«Зеленая» национальная идея для России: главное из доклада НИУ ВШЭ

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Исследователи НИУ ВШЭ предлагают сделать сохранение природы основой российской национальной идеи. Новыми приоритетами, по мнению экспертов, должны стать вопросы улучшения здоровья населения и качества среды обитания

Сотрудники факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ подготовили доклад «Поворот к природе: новая экологическая политика России в условиях «зеленой» трансформации мировой экономики и политики». Доклад вышел в серии исследований по итогам трех ситуационных анализов под эгидой российского МИДа. «Доклады нацелены на выработку идей для российской, прежде всего внешней, но и не только, политике в кардинально меняющемся мире», говорится в документе.

Почему вопросы «зеленого» развития актуальны для России

По мнению исследователей, сейчас экологические проблемы превращаются в один из первоочередных вопросов международных отношений — наравне с международной безопасностью и экономическим развитием. В подтверждение этого тезиса авторы упоминают:

  • «Европейский зеленый курс», который предполагает достижение углеродной нейтральности к 2050 году;
  • климатические планы новой администрации США, которая, скорее всего также объявит о планах углеродной нейтральности к 2050 году, а также собирается сделать климатическую проблематику одним из главных внутренних и внешнеполитических приоритетов;
  • роль Китая, которая возрастает в мировой экологической и климатической повестке — страна планирует достичь углеродной нейтральности к 2060 году.

Доли расходов на «зеленые» меры в антикризисных пакетах разных стран. Источник: составлено авторами доклада по данным Robins N., Clover R., Singh C. A Climate for Recovery: The Colour of Stimulus Goes Green. — HSBC Global Research, 2009
Доли расходов на «зеленые» меры в антикризисных пакетах разных стран. Источник: составлено авторами доклада по данным Robins N., Clover R., Singh C. A Climate for Recovery: The Colour of Stimulus Goes Green. — HSBC Global Research, 2009

«Зеленые» вопросы занимают важное место и в работе ключевых институтов глобального управления, включая G20 и БРИКС, говорится в докладе. Его авторы предлагают «сохранение природы» в качестве новой универсальной идеологии человечества, «способной заполнить тот вакуум, который образовался в результате кризиса неолиберализма и отсутствия таких мощных альтернатив, каким был, в частности, социализм».

Одновременно с этим, участие РФ в «зеленом» дискурсе пока «не соответствует ее объективному потенциалу»: современная экологическая политика в стране недостаточно активна и не в полной мере отвечает вызовам времени — в частности, начиная с 1990х годов экологическая политика воспринимается в РФ как «бремя, а порой и как угроза для экономического развития».

Как именно Россия может сделать экологию одним из приоритетов международной политики

В качестве конкретных предложений авторы предлагают России позиционировать себя как «экологическую, чистую» державу, сделав тему защиты природы одним из приоритетных направлений внешней политики, на уровне двустороннего сотрудничества с Китаем, ЕС, администрацией США и многосторонних институтов с российским участием: БРИКС, ШОС, РИК, ЕАЭС. При этом, как говорится в докладе, эту повестку стоит ориентировать на:

  • «сотрудничество в борьбе со всем комплексом экологических проблем,
  • совместное развитие чистых производств,
  • справедливое распределение ответственности за загрязнение природы между производителями и потребителями грязной продукции.

В результате, авторы доклада предлагают принятие «глобального/общемирового зеленого курса», в том числе, выработку правил и инструментов глобального управления, которые «подчеркивали бы ответственность за загрязнение окружающей среды (в том числе, в виде платежей за него) производителей и потребителей „грязной“ продукции, и обеспечивали бы реальное содействие богатых развитых государств переходу всех стран мира к более низкоуглеродной „зеленой“ экономике».

Международное позиционирование требует и действий внутри страны

Реализация этого нового внешнего измерения невозможна без внутренней составляющей — в частности реальных усилий по улучшению экологической ситуации в стране и позиционирования близости к природе как важной составляющей национальной идентичности и достояния.

«России необходима новая философия сбережения человека, ставящая во главу угла духовное развитие, здоровье, безопасность и благополучие, а не только объем материального потребления. Природосбережение должно стать одним из центральных элементов новой национальной идеи и приоритетов государственной политики по всем направлениям», делают выводы авторы доклада.

Доля расходов консолидированного бюджета на охрану окружающей среды. Источник: составлено авторами доклада на основе данных Министерства финансов Российской Федерации
Доля расходов консолидированного бюджета на охрану окружающей среды. Источник: составлено авторами доклада на основе данных Министерства финансов Российской Федерации

Приоритеты новой экологической политики внутри страны, которые предлагают авторы доклада:

  • обеспечение доступности экологической информации,
  • трансформация системы экологического регулирования,
  • построение системы углеродного регулирования,
  • построение инновационной ресурсной экономики, основанной на соединении природных богатств, высоких технологий и современных практик природопользования, — ускоренное развитие Сибири и Дальнего Востока,
  • введение прогрессивного налогообложения и повышенных налогов на предметы роскоши (в качестве покрытия экологического ущерба, наносимого сверхпотреблением),
  • меры поощрения за более бережное отношение к природе и усилия по ее сохранению.

Практическая реализация идей доклада

Глава программы «Климат и энергетика» WWF-России Алексей Кокорин называет доклад «крайне своевременным», в частности, показывающим, что России надо начинать играть более активную роль в «зеленых» вопросах на международном уровне. Доклад доказывает, что углеродное регулирование необходимо внутри страны. Уже в конце апреля Государственная Дума планирует принять в первом чтении законопроект об ограничении выбросов. Законопроект предполагает поэтапное введение углеродной отчетности для предприятий, а также возможность реализации климатических проектов для компаний. В Минэкономики предлагаемую форму регулирования называют «мягкой», говоря, что она не создаст дополнительную нагрузку на бизнес.

«По сути дела, законопроект делает лишь самый минимальный шаг вперед: вводит терминологический аппарат, организует систему отчетности юридических лиц о выбросах парниковых газов и создает нормативно-правовую базу для российской системы проектов по снижению выбросов. Вариант с платежами за выбросы был бы гораздо лучше, но он отвергается некоторыми представителями российского бизнеса. Введение платежей, пусть даже только на экспортную продукцию, дало бы России более сильную позицию на переговорах с ЕС, хотя автоматически не было бы «лекарством» от трансграничного углеродного регулирования. У России крайне слабая национальная цель по выбросам на 2030 год. которую надо «безусловно изменить».


По данным Всемирного Банка, в 2020 году около 22% глобальных выбросов парниковых газов было покрыто различными формами углеродного регулирования. Всего в мире запущено 64 подобные инициативы, из них 46 на национальном уровне.

На презентации доклада многие эксперты подчеркивали важность реальных «зеленых» преобразований в стране для того, чтобы цели и идеи доклада не остались только на теоретическом уровне. Так, по словам исполнительного директора Центра по эффективному использованию энергии Игоря Башмакова, Россия в последние годы медленно развивается по сырьевой модели, стране необходимо искать новые драйверы роста, которыми могут стать как раз «зеленые» технологии.

«Важно, что «зеленая» повестка выходит на первый план и перестает быть вишенкой на торте, которую можно и не заметить — символом России должна быть березка, а не доменная печь».

Именно экологические и климатические направления сотрудничества остаются одними из немногих «позитивных» областей взаимодействия России и Запада — подтверждение тому и первые официальные двусторонние переговоры РФ и США по вопросам климата, прошедшие в начале марта 2021 года. Напомним, что президент Байден также пригласил Владимира Путина к участию в Климатическом саммите лидеров, который пройдет в виртуальном формате 22-23 апреля 2021 года (мероприятие станет первым важным международным событием новой администрации США, на него приглашены 40 мировых лидеров) — российская сторона пока официально не подтвердила участие.

Обновлено 16.04.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть