Accenture, Ассоциация европейского бизнеса, Российско-Германская внешнеторговая палата (AHK), Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и посольство Германии в России представили совместное исследование (есть у РБК) о том, как российский бизнес внедряет инициативы устойчивого развития. В опросе участвовали представители 13 индустрий: от машиностроения до финансового сектора.
- Тема «устойчивого развития» (ESG-повестка) набирает популярность. Стоимость глобальных активов ESG достигла $37,8 трлн. По данным отчета, к 2025 году они превысят $53 трлн.
- Только 2% компаний не относят вопросы устойчивого развития к приоритетным.
- 64% предприятий участвуют в развитии «зеленого движения» (то есть, активно поддерживают принципы устойчивого развития).
- 34% представителей бизнеса пока не включили устойчивое развитие в основные направления деятельности, хотя осознают ее важность.
Какие отрасли заинтересованы в «зеленом движении»
Заинтересованность бизнеса в «зеленом движении» развивается неравномерно. Лишь отдельные отрасли уделяют повышенное внимание к этой теме.
- Предприятия сектора машиностроения и промышленного производства — 82% опрошенных компаний.
- Оптовая и розничная торговля — 75%.
- Пищевая промышленность — 73%.
- Финансы — 71%.
Меньше всех в «зеленое движение» вовлечены компании, которые предоставляют консалтинговые и другие услуги для бизнеса, а также транспортные и логистические компании.
Почему именно эти отрасли стали передовыми
Помимо общих причин, которые стимулируют компании следовать по пути устойчивого развития, у каждой из сфер есть и другие мотивы.
Так, машиностроительный и производственный секторы столкнулись с необходимостью модернизации оборудования. Это позволяет им сразу выстраивать процессы в соответствии с принципами ESG.
Компании оптовой и розничной торговли реагируют на изменения запросов потребителей. Клиенты стали интересоваться экологичными продуктами и перерабатываемой упаковкой.
Финансовый сектор выполняет на рынке несколько задач: финансирует «зеленые» проекты, разрабатывает «зеленые» финансовые продукты, инвестирует и владеет активами, сокращает собственный негативный след на окружающую среду.
При этом стоит учесть, что компании начинают работать над целями устойчивого развития с разными стартовыми условиями.
Четыре причины, которые стимулируют бизнес к «зеленому переходу»
ESG-повестка бизнеса формируется из ожиданий со стороны ключевых стейкхолдеров: потребителей, сотрудников, инвесторов и регуляторов.
- Внимание инвесторов (важно для 58% опрошенных)
Инвесторы готовы выделять денежные средства «зеленым» проектам, предоставлять переходные облигации. Как говорится в исследовании, управляющая компания BlackRock даже готова избавиться от акций тех организаций, которые не будут готовиться к «зеленому» переходу.
- Спрос и ожидание потребителей (отметили 51% респондентов)
Потребители говорят, что компании должны решать социальные и экологические проблемы. Особенно поддерживают это мнение представители поколения Z («зумеры»): 94% из них верят в необходимость бизнеса быть ответственным.
- Рыночные тренды и активность конкурентов (44% опрошенных)
Компании-лидеры создают тренды. Именно на их решения ориентируются другие участники рынка. Например, Microsoft и Unilever объявили о планах стать углеродно-нейтральными к 2030 году, а Danone и Repsol — к 2050 году.
- Требования российских и международных регуляторов (41% опрошенных)
Страны стремятся снизить негативное влияние на окружающую среду. Такой же путь выбрала и Россия. Власти пересматривают нормы выбросов, обсуждают увеличение ставок платежей за воздействие на окружающую среду, разрабатывают «зеленую» таксономию и не только.
Основные барьеры на пути к развитию
Компаниям трудно решиться на кардинальные и масштабные инициативы. Опрошенные представители бизнеса выделили тому шесть основных причин.
- 61% компаний объяснили, что находятся на этапе определения экономической ценности от реализации инициатив по устойчивому развитию.
- 61% испытывают трудности из-за отсутствия необходимых компетенций для внедрения и реализации целей устойчивого развития.
- 57% бизнесменов не чувствуют поддержки со стороны государства.
- 45% не видят запроса на устойчивое развитие со стороны рынка и потребителей.
- 44% предприятий отметили сложную и долгую трансформацию при переходе.
- 20% компаний не рассматривают устойчивое развитие как приоритетную задачу.
Пандемия и устойчивое развитие
Пандемия коронавируса не повлияла на динамику развития устойчивой повестки. В этом признались 42% бизнесменов. Предприятия делали шаги в сторону «зеленого движения» еще до начала пандемии и 2020 году не стали отклоняться от выбранного курса.
С этим согласно относительное большинство, но не все опрошенные бизнесмены. Так, 28% респондентов указывают, что пандемия все-таки оказала существенное влияние на развитие ESG-повестки. Как выяснилось, многие были не готовы к последствиям COVID-19 и начали спешно перестраивать привычные процессы.
Также во время пандемии бизнес сменил вектор своих интересов в сторону социальной ответственности и благополучия сотрудников. Работники перешли на удаленный режим работы. Как следствие — компании начали активно финансировать развитие цифровых сервисов.
Приоритетные цели для бизнеса
Шесть лет назад, в 2015 году, эксперты ООН представили 17 Целей устойчивого развития на период до 2030 года. Участники опроса выбрали топ-3 приоритетных для себя направления.
- Сокращение выбросов CO2 (39% ответов)
Согласно Парижскому соглашению 2015 года, страны мира (а значит, и частный сектор) обязались к 2030 году удержать глобальное повышение средней температуры в пределах 1,5-2 °C. Россия утвердила соглашение в 2019 году.
- Развитие сотрудников и социальное обеспечение (34%)
Хотя предприятия всегда выводили эту цель на лидирующие позиции, пандемия COVID-19 усилила социальную ответственность компаний.
- Сокращение отходов (33%)
Сокращение отходов связано с экологическими рисками. Россиянин в среднем производит в год примерно 400 кг мусора. А свалки выделяют газы, которые вредят атмосфере, и влияют на повышение температуры Земли.
Оценка деятельности компании в области устойчивого развития
Оценить, насколько компания экологична и социально устойчива, довольно сложно. Эту проблему озвучили 51% компаний. Половина опрошенных предприятий отмечает, что единых прозрачных критериев оценки не существует. Рейтинговые агентства, инвесторы, регуляторы учитывают разные показатели.
В данный момент нет единого стандарта раскрытия нефинансовой информации. Сейчас компании используют стандарт GRI (Global Reporting Initiatives). Полнота данных отчетности будет зависеть от уровня самой компании.
7% опрошенных не смогли назвать препятствия, с которыми столкнулись при оценке.
Как ESG-рейтинги влияют на бизнес
ESG-рейтинг помогает развивать бизнес-показатели компании, отслеживать прогресс и сравнивать себя в повестке устойчивого развития с компаниями в одном секторе. В тройку показателей, на которые влияет получение рейтингов, вошли:
- Развитие бренда и репутации компании (70%).
- Повышение инвестиционной привлекательности (52%).
- Оценка деятельности компании в области устойчивого развития (52%).
Получение ESG-рейтинга — это работа компании на свою репутацию в глазах стейкхолдеров, а также возможность получить экономическую выгоду.
Какие технологии помогут достичь целей по устойчивому развитию
Бизнес использует шесть основных технологий:
- Интернет вещей.
- Машинное обучение.
- Робототехника.
- Аккумулирование энергии.
- Биоэнергетика.
- Биоматериалы.
37% компаний считают наиболее актуальным использование высокотехнологичного оборудования, 28% говорят о важности новых материалов, еще 25% — о продвинутой аналитике.
Блокчейн бизнесом почти не признается: менее 3% компаний упоминали важность этой технологии для устойчивого развития.
Ключевые выводы
- Бизнес в России вовлечен в вопросы устойчивого развития так же, как и в странах с развитой экономикой.
- У отечественного бизнеса есть все ресурсы для достижения целей.
- Даже самый амбициозный план по устойчивому развитию кажется достижимым.