Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Экомаркировка: зачем она нужна бизнесу и обществу

Фото:IMAG3S / Shutterstock
Фото: IMAG3S / Shutterstock
О том, как экомаркировка влияет на достижение целей устойчивого развития, и что экологический сертификат дает бизнесу и потребителю, РБК Тренды рассказала Юлия Грачева

Об эксперте: Юлия Грачева, кандидат биологических наук, директор Экологического союза, член совета директоров Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN), руководитель центрального органа системы экологической сертификации «Листок жизни».

В 2015 году ООН приняла «Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» и выбрала 17 целей для достижения устойчивого развития (ЦУР), которые стали ориентиром для всего мирового сообщества. Они связывают три элемента устойчивого развития — экономический рост, социальные вызовы и охрану окружающей среды.

Что такое устойчивое развитие? Фото:Iva Rajovic / Unsplash

Одним из способов прийти к поставленным целям ООН называет экосертификацию и экомаркировку I типа по жизненному циклу. Что это такое и как именно они способствуют решению глобальных задач?

Экомаркировка в глобальной повестке

Экологические знаки существуют во всех странах мира. Самые надежные из них — экомаркировки I типа (ISO 14024). Они учитывают весь жизненный цикл продукта: от добычи сырья до переработки упаковки. Большая часть таких экомаркировок по всему миру объединена во Всемирную ассоциацию экомаркировки (GEN).

В России есть только одна экомаркировка по жизненному циклу, признанная мировым сообществом и входящая в GEN — это «Листок жизни». Эта маркировка есть у продукции компаний «Сады Придонья», НМЖК, Henkel, SPLAT, «Ступинский химический завод», Samsung, «Акзо Нобель Декор», «ТехноНИКОЛЬ» и других.

Экомаркировка и цели устойчивого развития

«Листок жизни» вносит вклад в достижение 11 из 17 ЦУР. По сути экомаркировка — это набор стандартов, при соответствии которым товар получает нужный сертификат.

Строгие стандарты экосертификата мотивируют производителей делать свои производства более экологичными, а потребителям дают простой и понятный инструмент для выбора товаров.

Чтобы получить экосертификат, компании должны:

  • Бережно использовать природные ресурсы и сокращать отходы, использовать системы оборотного водоснабжения и возвращать в производственный цикл возможные для этого отходы и брак. Это переход к рациональным моделям потребления и производства (ЦУР 12);
  • Следить за расходами электроэнергии. Это вклад в борьбу с изменением климата (ЦУР 13);
  • Использовать продукцию деревообработки из устойчивых источников лесопользования (ЦУР 14);
  • Рекультивировать земли при разработке карьеров для добычи минерального сырья. Это вклад в сохранение экосистем и биоразнообразия (ЦУР 15).

Социальные выгоды

В составе продукции с маркировкой «Листок жизни» не должно быть опасных компонентов, которые могут навредить здоровью человека. Это прямой вклад в заботу ООН о здоровом образе жизни населения (ЦУР 3). Экологический сертификат способствует устойчивому экономическому росту и конкурентоспособности бизнеса (ЦУР 8).

Что получает компания-держатель экомаркировки?

  • Правомерное и доказуемое использование термина «экопродукт» и других заявлений об экологичности в коммуникациях разного уровня (b2b, b2c, b2g);
  • отрыв от конкурентов, еще не успевших ответить на новые вызовы рынка;
  • укрепление имиджа, рост лояльности со стороны потребителей, партнеров и ретейлеров;
  • снижение издержек благодаря ресурсосберегающим технологиям производства, оптимизации упаковки и логистики;
  • рост потребительской аудитории за счет экологически ответственных покупателей;
  • участие в частных и государственных тендерах с экологической составляющей.

Например, опыт компании «Завод ТЕХНОПЛЕКС» показывает, что «зеленое» производство и сертификация позволяют получать хорошие доходы. Экомаркировка международного уровня помогла компании повысить доверие покупателей к продукту и помогла улучшить систему экологического менеджмента.

Экомаркировка — надежный ориентир для покупателя

Исследование покупательского поведения ответственных потребителей, проведенное Экологическим союзом совместно с Экобюро GREENS, показало, что покупателей заботит экологичность продуктов питания (83,6%), бытовой химии (74,1%) и косметики (63,8%). При этом 83% покупателей экологичным считают товар, который не наносит вреда окружающей среде и здоровью человека, и более 78% ответственных потребителей главным признаком экологичного товара назвали независимую экомаркировку.

Будущее глобального инструмента

Как усилить позиции экомаркировки на рынке и повысить ее потенциал в достижении глобальных целей? Проблема — в недостаточно широком распространении этого инструмента, а ее решение требует участия производителей, покупателей, ретейлеров, государственных структур.

Опыт развитых стран Европы, Америки и Азии показывает, что экологическая маркировка обладает огромным потенциалом. По данным Всемирной ассоциации экомаркировки, во всем мире насчитывается более 1 млн наименований товаров, сертифицированных по жизненному циклу. Из 30 программ экомаркировки-членов GEN, 85% включены в национальные планы по зеленым государственным закупкам. Товары с экомаркировкой, таким образом, предпочтительны при закупках государственных учреждений. К празднованию Всемирного дня экомаркировки с каждым годом присоединяется все больше стран.

Улучшение стандартов экологической маркировки поможет уменьшить воздействие сертифицированной продукции на окружающую среду. Повышение экологической грамотности покупателей и встраивание требований к наличию экологического сертификата в систему закупок ретейла и государственных органов обеспечат необходимую поддержку инструмента экомаркировки и повысят качество окружающей среды.


Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Следующий материал: