На побережье Анапы 17 декабря 2024 года обнаружили пятна мазута, их можно было заметить на протяжении нескольких десятков километров, рассказал глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев. Накануне в четырех населенных пунктах Темрюкского района объявили режим повышенной готовности на фоне разлива нефтепродуктов из-за крушения двух танкеров, «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239», во время шторма в Керченском проливе. Источник ТАСС сообщал, что на каждом судне находилось около 4,3 тыс. т топлива. Спустя неделю после аварии стало понятно, что техногенная катастрофа осложняется погодными условиями и приобретает куда более серьезный масштаб, чем ожидалось ранее.
Для выполнения работ по очистке водоемов и берега потребуется большое количество людей и техники. В Краснодарский край стали собираться волонтеры со всей страны, чтобы бороться с разливом нефтепродуктов. 25 декабря губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев сообщил о введении режима чрезвычайной ситуации регионального масштаба в связи с продолжающимся загрязнением черноморского побережья нефтепродуктами. А 26 декабря МЧС сообщило, что по той же причине введен режим ЧС уже федерального уровня. Экоактивисты продолжают призывать волонтеров бороться с последствиями аварии: убирать мазут из песка, отмывать измазанных нефтепродуктами птиц, следить за выбросом дельфинов на берег и пытаться оказать им помощь.
Блогер «Экологиня» в своем телеграм-канале 24 декабря сообщила: «Мазутом загрязнено более 60 км побережья полуострова Крым и в районе Анапы. По предварительным оценкам, объем загрязненного грунта может достичь 200 тыс. т., всю эту массу нужно правильно утилизировать.
«Утилизацию ведут двумя способами — микробиологическим: это удаление нефтепродуктов с помощью препаратов, а также термическим — самый загрязненный мазут сжигают в специальных аппаратах. Чтобы ускорить вывоз песка, смешанного с мазутом, принято решение в промзоне Анапы создать временную перевалочную площадку вместимостью 100 тыс. т», — сообщает пресс-служба Минприроды.
Затонувший танкер должен поднять со дна собственник, который вроде и согласился это сделать, но не факт, что обладает средствами на проведение таких масштабных работ. Компания может объявить себя банкротом и тогда вся ответственность просто превратится в «коллективную», то есть «ничью».
Это не первая крупная катастрофа в отрасли ТЭК за последние годы. В России статистика о разливах нефти и нефтепродуктов ежегодно публикуется в государственных докладах Министерства природных ресурсов и экологии о состоянии и об охране окружающей среды. Согласно этим докладам, ежегодно в стране происходит около 10 тыс. разливов на промысловых нефтепроводах.
Например, 3 июля 2023 года разлив нефти произошел в Республике Коми. Из-за проблем на трубопроводе «Нобель-Ойл» на Южно-Ошском нефтяном месторождении часть нефтепродуктов попала в реку Колва. Жителям было рекомендовано не брать речную воду для бытовых и технических целей, над устранением последствий аварии работала оперативная группа.
Россия не единственная страна, которая сталкивается с последствиями разливов нефтепродуктов на добывающих предприятиях и на логистических цепочках. Крупная катастрофа произошла, например, в июле 2023 года — пожар начался на морской платформе нефтегазовой корпорации Pemex на шельфе Кампече в Мексиканском заливе. Как сообщал телеграм-канал «Эколог Жора Каваносян», пожар случился в пятницу, 7 июля, однако в СМИ информация появилась спустя сутки. В результате возгорания два человека погибли, еще один пропал без вести. В компании сообщили, что пожар привел к потере 700 тыс. барр. добычи сырой нефти из-за того, что все скважины в этом районе были перекрыты.
Как писал Каваносян, в последние годы в заливе, в районе Кампече, произошло несколько серьезных промышленных аварий. Однако прекращать работы на этом участке не собираются, поскольку большая часть добычи нефти в Мексике, примерно 1,6 млн барр. в сутки, приходится на Мексиканский залив.
Крупнейшие случаи с разливом нефти в 2022 году (по данным Агентства нефтегазовой информации):
-
Перу, Ла-Пампилья. На нефтеперерабатывающем заводе дочерней компании Repsol 15 января произошла утечка более 6 тыс. барр. нефти после того, как в танкер попали волны, вызванные извержением вулкана в государстве Тонга. Площадь разлива нефти составила примерно 18 тыс. кв. км. Власти перекрыли три пляжа, пострадавших от разлива, и сообщили о десятках мертвых животных, покрытых нефтью. Согласно исследованиям, 24 января произошел второй разлив. Хотя компания информировала, что это был «контролируемый сброс остатков», министр охраны окружающей среды Перу Рубен Рамирес заявил, что Repsol не сразу сообщила об аварии правительству Перу. Компания должна была выплатить штраф до 138 млн солей за то, что в океан попало 11,9 тыс. барр. нефти.
-
Нигерия. 3 февраля на нефтедобывающем судне Trinity Spirit, принадлежащем нигерийской компании Shebah E&P, у берегов Нигерии произошел взрыв. В этот момент на корабле находились десять человек, выжить удалось трем. Вслед за взрывом на судне начался пожар, который продлился более суток. Экологические специалисты отмечают, что данный инцидент является не первым взрывом на нефтедобывающих платформах и скважинах в Нигерии: наблюдается серьезный урон экологии в результате нефтедобывающих работ, в стране ведутся судебные разбирательства с нефтедобывающими корпорациями.
- Россия, Коми. 15 октября произошел разлив около 100 куб. м нефти из трубопровода «Транснефти». Авария произошла на участке магистрального нефтепровода Ухта — Ярославль в Княжпогостском районе республики. В районе пришлось вводить режим ЧС: площадь загрязнения, как информировали республиканские власти, составила около 0,8 га. Но ликвидаторы справились с последствиями разлива в установленные сроки.
-
США, Канзас. На одном из крупнейших нефтепроводов, который принадлежит канадской компании TC Energy и находится в штате Канзас, 7 декабря произошел разлив более 14 тыс. барр. нефти. Это уже третий по счету крупный разлив на трубопроводе с момента его открытия в 2010 году.
Основные причины разливов
Разлив нефти происходит по двум причинам: эксплуатационная и аварийная. Со второй причиной все понятно — избежать стихийных бедствий невозможно. Они вызывают естественный износ резервуарного парка.
Первая же причина вызвана уже самим человеком или неисправностью используемой трубопроводной системы, ответственность за которую также лежит на людях.
Основными проблемами являются:
- правила забора проб и перекачивания топлива не соблюдаются;
- проверки целостности и состояния резервуаров не проходят в нужное время;
- нефтебазы не готовы к весеннему паводку;
- несвоевременный ремонт оборудования и систем.
Куда уходит нефть
Нефть может переполнять резервуары, что приводит к количественным потерям. Но бывают и качественные, которые вызваны попаданием в сырье кислорода и окислителей, из-за чего на стенках хранилищ образуются осадки, смолы и отложения.
Есть еще одна причина потери нефтепродуктов — испарение. Этот специфический процесс вызван так называемым большим и малым дыханием.
Малое дыхание вызвано температурными перепадами корпуса и внешней среды. Это частое явление среди наземных резервуаров. То есть если за пределами хранилища жарко, его стенки нагреваются вместе с нефтью. Она, в свою очередь, начинает испаряться, вытесняя образующееся давление в сосуде.
При понижении температуры действует обратный принцип: внутри цистерны образуется вакуум из-за недостатка давления.
Большое дыхание вызвано вытеснением воздуха при откачке нефти, из-за чего происходят качественная и количественная потери нефти.
Причина — нарушение регламента зачистки резервуаров при переходе на другой тип ресурса, частая смена сортов пропускаемой через парк продукции, отсутствие программы качественной подготовки трубопровода для перекачки разных типов материала.
Что на самом деле обязаны делать нефтяные организации
По данным МЧС, во всех местах хранения и добычи нефти должны быть собственные подразделения для ликвидации разливов. Также компании обязаны проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными службами.
В случае разлива организации обязаны немедленно оповещать соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления и организовывать работу по их локализации и ликвидации. Для этого у них обязательно должен быть резерв финансовых средств и материально-технических ресурсов.
Что делать, если утечка уже произошла
При поступлении сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов время локализации разлива по регламенту МЧС не должно превышать четырех—шести часов. Но в реальности во время крупных аварий ликвидаторы редко могут уложиться в такой короткий срок. Например, последствия взрыва нефтяной платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе устраняли 152 дня.
Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon произошел 20 апреля 2010 года у побережья Луизианы. Разлив стал одной из крупнейших техногенных катастроф за всю историю человечества. Погибли 11 человек, еще 17 пострадали. За 152 дня в воды Мексиканского залива попало более 5 млн барр. нефти, заняв 5% площади самого залива. Причинами послужили: недостаток информации, неудачная конструкция скважины, недостаточное цементирование, изменения в проекте и желание сэкономить на стоимости и длительности работ.
Cпособы устранения нефтеразливов
Существует четыре основных способа ликвидации нефтеразливов, но у каждого из них есть свои недостатки. Поэтому для устранения последствий катастроф нужен индивидуальный подход.
- Механический способ
Этот метод наиболее благоприятен для экологии. Принцип работы заключается в использовании нефтесборщиков и установок для сепарации (отделения воды от нефтепродуктов).
Чтобы пятно не увеличивалось, используют специальные боновые заграждения, которые задерживают и собирают нефтяное пятно. Сами боны находятся на поверхности воды и удерживаются с помощью якорей. Боны делают из специальной ткани, стойкой к воздействию различных химикатов и нефти.
Далее нефть собирают с помощью специальных насосов и рукавов. Но пятно от топлива очень тонкое, поэтому убрать его без сорбирующего вещества невозможно. А оно, в свою очередь, уже не так экологично.
- Химический способ
Для этого используют специальные вещества — диспергенты и сорбенты. Последние разработки стали менее токсичными для окружающей среды, но все-таки такой метод стараются применять только в экстренных случаях.
Дозировка вещества рассчитывается исходя из объемов нефти (отношение по объему должно составлять около 1–5%).
Диспергент разделяет нефть на мельчайшие капельки, которые растворяются в воде до безопасной концентрации. Куда же она исчезает потом? Благодаря процессу биодеградации нефть перестает быть токсичной для окружающей среды. Но все равно диспергент образует осадок, который опускается на дно, создавая вторичное загрязнение.
- Термический способ
Самый простой, но губительный для экологии способ — сжигание нефти. При горении в атмосферу выбрасывается до 10% разлитого топлива в виде сажи. У этого метода есть еще один существенный недостаток. Когда легкие фракции разлива заканчиваются, горение прекращается, а тяжелые компоненты остаются нетронутыми.
Такой способ весьма популярен и чаще всего используется вместе с механическим для сбора несгоревших остатков. Но, например, в Норильске от сжигания отказались, так как в городе состояние воздуха и без того критическое.
- Биологический способ
Этот способ чаще всего становится финальной стадией предыдущих трех. В пораженный участок воды спускают суспензии с бактериями-разрушителями, которые способствуют той самой биодеградации.
Но разливы редко можно предугадать. Поэтому чем лучше предприятие подготовлено к различным сценариям разлива, тем меньше вероятность попадания вредных выбросов в окружающую среду.
Защита ливневых стоков
При грамотном проектировании завода количество потенциальных аварий минимально. В таком случае даже нет необходимости в применении дополнительных мер.
Так, например, расположение контейнеров с нефтепродуктами на непроницаемой поверхности с уклоном позволит собирать возможные утечки в одном регулируемом месте.
Правда, на многих предприятиях в таком месте расположена ливневка, в которую также стекает дождевая вода. Получается, что природные осадки собираются с нефтепродуктами и попадают в почву.
Чтобы этого избежать, предприятие может использовать специальные дренажные покрытия, которые быстро герметизируют стоки и предотвращают просачивание нефтепродуктов.
Существует много методов по устранению разливов, очистке вод суспензиями, диспергентами и бактериями, но все эти методы не могут восстанавливать экосистемы, которые уничтожаются с каждой аварией.
Поэтому нефтяным компаниям важно постоянно контролировать исправность всего оборудования, иметь достаточный резервный фонд для предотвращения утечек и постоянно внедрять инновации, которые сведут до нуля возможность возникновения новой техногенной катастрофы.