Экологичные гонки: какие технологии тестируют на «Формуле-1»

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Объясняем, как «Формула-1» задает экологичные тренды для автомобильной промышленности и почему команда чемпионата в одиночку все-таки не справится с «озеленением» всей индустрии

Об эксперте:

Сергей Сироткин, исполнительный директор российской автомобильной федерации, бывший гонщик «Формулы-1».

Почему «Формула-1» — ориентир для автомобильных компаний

Глобальный тренд на экологичность и «озеленение» коснулся и автомобильной индустрии. Основные вызовы в этой отрасли — сокращение углеродного следа и борьба с вредными выбросами. Гоночный чемпионат мира «Формула-1» еще несколько лет назад стал площадкой для тестирования новых технологий, в том числе в области экологии. В 2014 году на чемпионате впервые представили гибридные силовые установки (ГСУ), которые расходуют топливо машины гораздо эффективнее. К 2025 году «Формула-1» планирует представить ГСУ второго поколения: по словам авторов идеи, новая версия установки будет работать на «передовом экологичном топливе». В «Формуле» также есть класс автогонок, в котором участвуют электрические автомобили — «Формула Е».

Как устроена силовая установка болидов «Формулы-1»

Современная силовая установка болидов «Формулы-1» — это сумма мощностей обычного двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и гибридного. Первый — достаточно маленького объема, турбированный и высокотехнологичный. Второй включает в себя множество агрегатов, которые дают электрическую мощность.

Чтобы такая установка была максимально эффективной, производители постоянно модернизируют материалы, топливо и покрытия, которые поддерживают ДВС и гибридную составляющую в хорошем состоянии. Напрямую что-то такое пока не применяют в гражданском автопроме, но автогонщик Сергей Сироткин уверен, что в каком-то варианте подобные технологии можно будет встретить и на обычном рынке.

Сергей Сироткин за рулем болида Williams F1 в Австралии, март 2018 года
Экономика инноваций Высший пилотаж: Сергей Сироткин — о том, каково быть гонщиком «Формулы-1»

Почему с болидами стало сложнее работать

К сожалению, пока работать с современными установками довольно сложно как пилотам, так инженерам и механикам. В гибридной составляющей много элементов, поэтому в случае ремонта разбирать придется всю машину. Перед пилотом стоит не менее сложная задача: раньше настроек двигателя было в разы меньше. В каком-то плане это лишало пилота многих возможностей повлиять на поведение машины. С другой стороны, сейчас ему нужно контролировать гораздо больше элементов, поэтому участники зачастую расписывают целые стратегии для взаимодействия с болидом. Более того, после добавления гибридной составляющей вес болида увеличился в два раза, из-за чего машины стали менее предсказуемыми, особенно в медленных поворотах, говорит Сергей Сироткин.

Еще одна сложная система — система рекуперации энергии. Она работает по такому принципу: энергия, которая создается во время торможения, накапливается, а затем высвобождается и дает машине дополнительную мощность или пополняет запас энергии, которую болид потерял на какой-нибудь сложной дистанции. Параметр рекуперации пилотам приходится настраивать отдельно, исходя из своих задач. Чем больше машина рекуперирует энергии, тем больше усилий предпринимает пилот во время нажатия на педаль тормоза.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Безопасный спорт: что защищает пилотов «Формулы-1»

Какие вызовы стоят перед разработчиками

Тестировать технологии придется долго, предполагает Сироткин. Представленные в 2014 году двигатели демонстрировали хорошие мощности, но были сложны в управлении и использовании на длинные дистанции. Переход на биотопливо — такой же серьезный шаг, который может поставить перед разработчиками ряд дополнительных задач в плане настройки и эксплуатации. Если это все-таки случится, инженерам придется много работать с зажиганием и другими параметрами, которые влияют на скорость и маневренность машины. В этом случае основная задача — сделать реакции болидов прогнозируемыми: нужно понимать, как автомобиль будет реагировать на действия пилота и разгоняться.

Нужно учитывать, что 20 болидов «Формулы-1» — не самые страшные враги экологии. Помимо них, есть фуры для перевозки, другие машины и генераторы, которые создают гораздо больше выбросов. Именно поэтому важно делать «зелеными» не только гоночные автомобили (их вред в процентном соотношении минимален), но и в целом всю отрасль автомобилестроения.

Рендер болида BRT8D
Индустрия 4.0 Формула без пилота: кто в России создает автономный гоночный болид

Что потеряла «Формула-1» из-за новых двигателей

Стоит сказать, что в погоне за технологическим развитием команда «Формулы-1» отказалась от зрелищности и своей «изюминки», считает Сироткин. Чем меньше трансформаций происходит с двигателем, чем меньше контроля от человека, тем громче машина. Безусловно, сейчас болиды стали быстрее, но пропал звуковой эффект, который так впечатлял зрителя «Формулы-1». К тому же, говорит автогонщик, практика показывает, что люди оценивают скорость машины скорее по шуму, который она издает. То есть, для любителей посмотреть «Формулу-1» усовершенствованные болиды, наоборот, кажутся медленными.

Тем не менее, Сергей считает, что чемпионат может стать ориентиром для многих автомобильных компаний. «Формула» должна прогнозировать глобальные тренды на 15-20 лет вперед, там же можно продолжить тестирование новых технологических решений, а затем начать внедрять их в автомобили массового производства.

Обновлено 16.01.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть