Как в музеях применяют инновационные технологии: голограммы и 3D-печать

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Робототехника, ИИ, голограммы и 3D-печать: рассматриваем, чем могут удивить посетителей музейные комплексы в России и мире

Современные музеи — это уже не просто хранилища артефактов прошлого, а интерактивные площадки, где история оживает благодаря технологиям XXI века. Роботы-гиды рассказывают увлекательные истории, искусственный интеллект анализирует предпочтения посетителей, голограммы воссоздают давно ушедшие эпохи, а 3D-печать позволяет прикоснуться к точным копиям артефактов, недоступных для широкой публики.

Робототехника

Если раньше роботы были просто экспонатами, то за последние годы они стали активными участниками музейной жизни. В некоторых музеях мира можно встретить роботизированных гидов, которые проводят экскурсии, отвечают на вопросы посетителей и даже рассказывают анекдоты, адаптируя информацию под возраст и интересы аудитории. В некоторых музеях науки и техники роботы проводят сложные научные эксперименты прямо перед посетителями, наглядно демонстрируя принципы работы различных механизмов.

Например, в октябре 2024 года в Сеуле (Южная Корея) открылся музей робототехники и искусственного интеллекта (RAIM — Seoul Robot & AI Museum), поражающий не только своими экспонатами, но и футуристичной архитектурой: здание напоминает гигантский космический корабль. Первый этаж традиционно отдан под регистрацию, билетные кассы, кафе и сувенирный магазин, второй этаж занят административными помещениями и учебными классами, обеспечивающими образовательную составляющую музея. Центральное место занимает третий этаж, где расположено основное выставочное пространство, демонстрирующее достижения в области ИИ и робототехники.

Фото: Namsun Lee, MAA
Фото: Namsun Lee, MAA

<p>Музей будущего в Дубае</p>
Социальная экономика Топ-10 технологических музеев, которые стоит посетить

Интерактивные пространства на тему космоса и будущего

Игровые зоны, посвященные освоению космоса, стали настоящим хитом многих музеев России и других стран мира. Посетители могут почувствовать себя настоящими космонавтами, управляя штурвалом в симуляторах полета, испытывая на себе перегрузки при старте и ощущая невесомость в специальных тренажерах. А реалистичные графические интерфейсы и качественное звуковое сопровождение полностью погружают в атмосферу космического путешествия, делая опыт максимально запоминающимся.

Не менее захватывающими оказались интерактивные экспозиции, посвященные колонизации других планет. Здесь посетители могут проектировать марсианские базы, используя цифровые инструменты, участвовать в виртуальных миссиях по поиску внеземной жизни, решать головоломки, связанные с проблемами выживания в космосе, и даже создавать собственные космические корабли в виртуальных конструкторах. Для детей многие музеи предлагают упрощенные версии таких игр, включающие яркие визуальные эффекты и простые инструкции.

Кроме того, современные музеи используют технологии дополненной реальности (AR), чтобы «оживить» экспонаты, предоставляя посетителям возможность взаимодействовать с трехмерными моделями космических кораблей, планет и других небесных тел. В результате посещение музея превращается в увлекательное приключение, стимулирующее интерес к науке, технологиям и космическим исследованиям как у взрослых, так и у детей. Такие интерактивные площадки развлекают, а также эффективно расширяют знания посетителей, делая их более заинтересованными в вопросах науки и будущего.

Например, в Национальном центре «Россия» открылся зал «Библиотека будущего», где посетители могут не только познакомиться с классикой фантастической литературы, вдохновляющей современных ученых, но и попробовать себя в роли инженера лунной станции или пилота космического корабля в игровой зоне «Профессии будущего» и узнать о профессии оператора экзоскелета. Особое внимание взрослых и детей привлечет интерактивная фотозона «Привет из космоса», позволяющая отправить виртуальное послание в космос. Завершает экспозицию футуристическая фотозона «Бесконечная библиотека» — зеркальное пространство с виртуальными книжными полками, создающее эффект бесконечности.

Евгения Сирота, руководитель отдела по организации экскурсий НЦ «Россия»:

«Интерактивность и вовлеченность важны сегодня для посетителей. Они хотят участвовать в процессе экскурсии, задавая вопросы, обсуждая экспонаты и предлагая собственные интерпретации. Поэтому сейчас популярны интерактивы, квесты, а также интересные фотолокации — потому что о посещении музея или выставки потом важно классно рассказать и запостить в соцсетях фото и видео о том, как качественно люди проводят время. Также очень важно использование современных технологий, гаджетов, приложений и виртуальной реальности. Экскурсоводы должны интегрировать их в традиционные методы проведения экскурсий, потому что это помогает обогатить и расширить опыт посетителей, дает им больше возможностей для развлечения и обучения».

Фото: Пресс-служба Национального центра «Россия»
Фото: Пресс-служба Национального центра «Россия»

Фото:«Книжный дом Анастасии Орловой», Corpus, «Альпина Диджитал»
Социальная экономика Звездная библиотека: 10 книг о космосе для детей

Проекционные технологии

Современные музеи все чаще используют проекционные технологии, чтобы создать у посетителей эффект полного погружения в экспозицию и расширить границы традиционного музейного опыта. Благодаря использованию проекторов высоких яркости и разрешения стены, полы и даже потолки залов превращаются в огромные интерактивные экраны, на которых оживают исторические события или демонстрируются сложные научные процессы.

Проекционные технологии позволяют не только визуализировать сложные концепции в доступной форме, но и ощутить атмосферу полного погружения. Например, видеоролики могут создать иллюзию присутствия в историческом месте или в космическом пространстве, используя звуковое сопровождение и специальные световые эффекты, а интерактивные проекции позволяют посетителям взаимодействовать с изображениями на экранах, управляя ходом презентации, изменяя перспективу или выбирая информацию, которая их интересует.

Также технологии используются для создания иммерсивных инсталляций, где посетители становятся активными участниками VR. Они могут исследовать виртуальные миры, взаимодействовать с цифровыми объектами и другими посетителями, получая уникальный музейный опыт. В некоторых музеях проекционные технологии используются для восстановления исторических интерьеров или для создания виртуальных экспонатов, которые трудно или невозможно выставить в реальности.

Один из новейших примеров таких музеев — арт-пространство Lumimar, расположенное на территории ВДНХ в Москве, в комплексе «Солнце Москвы». Проект занимает более 1000 кв. м и включает пять зон: главный проекционный зал «Мир», инсталляцию «Аура», зал-купол «Сфера», LED-тоннель «Портал» и кладовую «Смыслы». Здесь иммерсивный контент достигает нового уровня благодаря интерактивности, объемным 3D-иллюзиям и современному оборудованию, которое обеспечивает полное погружение зрителя в динамичный сюжет за счет использования различных форматов подачи информации.

Luminar
Luminar

Голографическое искусство

Голографические технологии в музеях позволяют посетителям получить уникальный опыт взаимодействия с историческими фигурами и архитектурными шедеврами, недоступными в обычных условиях: «встретиться» с известными личностями прошлого, услышать их рассказы о жизни и об эпохе, задать вопросы и получить виртуальные ответы. Высококачественные голограммы создают иллюзию реального присутствия исторического деятеля, позволяя рассмотреть его в деталях, а также заметить мимику и жесты. Такой интерактив особенно увлекателен для детей и позволяет интересным способом изучать историю.

Кроме того, голограммы позволяют представить памятники архитектуры, недоступные для личного посещения либо уже утраченные в результате стихийных бедствий или военных действий. Посетители могут «прогуляться» по древнему городу, рассмотреть детали архитектуры древнего храма или оценить величие давно разрушенного дворца. Высокая степень реалистичности голографических изображений позволяет достигнуть эффекта полного погружения, создавая незабываемые впечатления.

Фото:Pexels
Экономика инноваций Голографика и неон: как меняется дизайн в эпоху VR и метавселенных

Один из примеров визуальных музеев — Кельнский музей голографии (Германия), основанный в 1979 году страстным коллекционером Маттиасом Лауком. Пространство представляет собой крупнейшую в Европе экспозицию голограмм и лазерной трехмерной фотографии. Лаук, объехавший весь мир в поисках уникальных экспонатов, создал коллекцию, которая и сегодня восхищает как специалистов, так и простых посетителей. Музей преодолел трудный финансовый период после смерти Лаука в 2009 году и продолжает работу, демонстрируя выдающиеся достижения в области голографического искусства.

В 2022 году калининградский Музей Мирового океана вошел в Ассамблею петровских музеев и создал свой просветительский проект «Петровский центр». Выставка «Петр I — основатель регулярного российского флота» была открыта во Фридрихсбургских воротах, а в одной из башен голограмма самого императора рассказывала, как страна проходила большой путь от русского царства к империи и как строился ее флот. В настоящий момент в главном корпусе Музея Мирового океана можно посмотреть цикл из трех фильмов, который рассказывает о кораблях-музеях, об истории мореплавания и судостроения на Балтике. Оборудование для голографического кинотеатра создает «парящее в воздухе» полупрозрачное проекционное изображение, которое погружает зрителя в пространство фильма.

А австралийская компания Axiom Holographics разрабатывает голографические технологии для компаний, музеев и зоопарков по всему миру. Их проект Hologram Zoo в Сиднее за 42 дня работы посетили более 25 тыс. человек. Согласно информации с сайта проекта, в каждом центре Hologram Zoo есть четыре основных устройства:

  • туннели голограмм, где люди прогуливаются по голографическим средам;
  • два огороженных голограммой вольера, где появляются отдельные голографические животные, чтобы гости могли рассмотреть их;
  • голограммный потолок, который выглядит как кусок стекла, по которому ходят животные над головами гостей, давая возможность увидеть их вблизи и с уникальной точки зрения;
  • фотобудка с голограммой, где гости могут делать фотографии и видео.

Фото: Axiom Holographics
Фото: Axiom Holographics

3D-печать

Благодаря этой технологии хрупкие или труднодоступные экспонаты теперь можно изучать в виде точных 3D-копий, рассматривая детали вблизи и не подвергая оригиналы риску повреждения. Более того, трехмерная печать открывает возможности для интерактивного взаимодействия: посетители могут собирать виртуальные модели или создавать собственные копии. Масштабирование копий позволяет адаптировать экспозицию под разные потребности, включая создание тактильных моделей для посетителей с ограниченными возможностями.

Ярким примером таких пространств является Музей инноваций и 3D-печати, расположенный в китайском городе Шэньчжэнь. Он занимает площадь 4 тыс. кв. м, где размещены постоянные и тематические экспозиции, интерактивные залы и исследовательские лаборатории. Музей собирает работы в области 3D-печати, объединяет дизайнеров и специалистов, а также играет ключевую роль в популяризации аддитивных технологий среди школьников и широкой общественности, наглядно демонстрируя их практическую пользу.

Фото: Шэньчжэньский музей инноваций и 3D-печати
Фото: Шэньчжэньский музей инноваций и 3D-печати

Реклама, АНО «Дирекция Выставки Достижений «Россия», erid: F7NfYUJCUneP5zmDVki1

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 31.01.2025
Авторы
Теги
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть