На фабрике, размеры которой сравнимы с терминалом аэропорта, лазерные ножи кромсают длинные хлопковые полотна, отрезая то, что впоследствии станет рукавами пиджаков Zara. До позапрошлого года обрезки, которые падали в металлические корзины, использовались в качестве наполнителя для мягкой мебели или отправлялись прямиком на свалку города Артейхо на севере Испании. Теперь с помощью химической обработки их превращают в целлюлозу, смешивают с древесным волокном и создают материал, который называют рефиброй, — из него делают более дюжины наименований одежды: футболки, штаны, топы.
Это инициатива Inditex, компании, которая владеет маркой Zara и еще семью брендами. Все они представляют сегмент модной индустрии, известный достаточно дешевой одеждой, которая наводняет шкафы покупателей в начале каждого сезона и уже через несколько месяцев отправляется в мусорную корзину или на самые дальние полки гардероба.
- Помимо них, Gap обещает к 2021 году использовать только холопок с органических ферм или с производств, которые не наносят вред окружающей среде;
- японская компания Fast Retailing, владеющая Uniqlo, экспериментирует с лазерной обработкой, чтобы сократить использование воды и химикатов при изготовлении джинсов с эффектом потертости;
- шведский гигант Hennes & Mauritz вкладывается в стартапы, которые специализируются на разработке технологий переработки отходов и производства вещей из нетрадиционных материалов, таких как, например, грибной мицелий.
«Один из главных вызовов — как обеспечивать модной одеждой постоянно растущее население, но при этом не вредить окружающей среде, — говорит генеральный директор H&M Карл-Йохан Перссон. — Нам просто необходимо переключиться на безотходную модель производства»
Индустрия с оборотом $3 трлн использует невообразимое количество хлопка, воды и электричества, чтобы каждый год производить 100 млрд единиц одежды и аксессуаров, 60% которых, по данным McKinsey, выкидывается в течение года. Менее 1% произведенных вещей перерабатывается в новые вещи, признает сотрудник английской исследовательской компании Ellen MacArthur Foundation Роб Опсомер. «Каждую секунду на свалку отправляется примерно целый грузовик тканей», — говорит он.
В 2016 году Inditex выпустила 1,4 млн единиц одежды. Такие темпы производства помогли компании увеличить рыночную стоимость почти в пять раз за последнее десятилетие. Но сейчас рост рынка замедлился: миллениалы, оценивающие влияние «быстрой моды» на экологию, предпочитают платить за впечатления и эмоции, а не за вещи. Доходы Inditex и H&M в последние годы не оправдывают ожиданий аналитиков, а доли компаний на рынке в 2018 году сократились примерно на треть. «Их бизнес-модель не предусматривает безотходного производства, — говорит генеральный директор Гонконгского исследовательского института легкой промышленности Эдвин Ке. — Но у нас у всех уже достаточно вещей».
Тренд на ответственное потребление диктует свои условия: конкурентное преимущество могут получить те компании, которые вовремя переключатся на безотходное производство. Чтобы сократить количество мусора, ретейлеры установили во множестве магазинов специальные контейнеры — в них покупатели могут оставить вещи, которые затем будут отправлены на переработку.
Консультант направления «ретейл» в компании Accenture Джил Стэндиш считает, что компании, которые производят экологичную одежду, могут привлечь больше покупателей. «Сумка из виноградных листьев или платье из апельсиновой кожуры — это уже не просто вещи, за ними стоит интересная история», — говорит она.
H&M рассчитывает к 2030 году производить все вещи из переработанных и экологичных материалов (сейчас доля таких вещей составляет 35%). С 2015 года компания спонсирует конкурс для стартапов, чьи технологии помогают снизить негативное влияние фешен-индустрии на окружающую среду. Участники конкурса соревнуются за грант в размере €1 млн ($1,2 млн). Один из победителей прошлого года — компания Smart Stitch, которая разработала растворяющуюся при высоких температурах нить. Такая технология поможет оптимизировать переработку вещей, облегчив процесс снятия с одежды пуговиц и молний. Стартап Crop-A-Porter научился создавать пряжу из отходов с льняных, банановых и ананасовых плантаций. Еще один участник конкурса создал технологию, для того чтобы отделять волокна разных материалов при переработке смешанных тканей, а другие стартапы производят одежду из грибов и водорослей.
В 2017 году Inditex начала перерабатывать старую одежду в так называемые вещи с историей. Итогом всех попыток компании в области ответственного производства (вещи из органического хлопка, использование рефибры и других экоматериалов) стала линейка одежды Join Life. В 2017 году под этой маркой вышло на 50% вещей больше, но в общих продажах Inditex такая одежда составляет не более 10%. Чтобы увеличить производство экологичных тканей, компания спонсирует исследования Массачусетского технологического института и нескольких испанских университетов.
К 2030 году H&M планирует увеличить долю переработанных или экологичных материалов в своей продукции до 100% с нынешних 35%
Одна из технологий, над которой трудятся исследователи, — производство одежды из побочных продуктов деревопереработки с помощью 3D-печати. Другие ученые учатся отделять нити хлопка от волокон полиэстера при переработке смешанных тканей.
«Мы стараемся найти более экологичные версии всех материалов», — говорит Герман Гарсия Ибаньес, курирующий направление переработки в компании Inditex. По его словам, сейчас в джинсах из вторично используемых материалов только 15% переработанного хлопка — старые волокна изнашиваются, и их нужно смешивать с новыми.
В Inditex и H&M утверждают, что компании покрывают дополнительные расходы, связанные с использованием переработанных и восстановленных тканей. Вещи из линейки Join Life стоят примерно столько же, сколько и другая одежда в магазинах Zara: футболки продаются меньше чем за $10, а штаны, как правило, обходятся не дороже $40. В H&M также говорят о намерении удерживать невысокие цены на одежду из экологичных материалов, в компании ожидают, что с ростом объема производства себестоимость такой продукции будет ниже. «Вместо того чтобы заставлять клиентов оплачивать издержки, мы просто воспринимаем это как долгосрочные инвестиции, — говорит Анна Гедда, которая контролирует экологичное производство в H&M. — Мы верим, что «зеленая» мода может быть по карману любому покупателю».