Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Итоги и перспективы: эксперты рассказали о будущем онлайн-образования

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Успешные игроки сферы EdTech выделили десять трендов индустрии, которые наблюдались в текущем году и будут ждать нас в следующем

1. Пандемия — катализатор развития трендов

Пандемия способствовала развитию и проникновению онлайн-образования.

Илья Паршин
Илья Паршин (Фото: из личного архива)

Илья Паршин, генеральный директор "Учи.ру":

«Самый очевидный катализатор развития онлайн-образования — это, конечно, эффект пандемии. Именно он стал ключевым триггером ускоренного развития и масштабирования EdTech, с одной стороны, и распространения новых паттернов поведения аудитории, с другой. Но все инструменты, которые приобрели популярность в этом году, были созданы до пандемии. Тенденции — это что-то качественно новое, и как бы ни хотелось привести пример прорыва в EdTech — его не было. Даже мобильное обучение, первые инновации в сфере искусственного интеллекта и виртуальной реальности проявились в сфере онлайн-образования задолго до 2020 года».

Алексей Малеев
Алексей Малеев (Фото: из личного архива)

Алексей Малеев, директор по дистанционным программам МФТИ:

«Пандемия — главный катализатор, который продолжает ускорять все процессы, связанные с цифровизацией образования и развитием различных онлайн-программ. Это уже давний тренд, но до сих пор процесс шел более плавно. С одной стороны, это был очень нервный переход — и для школ, и для вузов. С другой, — мы за полгода прошли отрезок, который в нормальных условиях занял бы несколько лет.

Вот один из наших примеров: в начале этого года мы планировали в десяти городах провести фестиваль по искусственному интеллекту и программированию RuCode. В марте мы поняли, что все надо срочно переводить в онлайн, иначе придется просто все отменить. В результате мы охватили гораздо большее количество регионов и участников, более того — по расходам все вышло дешевле. Это позволило нам провести еще один фестиваль осенью, выделить больше ресурсов на новые онлайн-курсы. Поэтому я считаю, что цифровизация открывает новые возможности с точки зрения доступности. И этот тренд будет активно развиваться и в 2021 году».

Виктория Сусакова
Виктория Сусакова (Фото: из личного архива)

Виктория Сусакова, директор региона Восточная Европа и Центральная Азия IE Business School:

«Безусловно, главным триггером, оказавшим влияние на отрасль онлайн-образования, стал COVID-19. Как и в случае со многими другими индустриями, пандемия стала катализатором, ускорившим уже существующие процессы — в первую очередь, распространение дистанционного обучения. Те, кто относился к нему скептически, осознали, что такой формат действительно работает и имеет много плюсов. В первую очередь, гибкость с точки зрения графика: онлайн-образование вписывается в повседневную жизнь намного проще».

Некоторые эксперты выделили и другие факторы, повлекшие за собой развитие онлайн-обучения.

Дмитрий Крутов
Дмитрий Крутов (Фото: из личного архива)

Дмитрий Крутов, генеральный директор и совладелец онлайн-университета Skillbox:

«Любой кризисный период вызывает бум на рынке образовательных услуг: многие теряют работу или хотят уйти из сферы, которая становится неперспективной. Экономический кризис для многих сопряжен с личностным кризисом. Поэтому в EdTech-отрасли растет спрос не только на учебные программы, но и на карьерные клубы, сессии с коучами и менторскую поддержку. Также развиваются системы мониторинга, например, онлайн-прокторинг.

Постепенно меняется траектория карьеры и форматы занятости. Удаленная работа становится нормой, а удаленные работники получают те же права, что и офисные сотрудники. В то же время компании отказываются от штатного персонала в пользу самозанятых — по данным Gartner, эту практику применяет уже треть организаций. Должностные рамки становятся все более гибкими — на передний план выходят не формальные обязанности, а навыки. Эта тенденция затрагивает и образовательные платформы, которые предлагают программы по soft skills или гибридные обучающие программы».

2. Онлайн-обучение становится более качественным

Как отметили эксперты, из-за резко возросшего спроса на дистанционные образовательные продукты, а также из-за конкуренции, вырос и уровень зрелости индустрии.

Дмитрий Крутов, генеральный директор и совладелец онлайн-университета Skillbox:

«Последние пять-десять лет многие гипотезы в EdTech были поверхностными — теперь компании постепенно начинают опираться на данные и инсайты, полученные в результате дата-аналитики. Условно, онлайн-школа внедряет геймификацию не потому, что это классно и так делают все, а потому что доказано, что игровые механики эффективно работают. Сама EdTech-индустрия становится более зрелой, что отражается и на бизнес-процессах. Стартапы все реже используют «кустарные» методы и больше инвестируют в R&D, дизайн платформ и методики обучения. Этому способствует и растущая конкуренция».

Дарья Козлова
Дарья Козлова (Фото: из личного архива)

Дарья Козлова, первый проректор, директор института международного развития и партнерства Университета ИТМО:

«Качество образования вдруг стало очень прозрачным. Легко подсоединиться к лекции, семинару любого преподавателя или посмотреть запись. Образование в сети стало доступно всем, оценка качества тоже перешла в онлайн».

3. Дистант проник во все сферы обучения

  • Детское и школьное образование

Илья Паршин, генеральный директор Учи.ру:

«EdTech развивался динамично последние пять-семь лет, но в последний год этот сектор показал стремительный рост и повышенное внимание инвесторов. Только в нашей нише, по данным Crunchbase, за последние полгода суммарный объем инвестиций в детские образовательные сервисы превысил $4 млрд, что почти вдвое больше показателей за аналогичный период прошлого года».

  • Корпоративное образование

Александр Альперн
Александр Альперн (Фото: из личного архива)

Александр Альперн, основатель и CEO Webinar Group:

«Казалось бы, корпоративное онлайн-обучение — далеко не новая практика, но вплоть до пандемии лишь малая часть компаний постоянно прибегала к этому формату. Два месяца в начале карантина показали: при помощи доступных продуктов можно организовать тренинги и курсы любой сложности — от простых вебинаров до полноценных обучающих программ. Удаленно можно провести и обучающий семинар на несколько человек, и лекцию с командной работой в группах онлайн для сотрудников по всему миру.

Теперь нет нужды инвестировать значительные средства в аренду офисов и открывать корпоративные офлайн-университеты, оплачивая, в том числе, транспортные расходы приглашенных экспертов. Можно сэкономить, привлекая высококвалифицированных спикеров из других стран».

  • Традиционные консервативные образовательные институты

Дарья Козлова, первый проректор, директор института международного развития и партнерства Университета ИТМО:

«Этот быстрый переход в дистанционный формат — точка бифуркации, которая показала уровень цифровизации каждого отдельного вуза. Большинство образовательных компаний начали анализировать цифровую инфраструктуру: как транслировать занятия, какую ВКС использовать, где хранить тонны контента, как защитить интеллектуальные права на выложенные в открытом доступе лекции и занятия. Каждый вуз с разной степенью решительности пересмотрел технологии обучения, продолжительность занятий, принципы организации расписания и т.д. Раньше мы не решались на эти перемены — отлично, что смогли сейчас.

Вузы начали заключать партнерства с медиа-компаниями и совместно запускать полноценные образовательные программы. В России, в отличии от США, до прошлого года они были единичными. Сотрудники вузов сами были вынуждены учиться, потому что многообразие цифровых технологий расширяется — а значит, можно применять все новые и новые инструменты».

4. Университеты и бизнес продолжат активно сотрудничать

Андрей Коршунов
Андрей Коршунов

Андрей Коршунов, руководитель магистратур «Финтех» и «DigitalPro», директор центра Корпоративных программ ИБДА РАНХиГС:

«Рост количества и доли совместных проектов вузов с другими участниками рынка станет трендом в сфере высшего образования в 2021 году: это будут, например, сетевые бакалавриаты и магистратуры, разработанные университетами совместно с бизнесом и онлайн-школами. Например, РАНХиГС запускает сетевые программы онлайн-бакалавриата вместе со Skillbox, а магистратуру с «Нетологией-групп».

Дарья Козлова, первый проректор, директор института международного развития и партнерства Университета ИТМО:

«Корпорации активно идут в высшее образование, и это здорово. Сейчас подключаются медиа компании. С нетерпением ждем, когда ворвутся активно-развлекательные сервисы, игры».

5. Цифровая трансформация высшего образования ускорится

Андрей Коршунов, руководитель магистратур «Финтех» и «DigitalPro», директор центра Корпоративных программ ИБДА РАНХиГС:

«Набор на программы высшего образования все больше уходит в онлайн. Уже запущена государственная платформа для подачи документов через «Госуслуги». А Университет-2035 предлагает всем вузам проводить открытый отбор на программы на основе цифрового следа на своей платформе.

В будущем процессы по цифровой трансформации высшего образования будут углубляться. Уже сегодня большие корпорации и стартапы новой волны EdTech идут в ногу с государственной политикой по цифровизации экономики. Сбербанк развивает цифровую платформу для вузов, которая будет объединять жизнь онлайн с жизнью кампусов, а сами они объединяются с платформами и сервисами других участников рынка в сложные экосистемы.

Технологии из бизнеса переходят в высшее образование: agile, распределенные команды, продуктовый и клиентоориентированный подход и др. Меняясь в направлении EduScrum, сетевые кафедры ведут высшее образование и вузы вслед за финансовой, логистической и медиа индустриями в цифровую трансформацию».

6. Смешанное обучение становится стандартом

Эксперты отметили, что разделение на онлайн и оффлайн больше неактуально.

Дмитрий Крутов, генеральный директор и совладелец онлайн-университета Skillbox:

«В целом 2020 год стимулировал развитие гибридизации, в том числе смешанного обучения (blended learning). Мы уже экспериментируем с этим форматом и в сентябре вместе с РАНХиГС запустили бакалавриат с государственным дипломом по машинному обучению и работе с данными. Также стираются границы между онлайн- и офлайн-платформами: сервисы предлагают соединять разные виды образовательных практик».

Дарья Козлова, первый проректор, директор института международного развития и партнерства Университета ИТМО:

«Смешанное обучение никуда не исчезнет — мы просто обязаны оставить выбор студенту, ходить очно на занятия или заниматься дома. Многообразие форм и методов доставки контента — перевернутые классы, чаты, игры, записи, стримы, — будет увеличиваться, развиваться. Также сохранится тренд к открытости данных — вузы должны стать более «прозрачными» и давать студентам доступ к контенту».

7. Персонализация как один из ключевых факторов развития индустрии

Образовательные продукты будут персонализироваться под нужды как заказчика, так и пользователя, отметили эксперты.

Александр Альперн, основатель и CEO Webinar Group:

«Если говорить о технологиях и подходах, меняющих сферу, в первую очередь стоит упомянуть предикативную аналитику и искусственный интеллект в целом. С их помощью можно подстраивать обучение под индивидуальные запросы, выявлять «труднодоступные» фрагменты в программе, предсказывать, кто из участников, скорее всего, не завершит обучение. К платформам с такими возможностями уже сегодня прибегают многие крупные компании, например, Ernst&Young, Международная гимназия Сколково, Bosch, Manpower Group и т.д. Скорее всего, тренд будет только укрепляться».

Магомед Расулов
Магомед Расулов (Фото: из личного архива)

Магомед Расулов, основатель школы финансовой грамотности для детей и подростков Boss Kids:

«В новом году многие будут выбирать именно гибкий формат обучения, который можно легко менять, исходя из профессиональных целей, личных интересов и возможностей. Здесь речь идет как о разработке персонализированных программ вместе с преподавателем, так и при помощи технологий, например, искусственного интеллекта. Предполагаю, что это изменит подход к разработке образовательных продуктов. А одним из самых актуальных для отрасли станет вопрос безопасности персональных данных».

8. Интерактив — один из основополагающих подходов в онлайн-обучении

Магомед Расулов, основатель школы финансовой грамотности для детей и подростков Boss Kids:

«Ученик должен не просто подключаться к уроку через Zoom и работать с документами и презентациями, но и применять свои знания на практике. Например, тренироваться на реальных кейсах и получать опыт от крупных игроков из самых разных сфер. Также продолжится активное включение в процесс элементов геймификации для удержания интереса к предмету. Все эти тренды диктует не только текущая ситуация в мире, но и изменение поведения потребителей рынка».

Интерактив подразумевает под собой не только сами задания, но и личное общение с преподавателем.

Виктория Сусакова, директор региона Восточная Европа и Центральная Азия IE Business School:

«Студенты не хотят смотреть видео в записи: им нужно живое общение с педагогом и одноклассниками. Не все игроки смогли предоставить такой формат из-за функционала платформы или отсутствия понимания соответствующей методологии».

Дарья Козлова, первый проректор, директор института международного развития и партнерства Университета ИТМО:

«В 2020 году вопросы повышения мотивации, поиска новых форм коммуникации стали еще актуальнее, потому что обучение онлайн всегда конкурирует, например, с игрой, открытой на том же ноутбуке в соседнем окне. ИТМО, например, сейчас запускает антипрокрастинационный марафон, чтобы «подхватить» тех студентов, которые вместо учебы «зависают» в социальных сетях».

9. Онлайн-обучение продолжит активно развиваться в 2021 году

Переосмысление опыта пандемии даст толчок отрасли.

Илья Паршин, генеральный директор Учи.ру:

«Скорее всего, все ранее сформированные тренды продолжат развиваться в 2021 году. Это, прежде всего, интеграция Zoom-подобных сервисов и массовых открытых онлайн-курсов в классическую систему образования, обучение по запросу, персонализация и геймификация, в том числе в школах, blended education, усиление ИТ-компонента и soft skills в школьных, вузовских программах, дополнительном и корпоративном образовании, а также переквалификация преподавателей в соответствии с этими трендами».

Дарья Козлова, первый проректор, директор института международного развития и партнерства Университета ИТМО:

«Самое важное, что мы должны вынести из 2020 года и взять с собой в 2021-й, — это уже сложившиеся новые формы работы и преподавания, улучшение форматов коммуникации и wellbeing, т.е. ментальное, физическое, психическое, эмоциональное здоровье и равновесие. Раньше мы не уделяли достаточно внимания этому аспекту».

10. Появится много новых EdTech-проектов

Дмитрий Крутов, генеральный директор и совладелец онлайн-университета Skillbox:

«Развитие рынка онлайн-образования в России, вероятно, приведет к «буму» стартапов — появится больше сервисов, решающих точечные задачи и предоставляющих кастомизированные услуги. Но вопрос качества в EdTech пока не решен. В 2021-м на рынок выйдет множество компаний, желающих заработать на новом тренде, но далеко не все смогут сохранить свои позиции в долгосрочной перспективе. Объем венчурных инвестиций также вырастет: в 2020 году EdTech стал одним из немногих секторов, в котором количество венчурных сделок выросло в сравнении с прошлым годом».

Магомед Расулов, основатель школы финансовой грамотности для детей и подростков Boss Kids:

«В ближайшем будущем EdTech-рынок ждет много новых игроков. Эта сфера привлекательна как для стартапов — из-за низких вложений для входа, так и для крупных компаний — из-за возможности занять новый рынок, инвестировать в молодые проекты, поделиться опытом и повысить известность бренда. Как минимум, в новые онлайн-проекты трансформируются образовательные оффлайн-компании, страдающие из-за ограничений пандемии».

Виктория Сусакова, директор региона Восточная Европа и Центральная Азия IE Business School:

«Вероятно, усилится роль корпоративных университетов, которые должны готовить сотрудников к новым реалиям. Скорее всего, мы увидим масштабные партнерства таких университетов с другими участниками индустрии — в первую очередь, с бизнес-школами. Кроме того, уже сейчас появляется все больше онлайн университетов — которые теперь запускают полноценные программы магистратуры и MBA. Также мы увидим рост числа международных партнерств, которые станут возможны благодаря онлайн-формату».


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Обновлено 23.12.2020
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть