В 2023 году РБК исполняется 30 лет. В рамках юбилея мы решили не оглядываться назад, в прошлое, а наоборот — посмотреть вперед, в будущее.
Команда «РБК Трендов» подхватывает инициативу: на сайте проекта будут появляться колонки визионеров из сферы науки, образования, технологий, общества, экологии, образования. Вместе с ними мы попробуем представить, как будет меняться мир в течение 30 лет, каким он будет в 2053 году и какое место в нем будет занимать человек. Проект не предполагает точных прогнозов, вместе с экспертами мы пытаемся представить возможные направления и сценарии развития нашего общества, основываясь на трендах настоящего.
Об экспертах:
- Александра Бабкина, руководитель «VK Добро», директор социальных проектов VK.
- Ольга Рончинская, программный директор благотворительного фонда «Нужна помощь» (включен Минюстом в реестр иноагентов).
— Как развитие технологий повлияет на сферу благотворительности? Что изменится в перспективе 30 лет?
Александра Бабкина:
30 лет — очень большой отрезок времени. Если сейчас попробовать оценить события, случившиеся с 1993 года, то кажется, что изменилось буквально все: от уровня развития технологий до отношения общества к разным проблемам и темам. Поэтому представить, что ждет благотворительность и социальную сферу еще через несколько десятков лет, сложно. Но если фантазировать о том, что будет через 30 лет, основываясь на текущих тенденциях, то особенно перспективным кажется именно технологический блок.
Я думаю, что в будущем еще больше будут развиваться технологии, связанные с цифровым профилем человека и разными инструментами по разработке интерфейса личности. В связи с этим вполне вероятно, что произойдет встраивание в цифровой профиль человека возможностей оказывать помощь и поощрение этого действия. Совершенствование технологий также повлияет на усиление бытовой цифровизации и цифровизации медицинских решений. Благодаря этому еще больше будет развиваться инклюзивность общества. Развитие инклюзии также может поддерживаться глобализацией.
Ольга Рончинская:
Во-первых, все больше появляется инструментов, которые упрощают сбор пожертвований и привлечение аудитории для НКО: приложения, QR-коды, соцсети и пр. Эти технологичные инструменты будут становиться более популярными среди интернет-пользователей и упрощать путь к целевому действию. Также на основе больших данных будут более точно работать рекламные инструменты.
Однако мы видим, что практика благотворительности среди интернет-пользователей более-менее стабильна последние несколько лет и даже немного откатывается на уровень 2019 года. И при этом среди практик пока преобладают офлайн-активности и консервативные практики (милостыня, передача одежды, продуктов и денег конкретным людям). На текущий момент, несмотря на достаточно широкое покрытие интернета по стране, нет оснований полагать, что в обозримом будущем технологические решения для сбора пожертвований или привлечения доноров будут играть более существенную роль на фоне общей картины участия людей в благотворительности.
Во-вторых, среди НКО мы видим, что все большее их число прибегает к созданию сайтов организаций, приему пожертвований через интернет и общению с аудиторией через соцсети. Это радостная тенденция, которая говорит о большей открытости НКО. Однако использование ИТ-инструментов для управления организацией, финансовыми потоками и благополучателями пока распространено преимущественно среди крупных фондов. Для небольших региональных НКО, которых большинство, на текущий момент существуют более насущные вопросы развития организаций, и мы пока не видим трендов среди этой аудитории к большей интеграции CRM- или ERP-систем (customer relationship management — управление отношениями с клиентами; enterprise resource planning — планирование ресурсов предприятия. — «РБК Тренды»). При этом таких доступных инструментов, специфичных для сектора, появляется все больше, и есть надежда на формирование потребности в их использовании.
Кроме того, мы видим, что популярные социальные сети, маркетплейсы и банки интегрируют у себя функционал для сбора пожертвований. Можно предположить, что эти инструменты будут набирать популярность среди молодых поколений, активных пользователей смартфонов.
— Какие сферы благотворительности выйдут на первый план? Стоит ли, к примеру, ожидать того, что люди будут больше жертвовать на борьбу с изменениями климата?
Александра Бабкина:
Вероятно, будут развиваться глобальные социальные проекты, связанные с работой над последствиями или профилактикой техногенных и экологических катастроф и изменения климата. Уже сегодня мы наблюдаем тренд, когда все больше людей хотят помогать экологическим проектам и НКО, которые принимают участие в борьбе с климатическими изменениями.
Думаю, что в ближайшие годы такая мотивация только усилится — хотя бы потому, что, возможно, люди начнут ощущать изменения климата на себе.
Ольга Рончинская:
В кризисное время и в период усугубления материального положения населения можно ожидать увеличения пожертвований на проблемы, связанные с невозможностью целых категорий граждан получать релевантную медицинскую помощь, реабилитацию, продукты питания и товары первой необходимости. Речь идет о поддержке малоимущих людей и семей в трудной жизненной ситуации, о взрослых с инвалидностью, а также о пострадавших от стихийных бедствий и военных конфликтов.
— Какие долгосрочные тренды в секторе вы наблюдаете?
Александра Бабкина:
Хочется верить в появление глобального социального контекста, когда разные страны объединятся для решения социальных проблем. С другой стороны, возможно, усилится поддержка локальных изменений большими сообществами. Также среди трендов, которые сейчас активно развиваются как в нашей стране, так и за рубежом и, вероятно, смогут стать долгосрочными, можно выделить государственное влияние на некоммерческий сектор и развитие благотворительных организаций при поддержке госинициатив, создание новых грантовых проектов, в том числе волонтерских.
Кроме того, продолжится развитие инклюзии в широком смысле: от адаптации всех носителей и ресурсов до новых стандартов инклюзивного трудоустройства.
Ольга Рончинская:
Мы наблюдаем тренд на снижение доверия к благотворительным организациям, а также на снижение общего объема в первую очередь разовых пожертвований. С октября 2022 года семь месяцев подряд общая сумма сборов меньше, чем за аналогичный период годом ранее.
— Какие практики и подходы останутся в прошлом?
Александра Бабкина:
Прежде всего в прошлом останется импульсивная помощь наличными на улице. Еще большая цифровизация коснется и пожертвований, поэтому жертвовать быстро и импульсивно люди продолжат, но просто онлайн. Хочется верить, что в прошлом останется необходимость адресной помощи, потому что будут работать системные благотворительные проекты, которые будут поддерживать в том числе и узкие целевые группы.
Надеюсь, что и некоторые социальные проблемы за 30 лет будут решены, что изменит ключевые темы, которые будут требовать внимания и участия людей.