В продуктовом магазине Waitrose в английском Оксфорде покупатели насыпают себе замороженные овощи прямо из дозаторов — подобных тем, в которых обычно продают мармеладные конфеты и жвачки. В старые пластиковые контейнеры, которые можно взять с собой на вынос, пришедшие кладут буквально все — от мюсли до риса для ризотто. Так выглядит новая концепция магазинов без упаковки Unpacked, представленная Waitrose. Она подразумевает, что около 200 наименований товаров продаются без всевозможных пакетов и одноразовых контейнеров.
Эко-активисты и, в частности, Greenpeace, давно требуют от британских супермаркетов снизить количество пластикового мусора. Недавно 1,4 млн человек подписали петицию за то, чтобы обязать магазины полностью отказаться от упаковки из пластика. Но обойтись без нее, когда речь идет о продуктах питания, как оказывается, куда сложнее, чем, например, при продаже игрушек. И эта проблема — не единственное, что мешает продуктовым ретейлерам соответствовать запросам активистов и отдельных покупателей. Продуктовые магазины также выкидывают огромное количество продовольственных отходов.
Тем не менее ретейлеры стараются менять что-то в силу своих возможностей. Например, исключают сложноперерабатываемые материалы, помогают клиентам избавиться от упаковки или же сдать ее в переработку прямо в магазине.
Но куда проще придумать упаковку без пластика для продуктов, которые могут храниться при комнатной температуре. Точно так же, как покупатели наполняют контейнеры крупами, они могут наливать в многоразовые емкости шампунь. Мясо же без упаковки очень быстро потеряет товарный вид. С фруктами и овощами также много сложностей — они легко могут помяться при транспортировке. Правда, в Unpacked все равно продают около 16 видов фруктов и овощей без упаковки.
Сезонность тоже осложняет переход к более экологичной торговле: если летом можно доставлять овощи и фрукты из соседних городов и регионов, то в холодное время их приходится везти издалека, а тут без упаковки уже не обойтись. К примеру, этим летом сеть супермаркетов Morrison Supermarkets закупала огурцы у местных производителей. Но в зимний сезон огурцы завозят из Испании, так что приходится оборачивать их в специальную перерабатываемую пленку. На всякий случай в Morrison предупреждают невнимательных покупателей о сезонных изменениях.
Один из способов увеличить срок хранения овощей и фруктов на полках без использования пластика — выращивать их неподалеку. Здесь на помощь приходят так называемые вертикальные фермы: на поддонах под светодиодами можно прямо в помещении выращивать различные продукты. Сеть онлайн-супермаркетов Ocado уже инвестировала в такие пространства, в частности, выкупив 58% крупнейшего европейского оператора вертикального выращивания Jones Food.
Jones Food в основном выращивает различные салаты и травы, затем упаковывает их в накачанную воздухом биоразлагаемую упаковку. Благодаря такой технологии растения чувствуют себя так, как будто их еще не сорвали, и дольше остаются свежими.
Чтобы сократить цепочку поставок, уменьшить количество упаковки и сэкономить на транспорте и холодильниках, можно строить вертикальные фермы прямо рядом с супермаркетами или распределительными центрами онлайн-магазинов.
В то же время ретейлеры обнаружили, что есть продукты, которые очень сложно сделать более экологичными. Трудности, например, возникают с готовой едой. Она должна оставаться свежей, к тому же в ней, как правило, много жидкости. И в идеале хорошо было бы, чтобы упаковка готовой к употреблению пищи подходила для того, чтобы разогреть ее и в духовке, и в микроволновке.
Waitrose потратил более пяти лет на разработку разлагаемой упаковки из различных волокон. Также компания начала использовать тележки из переработанного пластика. Их выпускают в разных цветах — в зависимости от того, из чего их сделали.
Но меняться, вероятно, придется не только бизнесу, но и самим потребителям. К примеру, огурцы в пластиковой упаковке пролежат около 14 дней, а без нее — вдвое меньше.
В Morrison начали предлагать многоразовые бумажные пакеты для покупок. Правда, недавно в качестве эксперимента ретейлер также стал продавать пластиковые эквиваленты по цене 30 пенсов за штуку (гораздо дороже, чем обычно) и столкнулся с критикой со стороны клиентов.
А вот стратегия Waitrose, кажется, сработала: продукты без упаковки продаются быстрее остальных, а уже 50% потребителей приносят собственные контейнеры для круп и прочих товаров.