Фенолог
Наблюдает за сезонными изменениями в окружающей среде. Такой специалист следит за всеми процессами, происходящими в природе: распускание почек, листопад, ледоход, половодье на реках, первые встречи птиц весной, первые заморозки.
Фенологические наблюдения — это исследовательская работа, которая позволяет увидеть реакцию живой природы на изменения климата и изменения в природе в целом.
К профессиональным навыкам можно отнести наблюдательность и умение фиксировать явления и объекты природы. Специалист должен обладать способностью устанавливать причинно-следственные связи в биоклимате. Например, весной, когда все процессы в природе происходят быстрее, фенолог должен каждый день заниматься наблюдениями в любых погодных условиях.
На данный момент не существует факультета, где можно обучиться на фенолога. Но так как профессия стоит на стыке биологии и географии, можно рассмотреть биологическое образование, например в Университете Лобачевского либо на естественно-географическом факультете в любом вузе.
Ольга Ермакова, фенолог Керженского заповедника:
«Мы сравниваем все сроки, наступившие в этом году, с тем, что было несколько лет назад, со средними многолетними значениями. Фенологи делают определенные выводы, сравнивают даты наступления явлений в этом году с предыдущим годом. Например, если в мае было много заморозков и низкая температура воздуха, это будет влиять на продолжительность цветения растений. Заморозки могут повлиять и на урожайность кустарников.
Вообще, фенологический год делится на сезоны и подсезоны, которые отмечаются по установлению определенной температуры и характерных явлений для данного подсезона. Мы изучаем, выявляем новые виды, наблюдаем. Это всегда аналитическая работа».
Летчик-наблюдатель
Это специалист, который отвечает за предотвращение и тушение лесных пожаров. Он занимается мониторингом очагов возгорания, расстановкой сил и средств на тушении. Кроме того, в компетенцию такого специалиста входит лесопатологическая деятельность. Летчик-наблюдатель, находясь на высоте, по кронам деревьев определяет очаги распространения вредителей.
Эти специалисты входят в состав летного экипажа, поэтому к ним применимы все федеральные авиационные правила. Например, летать не больше восьми часов в день и иметь время на предполетный отдых. Хорошая физическая подготовка, умение работать в режиме многозадачности, техническое мышление — качества, которые обязательны для пилота, работающего при финансировании Минприроды. Кроме того, в стрессовой ситуации во время тушения масштабных пожаров у летчиков-наблюдателей должна быть хорошая реакция и координация движений и аналитические способности.
Для работы по данной профессии необходимо получить среднее профессиональное образование, а также пройти профессиональное обучение по программам профессиональной переподготовки, курсам повышения квалификации. Непосредственно курсы первоначальной подготовки летчиков-наблюдателей можно пройти в авиационном учебном центре ФБУ «Авиалесоохрана».
Максим Федоров, летчик-наблюдатель ФБУ «Авиалесоохрана:
«Профессию летчик-наблюдатель можно отнести к узкой специализации, однако спектр работ у нее достаточно большой. Когда летаешь над пожаром, ты, как режиссер, начинаешь управлять всеми службами, которые приступили к тушению на земле. Мы летаем как на самолетах, так и на вертолетах. Например, с утра можем сесть на самолет, облететь территорию, определить новые пожары и приоритетные зоны их тушения, с какой стороны тушить, каким населенным пунктам огонь угрожает, а потом пересаживаться на вертолет и уже вместе с группой десантников лететь обслуживать пожары, менять тактику тушения в зависимости от изменения ситуации. Потом мы можем уехать куда-то в субъект искусственно вызывать осадки. После этого работать как инспекторы и измерять площади лесных пожаров. Через месяц, например, можем начать работать с курсантами и обучать их в полете. Это все входит в обязанности летчика-наблюдателя.
Я принимал участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами на территориях Республики Тыва, Саха (Якутия), Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменской, Иркутской, Амурской, Рязанской, Московской областей, Забайкальского края. В 2017 году прошел обучение по использованию беспилотных летательных аппаратов как внешний пилот. Общий налет на разных видах техники — 1,5 тыс. часов».
Дайвер-исследователь
При изучении экологической обстановки под водой, исследовании рыб или очищении от мусора дна водоема на помощь приходит ученый-дайвер. Эти специалисты проводят рейды совместно с сотрудниками отдела охраны с государственными инспекторами, убирают мусор, незаконные орудия лова, прежде всего сети.
Кроме способности к исследовательской деятельности и наблюдению специалисты должны обладать безупречными навыками дайвинга. Умение поддерживать собственную плавучесть, владение специальным снаряжением, следование всем правилам безопасности, постоянное повышение квалификации и стремление к новому — основные навыки в работе ученого-дайвера.
В этой профессии все зависит от решаемых задач и направленности. Где-то требуется профильное обучение эколога, где-то достаточно знаний в естественно-научной сфере. Непосредственно дайвингу можно обучиться в любом ответственном дайв-центре. Например, такие курсы есть на Телецком озере в Алтайском заповеднике. Профессионалы проводят обучение как для новичков, так и для дайверов высокого технического уровня.
Роман Воробьев, дайвер-исследователь:
«Мы можем увидеть скопление планктона и поймать это, можем взять нетронутые слои донных отложений, осмотреть акваторию и взять пробы. В любом случае глаза исследователя — это всегда приоритетнее, чем отбор проб механическими приспособлениями вслепую. Благодаря финансированию Министерства природных ресурсов и экологии мы занимаемся не только изучением и охраной, но и ведем эколого-просветительскую деятельность: чтобы показать людям важность нашей работы, нужно прежде всего об этом рассказывать и показывать. У нас есть эколого-просветительские маршруты, в том числе подводный, такой проект называется «Подводно-экологическая тропа». Это маршруты разной сложности, которые могут с инструктором пройти как новички, которые никогда не были под водой, так и уже опытные подводные пловцы».
Специалист по мониторингу опасных природных явлений в Антарктиде
Антарктида, самый южный материк планеты, уже многие десятилетия привлекает ученых всего мира. Чтобы обеспечить выполнение круглогодичных и сезонных научных программ в Антарктике, там функционирует большое количество инфраструктурных объектов — полярные станции, ледовые трассы и аэродромы, временные лагеря, расположенные на ледниках. Работа на ледниках всегда сопряжена с определенными рисками, и в состав регулярных полевых работ антарктических экспедиций практически всегда входят исследования, направленные на выявление и мониторинг возможных опасных объектов и явлений. Минприроды — это основная организация, которая выделяет субсидии на российскую антарктическую экспедицию.
Квалификация специалиста в первую очередь определяется тем, какой именно класс опасных объектов подлежит изучению. В российской антарктической экспедиции наибольшее внимание уделяется выявлению ледниковых трещин, а также мониторингу потенциально опасных гидрологических явлений. В первом случае необходим специалист-геофизик, во втором — гидролог, специализирующийся в области гидрологии суши. Обе эти специальности востребованы сегодня и за пределами Антарктиды, и обучиться на них можно по программам высшего образования во многих вузах страны. Например, кафедра геофизики и кафедра гидрологии суши представлены в Институте наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета. Также при работе в Антарктике важны и личные качества специалиста.
Светлана Григорьева, начальник отряда инженерных изысканий российской антарктической экспедиции, геофизик:
«За последние несколько лет нам удалось создать эффективную комплексную методику выявления и мониторинга опасных ледниковых объектов и явлений с учетом специфики работы полярных станций. Это особенно важно, потому что прямо сейчас перед российской антарктической экспедицией ставится ряд уникальных и беспрецедентных по сложности задач: продолжаются работы по строительству нового зимовочного комплекса станции «Восток», а 7 ноября 2022 года в рамках этого проекта впервые в истории осуществлена посадка тяжелого самолета Ил-76ТД-90ВД на оперативно созданную снежную ВПП станции «Прогресс». Проектирование, создание и эксплуатация всех ледниковых объектов инфраструктуры сопровождается изысканиями, направленными на обеспечение безопасности логистических операций».