Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Ресайклинг, блокчейн, метавселенная: что ждет индустрию моды в 2022 году

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Консалтинговая компания McKinsey и издание Business of Fashion подготовили ежегодный доклад о главных трендах модной индустрии в 2022 году. Рассказываем, как пандемия, поколение Z и экологический кризис меняют мир моды

Fashion-рынок начинает восстанавливаться

После двух лет кризиса сектор начинает постепенно приходить в себя. В первую очередь это касается стран с высоким уровнем вакцинации. Рынок моды в Китае уже достиг доковидного уровня продаж. В США к концу 2021 года продажи могут даже вырасти на 5–10% по сравнению с 2019 годом (правда, речь идет о товарах, не относящихся к сегменту люкса). Чуть медленнее восстанавливается европейский рынок: авторы доклада ожидают, что к концу 2021 года продажи будут на 10–15% ниже уровня 2019 года.

В числе причин, которые способствуют росту модной экономики — так называемый «шопинг-реванш» (revenge buying). После затяжного кризиса, самоизоляции и удаленной работы люди готовы тратить на гардероб больше, чем когда-либо. Так, 43% потребителей в США отметили, что планируют в 2021 году увеличить траты на свой гардероб — в первую очередь на одежду для работы и праздничные наряды. Во всем мире число поисковых запросов на тему нарядов для особых случаев — таких как свадьба или вечер встречи выпускников — в 2021 году выросло на 200% по сравнению с предыдущим годом. В то же время спрос на популярные в пандемию категории — одежда для сна, одежда для спорта, нижнее белье — замедлился.

Фото:Pexels, Sonnie Hiles / Unsplash
Экономика инноваций Пижамы и коврики для йоги: что еще мы покупали во время самоизоляции

Проблемы с поставками не исчезнут

Из-за всеобщего локдауна и закрытых границ цепочки поставок оказались разрушены. Ситуация остается тяжелой и вряд ли серьезно изменится к лучшему в ближайшее время. Так, 87% опрошенных авторами отчета руководителей компаний в индустрии моды ожидают, что нарушенные цепочки поставок будут негативно влиять на прибыль и в 2022 году. Проблемы, связанные с логистикой, могут усугубиться из-за всплеска спроса, который создаст невиданный перегруз систем перевозок, портов и терминалов. Дополнительное напряжение усиливает то, что покупатели уже приучены к очень быстрой доставке, и задержки негативно сказываются на их удовлетворенности покупкой.

Сложности с поставками объясняются и тем, что модный бизнес зависит от производств, расположенных в развивающихся странах, где уровень вакцинации остается низким, а здравоохранение развито слабо. Кроме того, многие производства находятся в Китае — стране, где действует политика «нулевой терпимости» к COVID-19 и связанные с ней жесткие ограничения.

Доставить грузовой контейнер из Китая в Европу сейчас в шесть раз дороже, чем в начале 2019 года. Сложившаяся ситуация, скорее всего, приведет к росту цен. 67% руководителей в индустрии моды планируют повышение розничных цен в 2022 году, в среднем на 3,2%, но 14% ожидают повышения более чем на 10%.

Фото:Unsplash,com; Cameron Venti
Социальная экономика 10 уроков Ever Given: как кризис в Суэцком канале изменит логистику

Ресайклинг становится технологичнее

Производство текстиля требует огромного количества ресурсов: к примеру, в Евросоюзе эта отрасль занимает четвертое место по потреблению первичного сырья и воды. Ко всему прочему, текстильная промышленность использует продукты нефтепереработки для производства синтетических материалов, таких как полиэстер.

Пока перерабатывается или компостируется менее 10% текстиля. Значительная часть переработанных материалов, которые используют модные бренды, производится из ПЭТ-отходов (пластиковых бутылок). Это не решает проблему переработки отходов самой модной индустрии, к тому же бутылки лучше использовать для производства новых бутылок — их можно перерабатывать множество раз, а вот переработать второй раз текстиль гораздо сложнее.

Фото:из личного архива
Зеленая экономика Александр Шумский — о влиянии осознанного потребления на люксовые бренды

Большинство респондентов опроса, проведенного Business of Fashion и McKinsey, отметили, что важнейшее условие масштабного перехода к замкнутой системе переработки — технологическая зрелость решений для ресайклинга.

Подобные решения уже появляются на рынке. Так, австрийский производитель вискозы Lenzing в партнерстве с перерабатывающей компанией Sodra работают над масштабированием технологии переработки смешанных волокон — к 2025 году они планируют обрабатывать 25 тыс. текстильных отходов ежегодно. Другой завод по переработке текстиля из хлопка и полиэстера, способный обрабатывать 10 тыс. т в год, откроется в конце 2022 года в Австралии. Увеличить масштабы переработки с помощью перехода на автоматизированную сортировку планирует шведская компания Sysav. В 2020 году она открыла первую в мире полностью автоматизированную фабрику, мощность которой позволяет сортировать текстильные отходы в промышленных масштабах — 24 тыс. т в год. А проект Sorting for Circularity работает над цифровой платформой, которая поможет переработчикам текстильных отходов найти подходящий материал у сортировщиков. Этот проект уже поддерживают такие бренды как Adidas, Bestseller и Zalando.

Фото:Shutterstock
Зеленая экономика Полиэстер против хлопка: футболка из какого материала экологичнее

Блокчейн на страже прозрачности

Модный бизнес инвестирует в технологии на основе блокчейна, которые позволяют «зашить» в продукт уникальный идентификатор и другую информацию. Это решает сразу несколько важнейших для индустрии проблем: борьба с контрафактом и возросшие требования к прозрачности всей цепочки поставок.

43% представителей поколения Z («зумеров») говорят, что им наиболее интересны компании с хорошей репутацией в сфере устойчивого развития. Так называемый «цифровой паспорт продукта» делает информацию об экологических и социальных практиках доступнее. Он может включать в себя, в частности, данные о том, какие материалы использованы при создании товара, где и как он был сделан, какие условия труда были на производстве.

Так, компания Eon, специализирующаяся на интернете вещей, создает «цифровые двойники» для физических товаров. Они содержат информацию, которая может обновляться в режиме реального времени — например, подробные сведения о происхождении продукта. В числе компаний, который используют платформу Eon — YOOX Net-a-Porter Group и Pangaia.

Цифровые паспорта также могут применяться в быстрорастущей индустрии ресейла — с их помощью можно подтвердить подлинность брендовых товаров. А детальная информация о составе вещи облегчит переработку. Физические бирки часто отрывают, после чего узнать состав вещи значительно сложнее. Цифровые метки помогут решить эту проблему.

Фото:Shutterstock
Зеленая экономика Право на ношение: зачем одежде цифровой паспорт

Виртуальная мода становится все популярнее

Люди по всему миру проводят все больше времени онлайн — пандемия только усилила этот тренд. В 2020 году экранное время для представителей поколения Z составило в среднем 8 часов в день. Бренды активно ищут способы взаимодействовать с аудиторией, для которой виртуальная реальность не менее важна, чем физический мир.

Виртуальный показ Mugler осень–зима 2021

Один из заметных трендов — коллаборации модных брендов с игровой индустрией. Примеров множество: коллекция виртуальной одежды от Gucci в Pokemon Go, партнерство Balenciaga с Epic Games, результатом которого стала коллекция виртуальных нарядов для персонажей игры Fortnite.

Фото:youtube.com
Индустрия 4.0 Как купить одежду с помощью цифровой примерочной

Цифровизация моды, впрочем, выходит за пределы игровой индустрии. Технологии дополненной реальности позволяют, например, презентовать новые коллекции в виртуальных шоурумах или на виртуальных подиумах, «примерять» вещи прямо в приложении на смартфоне. Кроме того, бренды все чаще выпускают продукты, которые существуют исключительно в виртуальной реальности. Интерес к «цифровому люксу» растет вместе с популярностью технологии NFT, которая подтверждает уникальность виртуального предмета. С NFT уже экспериментируют Louis Vuitton, Burberry, Dolce & Gabbana, онлайн-маркетплейс Farfetch.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Что такое NFT и почему они приносят миллионы

Из-за роста популярности виртуальной моды и онлайн-шопинга модные бренды получают доступ к данным пользователей и все чаще будут сталкиваться с кибератаками. Цифровая безопасность — один из приоритетов модной индустрии на ближайшее время. Так, 61% опрошенных авторами отчета руководителей компаний в сфере моды отметили, что уделяют больше внимания кибербезопасности в 2021 году по сравнению с предыдущим.

Обновлено 03.12.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть