Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

В «зеленом» тренде: как «М.Видео-Эльдорадо» организовала сбор электроники

Группа «М.Видео-Эльдорадо» объединяет розничные бренды «М.Видео» и «Эльдорадо», а также маркетплейс Goods. В группу входят более 1 тыс. магазинов в 250 городах России

Из 17 целей устойчивого развития, принятых ООН, ответственное потребление и производство оказалось наиболее актуальным для российского бизнеса: 16% работающих здесь компаний отдали предпочтение этой цели. Согласно опросу* бизнес-сообщества, опубликованному осенью 2019 года, самые приверженные принципам устойчивого развития — компании сектора потребительских товаров, нефтегазовой отрасли, а также игроки телеком- и ИТ-рынка. Ответственное ведение бизнеса положительно влияет на эффективность деятельности компании благодаря готовности потребителя платить за более экологичные товары и услуги.

РБК спросил у игроков разных секторов экономики, что их мотивирует вести более ответственный бизнес и как они вовлекают в этот процесс потребителей.

*Опрос «Барометр устойчивой трансформации бизнеса» провели КПМГ и Effie Russia.

Бизнес-кейс группы «М.Видео-Эльдорадо»

Задача

Обеспечить постоянный сбор техники на утилизацию в розничных магазинах.

Предпосылки и мотивация

Ретейлер развивает инициативу в рамках стратегии устойчивого развития. Как и многие другие компании, группа отмечает рост экологической сознательности среди клиентов. «Все больше россиян выступают за ответственное потребление, частью которого является вторичная переработка. Мы хотим способствовать распространению этого подхода и можем реализовать его в большинстве городов благодаря развитой инфраструктуре и ИТ-технологиям», — поясняет руководитель отдела сервисных проектов группы «М.Видео-Эльдорадо» Оксана Платонова.

Подготовка и первые шаги

Первые маркетинговые акции по утилизации техники в «Эльдорадо», а затем и в «М.Видео» начали проводить около восьми лет назад. Покупатели получали скидки в обмен на устаревший товар. «Клиенты полюбили эти активности, так как они дают возможность и сэкономить, и защитить окружающую среду», — говорит Платонова. В период таких акций продажи отдельных категорий возрастали в два-три раза.

Следующим шагом стал запуск постоянно действующей утилизации, которой можно воспользоваться не только при покупке новой техники. Для запуска масштабной инициативы группа привлекла отраслевого партнера — ассоциацию «СКО Электроника-Утилизация», куда входят производители и импортеры электроники. Некоммерческое объединение сотрудничает с утилизаторами в разных регионах России, каждый из них проходит входной аудит и раз в квартал подтверждает аккредитацию. Ассоциация проверяет весь цикл переработки на соответствие действующим и международным экологическим стандартам. Такая система позволяет гарантировать, что вся сданная техника будет переработана экологическим способом, подчеркивают в «М.Видео-Эльдорадо».

Реализация

«Правильная утилизация» стартовала в режиме пилотного проекта в Санкт-Петербурге в середине 2019 года. «Существующие технические решения позволяют вторично использовать до 90% материалов, из которых изготовлена бытовая техника. В среднем из одной тонны электронных отходов можно получить для дальнейшего производства 800 кг сырья — пластика и металла, включая цветные металлы», — рассказывает Платонова.

Сегодня сбор техники ведется в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Волгограде, Казани, Самаре, Ульяновске и Ярославле. Всего задействовано более 380 магазинов «М.Видео» и «Эльдорадо». В торговых точках любой желающий может бесплатно сдать ненужное устройство, подписав заявление на отказ. Как только контейнер для сбора в магазине заполняется, ассоциация организует транспортировку сданной техники на площадку завода-утилизатора.

Еще ретейлер предлагает клиентам вывезти крупногабаритную технику из дома или квартиры. Пока опция доступна только при доставке нового товара. Самым сложным при запуске и масштабировании проекта было организовать учет собранной техники. «Именно учет отличает наш проект от подобных и позволяет всем участникам мониторить процесс на разных этапах, а также гарантировать переработку каждого устройства», — говорит представитель ретейлера.

Под эти цели группа разработала специальное программное обеспечение, куда заносится каждое устройство. Помимо ретейлеров к ИТ-системе подключили ассоциацию и утилизаторов. Компания проводит дополнительное обучение сотрудников, чтобы они могли свободно пользоваться системой, и старается привить им ответственное отношение к проекту. Всего в процессе сбора и утилизации техники заняты более 1 тыс. сотрудников. Группа не зарабатывает на утилизации, уточняют в «М.Видео-Эльдорадо».

Затраты

На нынешнем этапе компания оценивает затраты на сумму до 2 млн руб. в месяц. Основные расходы приходятся на обучение персонала, аренду боксов для сбора техники и логистику.

Результат

С июня 2019 по февраль 2020 года «М.Видео» и «Эльдорадо» передали на утилизацию около 25 тыс. единиц техники и электроники общим весом 292 т. В проекте приняли участие более 10 тыс. клиентов. В основном покупатели сдавали мобильные и стационарные телефоны, телевизоры, наушники, утюги и чайники. «Мы очень довольны этими результатами, они превзошли наши ожидания на старте», — отмечает руководитель отдела сервисных проектов.

Планы и перспективы

В 2020 году группа рассчитывает подключить к проекту еще 12 городов. Кроме того, в перспективе ретейлер планирует сделать вывоз техники из дома отдельной услугой.

Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

Следующий материал: