Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

В «зеленом» тренде: как «ВкусВилл» начал разливать питьевую воду

Фото:РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
«ВкусВилл» — это розничная сеть супермаркетов, ориентированная на продажу натуральных продуктов питания. Появилась на рынке в 2009 году под брендом «Избенка». На сегодняшний день в России открыто более 1 тыс. магазинов

Из 17 целей устойчивого развития, принятых ООН, ответственное потребление и производство оказалось наиболее актуальным для российского бизнеса: 16% работающих здесь компаний отдали предпочтение этой цели. Согласно опросу* бизнес-сообщества, опубликованному осенью 2019 года, самые приверженные принципам устойчивого развития — компании сектора потребительских товаров, нефтегазовой отрасли, а также игроки телеком- и ИТ-рынка. Ответственное ведение бизнеса положительно влияет на эффективность деятельности компании благодаря готовности потребителя платить за более экологичные товары и услуги.

РБК Тренды спросили у игроков разных секторов экономики, что их мотивирует вести более ответственный бизнес и как они вовлекают в этот процесс потребителей.

*Опрос «Барометр устойчивой трансформации бизнеса» провели КПМГ и Effie Russia.

Задача

Снизить количество выбрасываемого пластика при покупке бутилированной воды.

Предпосылки и мотивация

«Покупателям в первую очередь нужна питьевая вода, а не одноразовая пластиковая бутылка с крышкой и этикеткой», — говорит куратор экологических проектов «ВкусВилла» Александр Цыганков. По его словам, компания рассчитывает сделать жизнь горожан комфортнее за счет постоянного доступа к питьевой воде.

Александр Цыганков: «Бесплатный пакет — это уже не сервис» Фото:Владислав Шатило / РБК

В какой-то момент во «ВкусВилл» стали поступать письма с предложениями от поставщиков автоматов по розливу воды. Параллельно с этим в компании изучали запросы покупателей, которые предлагали начать продавать воду на розлив, в свою тару. Когда во «ВкусВилле» увидели, что такой сервис может быть интересен покупателям, которые хотят вести более экологичный образ жизни, то приступили к тестированию.

Подготовка и первые шаги

В компании проходил корпоративный акселератор — за одну неделю сотрудники на одном из магазинов проверили механику работы водомата: привезли кулер, поставили промоутера и стали предлагать покупателям воду на розлив. Для этого закупили пустые бутылки и тут же на месте выдавали их людям.

Реализация

После этого теста в компании стали выбирать поставщиков оборудования, занялись вопросом бухгалтерского сопровождения продажи воды, стали проверять документы о качестве фильтрации воды с помощью нашей службы качества.

Первые водоматы (аппараты, которые оказывают услугу очистки и подготовки, а также автоматического розлива питьевой воды — РБК Тренды) «ВкусВилл» установил в московских магазинах на улице Фестивальной и Софьи Ковалевской, а также в одном магазине в Балашихе и в двух в Санкт-Петербурге.

В этих магазинах любой горожанин может бесплатно наполнить свою многоразовую кружку или бутылку емкостью до 1 л или купить воду для домашнего использования. По словам Цыганкова, бесплатная вода для небольшой многоразовой кружки — хороший стимул не покупать воду в пластиковой упаковке. «В мире распространена практика установки питьевых фонтанчиков, но в наших городах подобной инициативы не хватает, люди вынуждены приобретать очередную пластиковую бутылку», — говорит Цыганков. Многоразовую кружку также можно купить во многих магазинах сети или приобрести онлайн.

Фото: «ВкусВилл»
Фото: «ВкусВилл»

Стоимость воды в водоматах — 4 руб. за л. Объем емкости, которую могут использовать покупатели — до 20 л. В данный момент компания не продает пустые емкости, но такая идея есть и, возможно, «ВкусВилл» будет делать промо-продажи пустых емкостей, чтобы привлечь внимание к розливу воды.

Магазины, выбранные для установки первых водоматов — в основном районы с большим жилым массивом, спальные районы, магазины, находящиеся на первых этажах жилых домов или в местах с высоким вечерним трафиком.

Обширная география первых точек обусловлена тем, что компания хотела посмотреть на результаты в разных городах.

Фото: «ВкусВилл»
Фото: «ВкусВилл»

«ВкусВилл» в будущем не исключает выход на другой тип потребителя, поэтому планируют протестировать установку автоматов в районах, где расположены бизнес-центры среднего класса. «Не все работодатели обеспечивают своих работников кулерами, поэтому многие даже на работу вынуждены приобретать бутилированную», — говорит Цыганков.

На запуск проекта в тестовом режиме компания потратила около 100 тыс. руб.

Результат

В компании рассчитывают, что ежедневно несколько десятков человек будут приходить со своей емкостью, чтобы купить воду на розлив. По оценкам«ВкусВилла», на один аппарат должно приходиться не менее 120 л разлитой воды в день. Сейчас эти показатели достигнуты, в компании планируют идти дальше.

Другим результатом во «ВкусВилле» называют популярность бесплатной воды — это будет означать, что представление горожан о комфортном для жизни городе совпадает с представлением компании.

«Естественно, уже не обошлось и без казусов. Когда в магазин с водоматом пришел один из первых покупателей, решивший воспользоваться этой возможностью, программное обеспечение аппарата находилось в состоянии обновления. И автомат не мог налить воды ни бесплатно, ни за деньги. Покупатель ушел, расстроившись, и через 20 минут после этого аппарат заработал вновь», — рассказывает Цыганков.

Планы и перспективы

Сейчас компания готовится к открытию сервиса еще в десяти магазинах. Список новых адресов пока формируют. Скорее всего это будут Химки, Одинцово, Красногорск, возможно несколько районов в Юго-Восточном округе Москвы. В новые водоматы хотят интегрировать программу лояльности «ВкусВилла»: покупатель сможет идентифицировать себя на автомате, а компания получит данные по приобретенному объему и начислит на карту ВкусВилл бонусные баллы за покупку.

Фото: «ВкусВилл»
Фото: «ВкусВилл»

Механика будет такой же, как на наших фандоматах «ВкусВилла», которые начисляют бонусные баллы за каждую сданную тару в переработку. Сейчас «ВкусВилл» ищет того, кто сможет наладить начисление бонусных баллов по IT-части на водоматах — это инновационная разработка, готовых решений нет.

«Еще мы хотим, чтобы водоматы могли разливать не только доочищенную подготовленную воду, но и артезианскую, так как это ближе к нашей концепции», — говорит Александр Цыганков.


Больше информации и новостей о том, как «зеленеет» бизнес, право и общество в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Следующий материал: