Параллельная цифровая вселенная
Метавселенная — это сеть цифровых миров, которая объединяет физическую, дополненную и виртуальную реальности. Также, ее называют «трехмерной моделью интернета»: гибридом компьютерной игры и соцсети.
Вместо фотографий у каждого пользователя 3D-аватар. Плоские страницы браузера заменили объемные интерфейсы. Метавселенная предлагает пользователям виртуальную версию жизни. Учиться, ходить на концерты, заключать браки, покупать недвижимость, зарабатывать и тратить криптовалюту.
Сколько стоит метавселенная?
Чтобы большинство жителей планеты могло полноценно жить в цифровом мире, нужны безлимитные облачные хранилища, высокие скорости передачи информации и новейшие графические движки.
Метавселенная — это недешево. Например, в развитие своего цифрового мира Марк Цукерберг проинвестировал $10 млрд в 2021 году.
Старший вице-президент Intel Раджа Кодури считает, что вычислительную мощность домашних устройств пользователей придется увеличить в 1 000 раз для обработки квадриллиона операций в секунду. Пока на такое способны только суперкомпьютеры.
Небольшие метавселенные современные ПК тянут, но без шлема виртуальной и дополненной реальности не обойтись. Для полного погружения понадобится тактильный костюм, он позволяет ощущать прикосновения и даже температуру. Например, стартап из Белоруссии разработал Teslasuit. В него встроена система захвата движений из 68 электродов.
Откуда взялась идея метавселенных?
Авторство термина «метавселенная» принадлежит писателю-фантасту Нилу Стивенсону. Он использовал его в киберпнак-романе «Лавина» для описания мира XXI века, где параллельно существует физическое и цифровое пространства.
Уже в середине 1990-х студенты технических вузов буквально на коленке создавали первые примитивные метавселенные. Десятки сайтов со встроенными окошками, нырнув в которые, можно было побродить по незатейливому 3D-миру с ландшафтом из геометрических фигур. Писались они на новом языке программирования VRML.
Однако «прадедушкой» всех метавселенных называют игру Second Life. Это был настоящий симулятор реальной жизни с элементами соцсети и внутренней валютой, купленной за реальные деньги.
От фантастической идеи до гонки метавселенных
Идею метавселенных в топ поисковых запросов вывел Марк Цукерберг. В июле 2021 года он объявил о запуске собственной онлайн-галактики и анонсировал специальную VR-гарнитуру. Гаджет способен удерживать зрительный контакт с другими цифровыми аватарами и передавать эмоции пользователей с помощью трекеров мимики.
В том же году в гонку включился Microsoft. Компания презентовала пространство для совместной работы Mesh. В нем люди принимают облик голограм и взаимодействуют с цифровыми объектами на фоне интерьеров собственного дома.
Свои метавселенные уже разрабатывают Google и Apple. Агентство Bloomberg прогнозирует, что объем рынка метавселенных вырастет до $800 млрд к 2024-ом году.
Плюсы метавселенных
Метавселенные — эффективный инструмент для образования. Можно посещать лекции лучших мировых вузов, устраивать тренировки в безопасной среде. Мэттью Болл считает, что развитие виртуальных пространств приведет к изменению рынка труда из-за появления новых профессий.
Метавселенные — это также новые возможности для мира развлечений. Прообразом является игра Fortnite, которая вышла в 2017 году. Внутри игры геймеры могли вместе сходить на концерты Арианы Гранде или Трэвиса Скотта.
Метавселенные — это еще и альтернативный способ заработка. Киберплощадка Decentraland уже предлагает купить виртуальную землю и построить на этом клочке из пикселей салон по продаже собственного NFT-искусства или магазин виртуальной одежды для аватаров.
Минусы метавселенных
Самым известным критиком метавселенных является Илон Маск. Предпринимателя смущает необходимость носить VR-шлемы и он не видит применимости самой концепции виртуальной жизни.
К этическим минусам относятся оскорбления, домогательства и другие примеры токсичного поведения. Также метавселенные могут стать раем и для киберпреступников. Высоки риски воровства криптовалюты и личной и биометрической информации пользователей.
Закон пока никак не регулирует работу цифровых миров. Разработчики предполагают, что часть функций лягут на плечи искусственного интеллекта.
Что в итоге?
Несмотря на текущие сложности, корпорации верят, что метавселенные не просто маркетинговый продукт, а реальный шанс вывести технологии и мир в целом на новый уровень.