Экономика vs экология: как экопроекты выживают в кризис

Фото: Freepik
Фото: Freepik
С какими сложностями столкнулись российские экопроекты в кризис и как смогли их преодолеть? Российское экосообщество в лице компании «Собиратор» поможет нам разобраться с экологической повесткой в России

Об эксперте: Леонид Синицын, руководитель экологической организации «Собиратор».

Вектор развития экоповестки в 2022 году

Политические события последнего года коснулись всех сфер жизни, и деятельность экологических компаний не стала исключением. Из-за сужения горизонта планирования более востребованными стали краткосрочные и разовые проекты, организация которых не сопряжена с планами более, чем на –– два-три месяца вперед. На первое место вышло желание сохранить, а не преумножить.

Развивать экологическую повестку в прежних темпах стало сложнее, но она никуда не исчезла. В течение года выходило множество исследований, подтверждающих, что тренд на устойчивое развитие сохранился. К примеру, согласно результатам опроса рейтингового агентства «Эксперт РА», для 67% респондентов значимость экоповестки сохранилась, а для 5% — возросла.

Какие перемены в экологической повестке мы видим в «Собираторе»

Хотя стремительного развития сейчас и не наблюдается, экоповестка однозначно продолжает жить. Самый сложный период пришелся на конец февраля — начало марта. Многие из тех, кто разделял экологические ценности, уехали из страны, из-за чего внимание людей к нашей деятельности немного ослабло. Однако нам все же удалось сохранить значительную часть аудитории. Посещаемость наших экоцентров не упала. Люди продолжают сдавать вторсырье, посещать мероприятия, участвовать в акциях. Они понимают, что экологические проблемы не исчезли, и сохраняют верность своим ценностям. А вот вовлекать в наши идеи новую аудиторию стало труднее.

Что касается сбора вторсырья, за лето наши показатели выровнялись, и сейчас мы можем говорить не просто о приближении к прошлогодним показателям, но и об обгоне в некоторых сферах. Так, за 2021 год в Москве нам передали 1 105 тонн вторсырья, а за 2022 год — целых 1 115 т. Однако из-за падения цен на рентабельные виды вторсырья снизилась общая выручка с продаж.

Количество запросов на сотрудничество в 2022 году сократилось на 19% по сравнению с прошлым годом. То есть мы потеряли почти 1/5 бизнес-аудитории, что отрицательно сказалось на наших экономических показателях.

Безвозвратно упали пожертвования от бизнеса. Это связано с уходом компаний, сложностями и рисками платежей.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Экологичность и инклюзивность: что двигало технологии в 2022 году

От Environmental к Social

В начале октября Национальный ESG Альянс выпустил доклад о перспективах развития ESG-повестки в России. Всего было выделено 11 ключевых стимулов устойчивого развития. При этом рост показали только три стимула, все из S-сегмента: традиционные социальные практики (забота о территории, ответственность собственника), создание благоприятной среды для сотрудников (сохранение рабочих мест и уровня дохода сотрудников в ситуации кризиса) и влияние на HR-привлекательность (в перспективе, на начало 2022 года был проявлен слабо).

Показатели «Собиратора» в значительной мере подтверждают тенденцию смещения фокуса с буквы E на S

Одно из основных направлений нашей деятельности — консалтинг и сопровождение бизнеса — показало существенные изменения в структуре запросов. За 2022 год количество запросов на проведение экологических мероприятий выросло на 34%, а вот на внедрение раздельного сбора, наоборот, упало на 21%. Снизился спрос и на экологические товары из нашего Полезного магазина. То есть можно сказать, что донесение корпоративных ценностей до всех сотрудников для бизнеса стало важнее, чем непосредственная экологизация процессов.

Например, для компании АО «НСПК» (оператор российской платежной системы) мы организовали просветительную эконеделю, провели несколько экскурсий по нашему экоцентру и помогли внедрить в жизнь офиса полезные экопривычки. С другой стороны, с компанией ООО «Кьези Фармасьютикалс» (фармацевтическая компания) мы сделали больший упор на детское просвещение: провели для детей мероприятие с демонстрацией образцов переработки, организовали квест и летние прогулки с биологами, на которых ребята смогли узнать об экологии в игровой форме.

Весной мы ощутили возросший скепсис к экологическим аспектам ESG. Как будто экология — это что-то, что находится отдельно от общества и экономики, и по тем или иным причинам потеряло актуальность. Но это не так. Финансирование экопроектов включает в себя развитие культуры и общества, поддержку и развитие «зеленой» экономики. Организовывая раздельный сбор или экологизируя процессы в компаниях, мы в первую очередь работаем с людьми. И наша конечная цель — не переработать все существующие на Земле отходы, а развить культурное сообщество с экологическим мышлением и привлечь к нашей деятельности как можно больше людей. Поэтому S-фактор неразрывно связан с экологическими проектами.

Фото:РБК Тренды
Зеленая экономика Как отпраздновать Новый год экологично: «Зеленый» подкаст «РБК Трендов»

Адаптация соцпроектов к новым вызовам

Новые условия требуют новых решений. Поиск новой аудитории, привлечение отечественных инвесторов и сокращение издержек — вот три основных направления деятельности, которые помогли социальным проектам адаптироваться к изменениям 2022 года. После 24 февраля у нас началось большое количество трудностей, из которых, наверное, можно выделить четыре основных.

Во-первых, сократились объемы пожертвований. Это связано не только с финансовыми сложностями наших доноров, но и с техническими причинами. Закрытие многих платежных систем привело к тому, что живущие за рубежом или уехавшие из страны люди просто потеряли возможность переводить нам деньги. Мы не прекращаем просить людей о поддержке и постоянно ищем способы сделать пожертвования проще и удобнее. Например, в результате коллаборации с Тинькофф Банком и Альфа-банком, «Собиратор» появился в списке благотворительных организаций, которым можно перечислить пожертвование одним кликом.

Вторая проблема — коммуникация с нашей аудиторией. Запрет наших основных социальных сетей привел к тому, что аудиторию пришлось перевести на другие площадки: Telegram, VK, «Яндекс Дзен». Мы заметили, что привлекать новых людей стало гораздо труднее: объяснить важность экологических проблем на фоне всех остальных трудностей — не такая уж и простая задача. Мы начали публиковать меньше «технических» материалов, описывающих подробности наших процессов, и больше «вдохновляющих», которые в перспективе помогут нам привлечь новых сторонников.

В-третьих, просели доходы от работы с бизнесом и количество грантов. До кризиса существенная часть наших поступлений приходилась на сотрудничество с бизнесом, а также различные гранты и награды. Именно эти направления позволяли открывать экоцентры в новых городах России и поддерживать их работу. В марте нам пришлось закрыть экоцентр в Перми. Экоцентр в Питере переехал в более бюджетное помещение, отказавшись от прежней, гораздо более удобной территории. Экоцентры в Краснодаре и Воронеже какое-то время находились на грани закрытия, а теперь ищут возможности для продолжения деятельности в своих городах.

И, наконец, огромные проблемы нам доставили скачки цен на вторсырье. В основном это связано со снижением спроса на российское вторсырье в Европе. Даже в обычных обстоятельствах цены на вторсырье нельзя назвать постоянными: они зависят от огромного количества факторов, в том числе от цен на нефть (чем выше цена на нефть, тем выше спрос и, следовательно, цена на вторичку), от востребованности на общем рынке «в моменте», а так же торгового эмбарго. На сегодняшний день стоимость вторсырья в Москве следующая:

  • 3 руб./кг на картон (13 руб. в январе 2022 года);
  • 6 руб./кг на остальную макулатуру (14 руб. в январе 2022 года);
  • 32 руб./кг на ПЭТ-бутылки (32 руб. в январе 2022 года, 55 руб. — в феврале, 25 руб. — в августе).

В этих условиях нам пришлось пересмотреть количество нерентабельных категорий, найти новых переработчиков и оптимизировать процессы в экоцентрах. Расходы на некоторые фракции взяли на себя попечители — компании, финансирующие весь процесс переработки сложных материалов, начиная от сбора и транспортировки и заканчивая модификацией на заводах. Например, в 2022 году у нас были попечители для дойпака и полистерольных подложек. Без них сбора этих категорий не могло бы быть.

Как и во многих других некоммерческих организациях, в команде «Собиратора» за год произошли довольно существенные изменения. Некоторые отделы объединились, некоторые исчезли. Все это в совокупности позволило нам снизить издержки и продолжить свою деятельность.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Как компании поддерживают социальные инициативы сотрудников

Сотрудничество в кризис: где найти партнеров

В трудные моменты люди ищут единомышленников, чтобы разделить с ними свои ценности и получить поддержку. И экопроекты нуждаются в единомышленниках точно так же. Каким бы сложным ни был 2022 год, у «Собиратора» есть несколько достижений, которыми он однозначно гордится.

Например, в начале декабря мы совместно с Askona запустили пилотный проект по сбору и переработке подушек. Это совершенно новая для нас фракция, которой мы не занимались раньше. И более того, это первый подобный проект в России. Мы нашли переработчика, готового взяться за такую сложную фракцию, и уже собрали пробную партию подушек, чтобы посмотреть, сможем ли мы развивать это направление в дальнейшем.

Также хочется отметить поддержку Тинькофф Банка, который не прекратил помогать благотворительным организациям даже в сложные времена. Накануне Нового года Тинькофф Банк выпустил коллекцию елочных игрушек из переработанного пластика, причем часть денег с каждого купленного набора банк отправляет в помощь нам, а также в два других фонда: «Живой» и «Дети наши».

Одна из целей устойчивого развития «Собиратора» — партнерство в интересах устойчивого развития (ЦУР 17). Мы давно поняли, что, если стоит задача не заработать денег, а решить насущные социальные проблемы, то в команде добиться этого гораздо проще. «Собиратор» в данный момент сотрудничает с партнерами по нескольким направлениям, а именно:

  • в Союзе эковолонтерских организаций ведет совместную деятельность по увеличению количества экоактивистов до 10% населения;
  • участвует в работе ECR по стандартизации упаковки;
  • является членом комитета по устойчивому развитию в Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР), где помогает стандартизировать коммуникацию на экотемы и избежать гринвошинга.

Подводя итог, можно сказать, что экоповестка в России продолжает жить, несмотря на все трудности. Экологические организации генерируют новые идеи, внедряют в работу более эффективные решения, находят партнеров. И конечно, не обходится без взаимопомощи. Кто-то поддерживает нас, кого-то поддерживаем мы — только так нам всем удается остаться на плаву. Чем больше полезных связей, тем сильнее чувствуется помощь и тем больше пользы обществу мы можем принести.

Обновлено 30.12.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть