Об авторе: Валентина Куренкова, GR-директор «Нетологии».
Сегодня границы между «физиками» и «лириками» стираются. Работодатели все меньше внимания обращают на профиль диплома и все больше — на реальные умения и гибкость мышления кандидатов. Топ-менеджерами технологических компаний все чаще становятся специалисты с гуманитарным образованием, ведь они умеют эффективно упаковать и продать продукт, донести до пользователей его ценность. Основатель Apple Стив Джобс подчеркивал, что успех рождается на стыке технологий и гуманитарных знаний. Как показало исследование HeadHunter, в будущем наиболее успешными станут кандидаты, в равной мере владеющие и hard, и soft компетенциями.
Компании ценят кросс-дисциплинарное мышление
Современный бизнес стремится не противопоставлять гуманитарный и технический склад ума — это больше неэффективно. Ценен тот, кто отлично выполняет свою работу, совмещая востребованные навыки. Технологии развиваются во всех отраслях, поэтому любому аналитику сегодня нужны креативность и продуктовое мышление, а хорошему айтишнику — развитое воображение и эрудиция, а не только умение писать код. Гуманитарии, пришедшие в IT, сегодня успешно возглавляют крупные проекты, например, Рид Хоффман, сооснователь LinkedIn, один из самых влиятельных людей Кремниевой долины, имеет степень магистра философии и считает, что ее принципы могут помочь предпринимателям добиться успеха.
Компании теперь чаще ищут специалистов, обладающих уникальным сочетанием компетенций, например, юристов, разбирающихся в технологиях искусственного интеллекта или аналитиков с развитым визуальным мышлением. Согласно прогнозу Future of Work Report платформы LinkedIn, сегодня нарастает конкуренция за талантливых специалистов в сфере искусственного интеллекта, а поскольку многие из ролей в этой сфере являются совершенно новыми и ни одна существующая специальность не отвечает им в полной мере, работодатели обращают особое внимание именно на навыки кандидатов, а не традиционные показатели квалификации.
T-shaped и π-shaped специалисты: широта знаний плюс глубина экспертизы
В профессиональной среде все чаще звучат сочетания T-shaped и π-shaped специалисты. Это модели компетенций, описывающие сочетание широты и глубины навыков. T-shaped профессионал обладает широкой базой знаний в смежных направлениях (ее символизирует горизонтальная черта буквы T) и одновременно глубоким мастерством в одной ключевой области (вертикальная черта). Такой человек понимает общий контекст и в то же время является экспертом в своем деле. Например, маркетолог с навыками анализа массивов данных способен стратегически планировать маркетинговые кампании и одновременно детально работать с метриками успешности продукта.
Специалист π-shaped (от греческой буквы «пи», обладающей двумя «опорами») идет еще дальше: он развил глубокую экспертизу сразу в нескольких областях при общей эрудированности. Это, например, предприниматель, одинаково хорошо разбирающийся в технологиях и в управлении бизнесом, или менеджер проектов, совмещающий инженерные знания с навыками в финансовой аналитике. Такие сотрудники ценны уникальным сочетанием компетенций, которое трудно воспроизвести. Наличие глубоких знаний в нескольких областях делает их более гибкими в решении сложных задач, а нестандартный подход может оказаться инновационным.
Культура T-shaped и π-shaped развития способствует и личной устойчивости на рынке труда. Падение спроса в одной области компенсируется востребованностью в другой. Например, если в отрасли происходит спад, T-shaped специалист скорее найдет применение своему широкому кругозору, продолжив карьеру в другой роли. А π-shaped профессионал может вообще сменить сферу, опираясь на второй «столп» своей экспертизы.
Мир меняется быстро, и растущая ценность междисциплинарных навыков очевидна: обладающий ими специалист превращается в незаменимого «переводчика» между разными мирами профессиональной деятельности. Важно отметить, что в погоне за многостаночностью все же не стоит жертвовать глубиной экспертизы в своей сфере ради широты компетенций, ведь быть эффективным специалистом с поверхностными знаниями невозможно.
Гибридность как конкурентное преимущество
Сдвиг в сторону гибридных профессий заставляет трансформироваться и систему образования. Классическое деление на гуманитарные и технические специализации уступает место междисциплинарным программам. Университеты и образовательные платформы запускают курсы на стыке разных областей знаний. Появляются новые кафедры: от финтеха (финансы + программирование) до Digital Humanities. В Высшей школе экономики уже несколько лет работает магистратура по цифровым методам в гуманитарных науках, РУДН выпускает междисциплинарных специалистов по цифровым данным и кибербезопасности на программе «Кибертехнологии и анализ данных в гуманитарной сфере». МФТИ и МГИМО совместно готовят профессионалов в сфере искусственного интеллекта в международных отношениях и бизнесе, а ИТМО набирает абитуриентов на программу «Инфохимия» на стыке химии, биологии, компьютерных технологий и математики.
Такой междисциплинарный подход в обучении становится все более востребованным, и, более того, необходимым, что подтверждают исследования. По данным McKinsey Global Institute, руководители предприятий в Европе и США испытывают потребность в специалистах, которые обладают не только продвинутыми знаниями в области информационных технологий и анализа данных, но и критическим мышлением, креативностью, а также умеют преподавать. Сегодня сотрудникам этих навыков не хватает, поэтому компании планируют сосредоточиться на их переподготовке.
Дополнительное профессиональное образование
ДПО переживает бурный рост. По оценкам BusinesStat, за 2020-2024 годы число учащихся дополнительного профессионального образования в России увеличилось на 28% и достигло 8,5 млн. Почти все крупные вузы предлагают программы переподготовки и повышения квалификации, позволяющие быстро освоить смежные компетенции. Это прямая реакция на запросы рынка: в условиях, когда гуманитариям часто приходится осваивать технические навыки, а технарям — прокачивать soft skills, учиться на протяжении всей жизни становится нормой. Человек уже не ограничен одной специальностью на всю жизнь, а получить второе высшее, например, по психологии в 40 лет — норма, и каждый такой шаг повышает ценность специалиста.
Значимость непрерывного обучения подтверждается на уровне и государства, и бизнеса. Правительства многих стран внедряют инициативы по поддержке lifelong learning: от официальных сертификатов и грантов на переобучение до создания онлайн-курсов. Например, в России в рамках национального проекта «Образование» были созданы Центры опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП). Это площадки-агрегаторы для профессиональной подготовки всех категорий граждан наиболее востребованным и перспективным профессиям и компетенциям. Обучение в таких центрах проводится в соответствии с современным стандартами и передовыми технологиями.
Для государства это путь к более гибкому и устойчивому рынку труда, где работники способны осваивать новые сферы по мере изменения экономики. Для бизнеса — источник кадров, готовых под конкретную задачу освоить новые компетенции. В эпоху цифровой трансформации выиграют организации, где поощряется перекрестное развитие талантов. Такие команды быстрее адаптируются к переменам и генерируют нестандартные решения. Гибридность мышления — конкурентное преимущество не только отдельного специалиста, но и целых экономик.
В новых условиях ценятся универсальные специалисты — с широкой эрудицией и несколькими хорошо развитыми навыками. Именно такие сотрудники становятся проводниками изменений в компаниях, находят общий язык и с людьми, и с искусственным интеллектом. Их карьера уже не линейна, а похожа на сложную траекторию со сменой ролей и постоянным обучением. Границы между профессиями размываются, и чем быстрее образование и бизнес адаптируются под новый тренд, тем более динамичным и успешным будет развитие экономики будущего.