Что такое метавселенная
Венчурный инвестор Мэтью Болл в своем эссе «Метавселенная: что это такое, где ее найти, кто ее построит, и Fortnite» пишет, что впервые термин «метавселенная» использовал писатель-фантаст Нил Стивенсон в своем романе «Лавина» (Snowcrash) 1992 года.
В разделе книги «Благодарности» Нил Стивенсон пишет: «... «метавселенная» — это мои изобретения, которые я придумал, когда решил, что существующие слова (например, «виртуальная реальность») слишком неудобны в использовании». В мире Стивенсона метавселенная — виртуальный мир, куда люди получают доступ через персональные терминалы. Эти устройства проецируют дисплей виртуальной реальности на очки, которые носит пользователь. Попав в метавселенную, герои романа посещают виртуальные ночные клубы или покупают недвижимость.
Авторы дорожной карты метавселенной объясняют ее как коллективное виртуальное пространство, которое включает в себя виртуальные миры, дополненную реальность и интернет.
Мэтью Болл считает, что метавселенная должна объединять физический и виртуальный миры, иметь свою экономику, не ограничивать количество одновременных пользователей и совмещать все виртуальные миры. То есть пользователь должен иметь возможность переносить свои цифровые продукты из одного цифрового мира в другой.
Марк Цукерберг видит метавселенную Facebook как «виртуальную среду, в которой вы можете присутствовать с другими людьми в цифровых мирах. Это скорее воплощенный интернет, где вы находитесь внутри, а не смотрите на него». Определяющая характеристика метавселенной, по словам Цукерберга, — «это присутствие — ощущение того, что вы действительно находитесь в другом месте или с другим человеком».
«В будущем вы сможете сидеть в качестве голограммы на моем диване или я буду сидеть на вашем, и это действительно будет ощущаться так, будто мы находимся в одном месте. Даже если мы находимся в разных штатах на расстоянии сотен миль друг от друга», — сказал Марк Цукерберг в интервью The Verge в июле 2021 года. А уже в октябре он анонсировал ребрендинг холдинговой компании Facebook — отныне она будет называться Meta, что подчеркивает живой интерес миллиардера к построению метавселенной.
Как можно создать метавселенную
Метавселенную можно создать с помощью тесного сближения виртуального пространства и дополненной реальности. Уже сейчас Facebook делает первые шаги к своей цели: он сближает пользователей с помощью видеозвонков Portal и переносит людей в цифровые миры социальной среды Horizon с помощью очков Oculus Quest 2.
В интервью The Verge Марк Цукерберг сказал, что метавселенная будет работать на гарнитурах виртуальной реальности, мобильных устройствах и игровых консолях. Чтобы это стало возможным, «потребуются новые протоколы и стандарты, новые устройства, новые чипы, новое программное обеспечение — от движков рендеринга до систем оплаты и всего, что между ними», заявил Цукерберг.
Эндрю Босфорт, вице-президент Facebook, ответственный за VR и AR, написал, что «для создания метавселенной Facebook нужно построить соединительную ткань между пространствами, чтобы снять ограничения физики и перемещаться между ними с такой же легкостью, как из одной комнаты в доме в другую». Для этого Facebook собирает команду по разработке метавселенной, которая станет частью Facebook Reality Labs, занимающейся проектами виртуальной и дополненной реальностей.
Тим Суини, генеральный директор Epic Games, считает, что для создания метавселенной понадобится множество технологий. «Сейчас Fortnite может вместить в игровую битву 100 игроков, но не может вместить миллион или десятки миллионов в одну и ту же симуляцию. Для метавселенной потребуется новая модель программирования — открытая и живая развивающаяся платформа, где вы переходите из одного мира в другой, а весь код взаимодействует». По словам Суини, для этого требуется модель программирования с открытым миром, которой пока не существует.
Сейчас одна из важных задач Facebook — это доработка VR-гарнитур Oculus, которые не очень удобны для длительного использования. Компания надеется улучшить технологию, чтобы гарнитуры больше походили на очки, а не на огромный шлем.
Как может выглядеть наша жизнь с метавселенной
Марк Цукерберг считает, что метавселенная предоставит огромные возможности всему обществу — от креаторов, которые смогут создавать новые цифровые пространства, до людей, которые хотят работать и жить вдали от города.
Как метавселенная может изменить разные сферы деятельности человека:
Работа. Представьте, что вы работаете из дома, но у вас есть цифровой офис. С помощью голограммы вы будете находиться в одном пространстве с коллегами, не покидая дом. Вы сможете делиться документами, просто показывая их на общем экране, и количество этих экранов не ограничено.
Так может выглядеть цифровой офис, созданный с помощью гарнитуры виртуальной реальности
Общение. Люди смогут почувствовать присутствие других людей во время разговора. Это будут не современные видеозвонки, когда мы видим собеседника через экран. Благодаря метавселенной у человека будет возникать чувство, что он находится с людьми в одном месте. Это позволит вместе посещать концерты, занятия спортом или танцами.
Образование. Люди, у которых нет возможности получить качественное образование из-за их места проживания, смогут учиться, не выходя из дома. Только это будут не традиционные вебинары, а занятия, на которых можно лично присутствовать благодаря метавселенной. Это важное условие, например, для обучения будущих врачей.
Зачем это все Facebook
«Если считать метавселенную преемником интернета, то благодаря ей появятся новые компании, продукты и услуги, которые будут управлять всем — от обработки платежей до проверки личности, найма, доставки рекламы, создания контента, безопасности», — пишет Мэтью Болл.
Стив Ковач, технический редактор CNBC, считает, что Facebook может использовать эту модель и «зарабатывать, принимая часть денег от транзакций в метавселенной». На такой экономической модели сегодня построено много бесплатных игр, которые зарабатывают на продаже цифровых товаров внутри игрового мира, например Fortnite.
Верити Макинтош, эксперт по виртуальной реальности в Университете Западной Англии, в своем комментарии для BBC сказала: «Одна из причин, по которой Facebook так активно инвестирует в VR и AR, заключается в том, что степень детализации данных, доступных при взаимодействии пользователей на этих платформах, на порядок выше, чем при использовании экранных носителей. Компании могут следить не только за тем, что мы ищем и чем делимся с другими, но и за тем, куда пользователь хочет пойти, как он реагирует на разные раздражители, и это прямой путь к подсознанию человека». Развитие VR-направления может стать одним из крупнейших источников заработка для Facebook, потому что «доступ к подсознанию пользователя — это золото для информационного капиталиста».
Кто еще работает над созданием метавселенной
Многие технологические гиганты видят свое будущее в создании метавселенной.
СЕО Microsoft Сатья Наделла говорит, что «по мере сближения цифрового и физического миров мы [Microsoft] выходим на новый уровень стека инфраструктуры — корпоративную метавселенную».
«Roblox — платформа, на которой разработчики создают свои игры для детей, — может быть ближайшим и наиболее обширным видением метавселенной», — пишет NYT. Основатель Roblox Дэвид Базуки говорит, что видит будущее платформы как метавселенную. Он считает, что «люди будут встречаться в виртуальных мирах не только для того, чтобы поиграть в игру, но и чтобы посмотреть трейлер нового фильма или посмеяться над видео, созданными пользователями».
Тим Суини отмечает, что начал серьезно думать о метавселенной в 2017 году после успеха Fortnite. «Я надеюсь, что через десять лет мы сможем сделать так, чтобы люди играли в Minecraft, Roblox и Fortnite и находились при этом в одном мире с одинаковыми социальными связями. Это [метавселенная] будет местом встречи для людей и создателей. В какой-то момент каждая компания будет там. Если вы производитель автомобилей, присутствие вашего бренда в метавселенной не будет рекламой ваших автомобилей. Оно будет местом, где люди действительно смогут водить машину и прочувствовать это».