Об авторе: Дария Сатикова, CEO бюро образовательных решений «Конспект».
Постоянное обучение не прихоть, а необходимость для современного руководителя. Рынок меняется быстро, поэтому без новых знаний и навыков не обойтись.
Каким навыкам стоит учиться внутри, а каким — вне компании
Выбор между обучением внутри компании и внешними курсами начинается с понимания личных целей и возможностей организации. Внутри компании лучше развивать soft skills, учиться менеджменту, лидерству, знакомиться с основами корпоративной культуры и внутренними бизнес-процессами. Также у компаний часто хорошие hard-курсы по близкой сфере экспертизы: у IT-гиганта — программирование, у креативного агентства — дизайн и так далее. Можно пройти программы для переквалификации, чтобы двигаться горизонтально, или развивать навыки, адаптированные под задачи компании, где работаете.
При выборе внутренней программы важно оценить ее содержание и квалификацию экспертов. Обычно корпоративное обучение предназначено и адаптировано, что логично, для обучения сотрудников — например, основам работы корпоративных сервисов или внутренним стандартам менеджмента. Такому логично учиться с внутренними спикерами на кейсах работодателя.
Однако, если компания запускает новое направление, например Data Science, и у нее еще нет собственной экспертной базы, стоит обратиться к внешним провайдерам обучения. Это касается узкоспециализированных областей для пары неключевых функций — например, Figma для дизайнеров. Также на сторонних специализированных курсах от лидеров отрасли можно и нужно изучать тренды рынка — например, как автоматизировать компанию с помощью искусственного интеллекта.
В таком случае корпоративный университет может выступить в роли образовательного консультанта, приобретая готовые обучающие продукты на внешнем рынке. Однако последующая продажа своих программ на внешнем рынке — вторичная задача.
Как обучение влияет на рост внутри компании
В компаниях со сложившейся корпоративной культурой, как правило, работает HR-бизнес-партнер. К нему можно обратиться, чтобы узнать, какие именно инструменты внутренних социальных лифтов есть в организации.
Горизонтальный рост — возможность перехода из одного подразделения в другое после внутреннего обучения. Такой подход актуален в условиях активной цифровизации, когда сотрудников, чьи функции автоматизируются, переводят на другие позиции. Например, когда в компании есть лояльный сотрудник, десять лет проработавший на сборочной линии, его можно переквалифицировать в айтишника, программиста или тестировщика — специалиста, который сейчас востребован на рынке труда.
Известно, что некоторые крупные компании в России активно используют подобные программы. Например, корпоративный университет «Сбера» предлагал сотрудникам пройти внутреннюю переквалификацию на разработчика и аналитика данных.
Популярные корпоративные университеты в России
Важно, что корпоративные университеты есть не только у больших компаний, но и у регионов (например, Корпоративный университет Ульяновской области или Корпоративный университет Нижегородской области). Они тоже развивают руководителей, только уже в сфере государственного управления.
Как правило, университеты для сотрудников создают компании, у которых возникает потребность обучать большое количество людей под себя. Это могут быть бигтехи — крупные компании, которым нужны разработчики и менеджеры, а может быть промышленность (УГМК, «Северсталь»), ретейл (X5 Retail Group) или транспортная компания (РЖД, FESCO).
Логика простая: если вам часто нужно проводить программы «под себя» на сотни людей, можно сделать под это специальное подразделение.
НИУ ВШЭ в своем исследовании выделяет 30 университетов — устойчивое ядро, которое не менялось в течение трех последних лет. Среди них Корпоративный университет группы «АвтоВАЗ», Корпоративный университет АЛРОСА, Академия Альфа-банка и другие лидеры. Если посмотреть на этот список, можно составить представление о среднем портрете российского корпоративного университета.
Однако есть и другие примеры обучения для руководителей, которого нет в этом рейтинге. Например, Школа менеджеров Dodo Brands или ШМЯ (Школа менеджеров «Яндекса»). Формально это не корпоративные университеты, но это не меняет того факта, что это пример качественного обучения для руководителей внутри компании.
На самом деле не стоит сравнивать именно университеты: не все компании упаковывают свои обучающие продукты в форму корпоративного университета. Важно отмечать культуру менеджмента в компании.
В чем преимущество MBA
Помимо горизонтального, существует и вертикальная мобильность, то есть карьерный рост. Когда компании активно используют обучение для повышения сотрудников и усиления крупных руководителей. В последние годы роль MBA заметно изменилась. Сейчас, когда любую информацию легко найти самостоятельно, один из ключевых вопросов для руководителей — стоит ли учиться на MBA в своей компании или же искать варианты на стороне?
Если компания оплачивает MBA, неважно, внутренний он или внешний, это, безусловно, выгодный вариант. Но стоит учесть, что внутреннюю программу, скорее всего, оплатят с большим желанием, а вот дорогую поездку в международный университет могут не согласовать. При этом, когда компания платит за дорогостоящее образование, часто берет с сотрудника обязательство отработать в ней определенный срок или возместить стоимость обучения. Это честно: в ваше развитие инвестируют больше пары миллионов рублей, чтобы вы принесли пользу в горизонте нескольких лет. Если вы оплачиваете MBA сами — обязательств нет, но выйдет дорого.
Основное преимущество этого обучения — в возможности нетворкинга, это 80% пользы. Главный актив, который получают слушатели, — возможность познакомиться с будущими и действующими лидерами рынка, выстроить полезные деловые связи на перспективу. Именно ради контактов многие и идут на программы MBA. Потому что слушатель попадает в среду, где собираются профессионалы одного уровня и более опытные специалисты.
Диплом дает оставшиеся 20% пользы. Он показывает, что пройдены определенные курсы, получены компетенции по основам управления бизнесом. Сейчас всю полезную информацию можно получить и без MBA: количество бесплатного полезного контента в открытом доступе поражает воображение. Но диплом уважаемого университета — верификация наличия у вас необходимых компетенций.
Как выбирать обучение
Выбор образовательной программы, будь то корпоративный или онлайн-университет, требует вдумчивого подхода. Важно четко определить вашу образовательную цель, какие знания хотите получить и какие навыки подтянуть. Даже за бесплатную программу вы платите своим временем.
Первый шаг — изучение содержания курса. Посмотрите, соответствуют ли заявленные образовательные результаты вашей цели. Если никаких результатов в описании курса не заявлено — это «редфлаг».
Второй шаг — изучение преподавательского состава. Можно найти публичные выступления спикеров, чтобы понять, насколько их манера подачи материала подходит. Если программы очные — это дополнительная возможность познакомиться с интересным вам спикером.
Третий шаг — изучите отзывы о программе. Лучше всего пообщаться с коллегами, которые уже прошли обучение. Это поможет понять, что происходит на курсе в реальности.
Какое обучение выбрать руководителю
Набор программ для руководителей в разных корпоративных университетах во многом схож. Управленцам, независимо от их профессиональной специализации, необходим примерно одинаковый набор знаний.
Во-первых, нужно уметь управлять людьми. Отсюда — программы, сфокусированные на гибких навыках (soft skills), менеджменте, развитии эмоционального интеллекта, лидерстве, формировании и развитии команд, а также построении эффективных систем из людей.
Во-вторых, управленцу необходимо понимать, как его работа влияет на бизнес. Чем выше должность, тем сильнее влияние. Поэтому важно разбираться в бизнес-логике. Сюда относятся программы, связанные с операционной, маркетинговой и финансовой сторонами бизнеса. Часто их охватывает курс Mini-MBA, который дает целостное понимание того, как устроен бизнес.
Еще одна группа программ для руководителей — курсы, посвященные сквозным трендам, которые сейчас актуальны для всех. Пять лет назад таким трендом стала цифровая трансформация, сегодня новый тренд — это искусственный интеллект. Темы диджитализации и трансформации всегда актуальны, потому что технологии быстро развиваются.
Помимо того, существуют и микротренды. Например, сейчас это управление стрессом и выгоранием, в том числе и в командах. Тема становится все более важной, так как экономика пережила несколько кризисов. Кроме того, новое поколение, зумеры, осознаннее относится к своему психологическому здоровью, что тоже поднимает вопрос на поверхность и делает его актуальным для всех, включая руководителей.
В конечном счете выбор образовательной траектории — это всегда поиск баланса между двумя векторами: профессиональными амбициями и стратегией компании, в которой вы работаете. Идеальная ситуация — когда эти направления совпадают: компания инвестирует в нужные вам навыки, а ваше развитие напрямую способствует карьерному росту внутри организации.
Однако так бывает не всегда. Важно понимать нюансы:
- если вы хотите углубиться в узкую экспертизу, которой пока нет в вашей компании, внешние курсы и программы от отраслевых лидеров станут вашим ключевым инструментом;
- если вы нацелены на рост внутри конкретной компании-лидера, ее корпоративный университет или программы Mini-MBA могут дать именно те знания и связи, которые ценятся в этой среде;
- если ваша цель — кардинально сменить поле деятельности, иногда эффективнее пройти переквалификацию в сторонней организации, а уже затем, с новым багажом, строить карьеру в новой для себя компании.
Таким образом, максимальная выгода достигается не слепым следованием общим трендам, а честным ответом на вопрос: «Что сейчас в приоритете — моя личная экспертиза или мой статус в рамках этой корпоративной культуры?» Правильно расставленные приоритеты помогут выбрать именно тот путь обучения, который принесет вам реальные дивиденды.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.