Как цифровизируются вузы: онлайн, метавселенные и блокчейн

Фото: Freepik
Фото: Freepik
«РБК Тренды» рассказывают, как за последние годы изменились подходы вузов к применению новых технологий

Сфера образования, несмотря на консервативный образ, давно начала использовать различные IT-инструменты для оптимизации ресурсов, создания более качественной аналитики и, конечно, для повышения своей конкурентоспособности. Например, в 2021 году только в России 31,5% организаций из сферы высшего образования использовали технологии сбора, обработки и анализа больших данных, выстраивая концепции управления образованием на основе данных, а также педагогики, основанной на данных. И если работой с большими данными сейчас занимаются множество компаний из разных сфер деятельности, то серьезных шагов к запуску собственных виртуальных миров еще пять лет назад от вузов никто не ожидал. Однако именно они являются одним из ключевых направлений для технологических вузов, которые реализуют онлайн-программы и готовы экспериментировать с форматами для повышения собственной привлекательности и тестирования новых методов преподавания дистанционно.

Руководитель цифровой трансформации — топ-менеджер будущего.
Экономика образования Кто управляет цифровой трансформацией и почему за это хорошо платят

Большие данные и большие возможности

В 2020 году мировой рынок аналитики больших данных в сфере высшего образования оценивался в $13,58 млрд, а к 2030 году, по прогнозам, достигнет $57,14 млрд. Использование больших данных позволяет университетам выявить корреляции и закономерности в поведении абитуриентов и студентов, а также принимать решения о запуске новых программ или корректировать оценку успеваемости, опираясь на данные. При этом многие представители рынка высшего образования создают для этого собственные решения.

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ использует большие данные и модели машинного обучения для генерации предположений о том, какие программы были бы наиболее популярны в онлайн-формате. Это позволяет принимать решение о запуске новых образовательных продуктов, опираясь на данные. Также этот инструментарий применяется для распределения маркетинговых бюджетов между программами. Использование собственной модели помогает оптимизировать затраты, а также разгрузить специалистов. А в МГПУ разработали систему, которая прогнозирует успеваемость студента, отчисления, в том числе по собственному желанию, учитывая параметры от результатов ЕГЭ до пользования библиотекой.

Зарубежные университеты достаточно давно активно внедряют системы аналитики данных в свою практику. Например, в 2013 году английский Университет Ноттингем Трент начал тестировать, а впоследствии масштабировал на весь университет систему аналитики студенческих результатов в виде панели мониторинга, которая позволяла отслеживать степень вовлеченности студентов в образовательный процесс. Данный инструмент был внедрен для снижения количества отчислений, повышения мотивации, уменьшения количества пропусков, а также для стимулирования студентов принимать активное участие в жизни учебного заведения. Результаты аналитики были доступны студентам, преподавателям и кураторам в личном кабинете.

Большие данные и ИИ сильно меняют сферу образования. Технологии используются как во внутренних процессах высших учебных заведений, так и для повышения качества взаимодействия со студентами.

Фото:Freepik
Индустрия 4.0 Большие данные в России: что изменилось для бизнеса и государства

Вузы, EdTech и онлайн

Онлайн-программы высшего образования появились гораздо раньше пандемии — она лишь дала активный толчок для их развития. Дистанционные программы бакалавриата и магистратуры существуют по всему миру. Согласно внутреннему исследованию онлайн-кампуса НИУ ВШЭ по 103 вузам и 550 онлайн-программам США, Европы, Индии, Сингапура, Китая, Африки и стран Южной Америки, рынок онлайн-образования США занимает лидирующую позицию в мире по количеству вузов и предлагаемых ими программ — 53% объема от всего рынка высшего онлайн-образования. Абсолютное большинство (86%) вузов имеют собственные сайты для онлайн-образования либо используют крупные EdTech-площадки, такие как EdEx и Coursera. Крупнейшими игроками на рынке онлайн-образования США являются такие вузы, как Пенсильванский университет, Университет Джонса Хопкинса, Бостонский университет, Сиракузский университет, Стэнфордский университет, где количество онлайн-программ высшего образования составляет от 12 до 72.

Европейский же рынок онлайн-образования представлен преимущественно в университетах Германии, Франции, Италии, Испании и Великобритании. Популярность EdTech-площадок среди вузов Европы довольно низкая, только 15% программ размещены на таких маркетплейсах, как Coursera и Keystone Online studies. Самое большое количество онлайн-программ, а именно 45, в Европе представлено в Международном университете прикладных наук в Бад-Хоннефе. Остальные вузы имеют по две-три онлайн-программы. Также активно развивается онлайн-образование и в Индии. В мировом рейтинге QS World University Rating за 2023 год вузы Индии расположились не выше 155-й позиции, однако, несмотря на низкие позиции в рейтинге, рынок онлайн-образования находится в стадии быстрого развития. По состоянию на 2023 год объем рынка онлайн-образования Индии составляет 14% от мирового объема. Онлайн-программы также есть в Южной Америке и Африке, но они занимают не более 11% от общего объема рынка.

Рынок онлайн-программ высшего образования в нашей стране активно развивается. В 2024 году в России (по данным на сентябрь) открыто 77 онлайн-программ образования с очной формой обучения. Более половины из них реализуются совместно с игроками EdTech-рынка. Если учитывать частные университеты, дистанционные заочные и очно-заочные формы, то речь, по мнению аналитиков НИУ ВШЭ, может идти о более 400 программах.

Фото:Freepik
Экономика образования Специалист по запросу: как EdTech решает проблему кадрового голода

Метавселенные

Вузы не только открывают дистанционные программы и целые онлайн-кампусы, но и запускают образовательные пространства в метавселенных. При этом они могут выполнять как маркетинговые функции в рамках приемных кампаний — дни открытых дверей или посещение виртуального кампуса, так и нести в себе образовательные функции — проведение лекций, проектная работа и так далее. Такой подход при дистанционном обучении повышает у студентов уверенность в готовности применить полученные навыки на 275%.

Примеров активного использования метавселенной именно для образовательного процесса среди вузов не так уж и много. Например, Гонконгский университет науки и технологии запустил виртуальный кампус для студентов со всего мира, который предполагает проведение занятий в метавселенной. В Японии также реализуется проект по созданию виртуальных классов для обеспечения студентов и преподавателей современной образовательной средой.

В России предпринимаются попытки интегрировать метавселенные в образование, однако среди университетов можно найти лишь единичные примеры. Онлайн-кампус НИУ ВШЭ начал тестировать данный инструмент в 2023 году, создав VR-квест на базе кампуса «Вышки Онлайн» в метавселенной, где каждый мог пройтись по виртуальному кампусу. В тот момент это была часть маркетинга в рамках приемной кампании. В 2024 году на базе метавселенной начали проводить лекции и квесты. Еще один интересный пример использования виртуальной среды был представлен в Томске в рамках приемной кампании 2023 года. ТГУ, ТПУ, СибГМУ и ТУСУР создали игру BRAINSTORM на платформе Roblox, которую также можно считать метавселенной.

У метавселенных в образовании есть огромный потенциал для применения, они смогут снизить чувство отчужденности при онлайн-обучении, а также привнести элемент геймификации в учебные будни. Однако у применения собственной метавселенной есть технические ограничения, которые существенно снижают процесс масштабирования и не позволяют их активно применять повсеместно. Для того чтобы студенты могли массово заходить в метавселенную и совершать в ней какие-либо действия, вузам необходимы существенные вычислительные мощности (в том числе на графических процессорах), большие команды технической поддержки, прорывы в методическом и аналитическом обеспечении своих метавселенных (изменяющийся формат взаимодействия влечет необходимость переработки содержания программ, их динамики, работы «лектор — группа», «студент — студент», и др.), а самим студентам — стабильное интернет-соединение и достаточно мощный ПК. Части этих проблем можно избежать, создавая пространства на базе уже готовых решений, но данный вариант больше подходит для онлайн-школ в силу специфики площадки и аудитории.

Фото:Unsplash
Индустрия 4.0 Зачем нужна метавселенная и как ее используют в бизнесе

Блокчейн и дипломы

Блокчейн в образовании открывает возможности для хранения, проверки и использования данных о студентах и об их достижениях. Одно из основных применений технологии в образовательной сфере — это создание цифровых дипломов и сертификатов, которые невозможно подделать или изменить.

Технология в образовательной среде, в том числе в университетах, применяется по всему миру. Например, в 2017 году Массачусетский технологический институт выпустил первые 111 цифровых дипломов на блокчейне. Также университет Нью-Йорка в Праге выдает цифровые дипломы с использованием технологии блокчейн для всех степеней наряду с традиционными бумажными дипломами.

В России блокчейн тоже используется. В 2018 году Финансовый университет стал первым, кто начал использовать блокчейн для хранения и проверки подлинности дипломов. Эти документы оснащены уникальными идентификаторами, которые хранятся в блокчейне, что позволяет быстро проверить их подлинность. В 2020 году Пензенский государственный университет сообщил, что планирует предоставлять выпускникам кафедры информационного обеспечения электронные дипломы. Для реализации проекта был использован блокчейн популярной сети Ethereum. В МФТИ выпускники магистратуры «Блокчейн» получили дипломы в виде NFT. В НИУ ВШЭ подобный инструмент тестировался в рамках совместного проекта с VK по выдаче NFT-дипломов по направлениям дополнительного профессионального образования в рамках вуза.

На данном этапе этот инструмент не сильно распространен, поскольку отказ от бумажных дипломов невозможен, ведь документ на блокчейне с юридической точки зрения не является полноценной заменой. Однако этот шаг — одна из составляющих цифровизации вузов.

Более сложным применением блокчейна в образовании является создание индивидуального образовательного профиля каждого человека, куда включались бы не только дипломы учебных заведений, но и навыки, полученные за счет самообразования, подтвержденные экспертами. Например, ими могут выступать работодатели или же верифицированные EdTech-компании. Это позволило бы избежать проблемы проверки имеющихся знаний и умений. В будущем эта система позволила бы более детально выстраивать образовательную траекторию студента, опираясь на уже имеющиеся данные. Для образования это означает пропускать те этапы, которые человек уже освоил, и уделять больше времени пробелам и новым знаниям. В перспективе эта модель позволит превентивно предлагать необходимые навыки, которые человек может освоить для развития своей карьеры или профессионального роста.

Обновлено 30.09.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть