всего баллов набрали агропромышленный комплекс (650 баллов) и строительная отрасль (585 баллов). Меньше всего — IT-компании (391 балл) и сфера транспорта (433 балла).
Если смотреть на средний балл, то лидирующие позиции заняли АПК (602 балла) и металлургическая отрасль (507 баллов). В отстающих — телекоммуникации и IT (354 балла), торговля и складское хозяйство (400 баллов).