Что такое консалтинг, какой он бывает и зачем нужен бизнесу

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Консалтинг — структурированная услуга. Рассказываем, кому он необходим и каких видов бывает

Содержание:

Что такое консалтинг

Консалтинг — это предоставление профессиональных и экспертных услуг [1]. Организации или отдельные лица обращаются к внешним консультантам, которые с помощью своих знаний и опыта анализируют текущую ситуацию, улучшают бизнес-процессы, внедряют новые идеи. Основная задача консалтинга — помочь предприятию стать более эффективным и прибыльным.

Услуги консалтинга оказывают крупные международные и федеральные консалтинговые фирмы, нишевые агентства, экспертные команды внутри аудиторских и юридических компаний, частные консультанты. В некоторых случаях — исследовательские центры и вузы, академические институты, когда дело касается высокотехнологичных или экономических исследований и если требуется глубокий научный или технологический консалтинг. Ключевой объединяющий признак — наличие экспертизы, кейсов, инструментов анализа и способности адаптировать решения под специфику бизнеса.

Что входит в услуги консалтинга

Внешние эксперты приносят свежий взгляд на проблемы, а также могут предложить решения, которые неочевидны для команды внутри организации [2].

  1. Разработка стратегий развития. Независимые эксперты проведут анализ текущей ситуации и конкурентной среды, выявят основные тренды и определят возможные точки роста компании.
  2. Модернизация бизнес-процессов. Консультанты обнаружат слабые и неэффективные процессы в организации. На основе оценки представят свои рекомендации по повышению эффективности. Например, эксперты могут предложить автоматизацию процессов, обновление технологического стека, расширение или сокращение отделов.
  3. Финансовый аудит и планирование. Специалисты по консалтингу изучат финансовые показатели организации, чтобы предложить варианты снижения затрат или облегчения налоговой нагрузки.
  4. Контроль за изменениями. Если компания решилась на внедрение новых технологий и методов работы, то консалтинг позволяет значительно облегчить этот процесс.
  5. Обучение и развитие персонала. Консультанты предлагают программы повышения квалификации сотрудников, обучающие семинары и тренинги для руководителей.
  6. Управление рисками. Консалтинг в состоянии раскрыть потенциальные риски, связанные с деятельностью компании, и разработать стратегии их минимизации.

Фото:Pexels
Экономика образования Управление проектами – что это и как научиться

Виды консалтинга

Существуют разнообразные виды консалтинга. В основном они сгруппированы по методу, направлению и предмету. Выделим некоторые из них [3].

По предмету

  • Общий консалтинг — широкий спектр консультационных услуг, предоставляемых компаниям. Цель — оптимизация бизнес-процессов и разработка стратегий развития предприятия.
  • Производственный консалтинг концентрируется на производственной деятельности организации. Консультанты в этой области содействуют в увеличении операционной эффективности, снижении затрат и повышении качества продукции.
  • Финансовый консалтинг ориентирован на управление капиталом и ресурсами компании. Эксперты проводят оценку активов и рисков, управляют инвестициями и оптимизируют налоговые обязательства.

По методу

  • Экспертный консалтинг предоставляет специализированные знания и опыт в конкретной области: IT, финансы, человеческие ресурсы, маркетинг и т.д.
  • Процессный консалтинг сосредоточен на оптимизации бизнес-процессов внутри организации. Основная задача — анализ текущих операций, выявление неэффективных мест, разработка планов по модернизации.
  • Обучающий консалтинг фокусируется на развитии персонала. Приглашенные консультанты помогают сотрудникам наращивать компетенции для выполнения обязанностей и достижения стратегических целей организации.

По направлению деятельности

  • Маркетинговый консалтинг направлен на разработку и выполнение стратегий маркетинга. Консультанты анализируют рынок, целевую аудиторию и конкурентов, а затем предлагают рекомендации по реализации рекламных кампаний, оптимизация контента, SMM и SEO.
  • IT-консалтинг подразумевает поддержку в вопросах кибербезопасности, разработки программного обеспечения, облачных решений и автоматизации процессов. Цель — обеспечить эффективную IT-среду, которая будет способствовать росту бизнеса.
  • Юридический консалтинг предоставляет консультации и услуги в области права. Эксперты оказывают помощь в заключении контрактов, регистрации компаний, защите интеллектуальной собственности, трудовом законодательстве и т.д.

Фото:Shutterstock
Социальная экономика Платформа для талантов: какой консалтинг нужен для новой реальности

Этапы консалтинга

Консалтинг — многоэтапный процесс. Количество шагов может меняться в зависимости от проекта и целей. Исполнительный директор агентства по управлению репутацией Sidorin Lab Никита Прохоров выделил основные этапы.

  1. Диагностика — этап сбора данных, анализ проблем и потенциала. Эксперты изучают документацию, слушают представителей организации и анализируют текущую ситуацию.
  2. Формулировка задач — определение целей проекта и ключевых направлений работы.
  3. Разработка решений — создание концепций, планов, моделей, рекомендованных изменений.
  4. Презентация стратегии — донесение выводов до клиента и согласование маршрута изменений.
  5. Сопровождение внедрения — поддержка на этапе реализации выбранных сценариев развития бизнеса.
  6. Оценка результатов — анализ KPI, обратная связь, донастройка стратегии.

Вопросы экспертам

Как выбрать консалтинговую компанию для бизнеса?

Выбор консалтингового партнера — не просто поиск подрядчика, а стратегическое решение. При выборе консультанта Никита Прохоров рекомендует ориентироваться на релевантный опыт и профильную экспертизу в вашей отрасли или типе задач, понятный подход к работе и прозрачную методологию, кейсы с конкретными результатами и желательно с подтверждением, состав команд, открытость, гибкость, «химию» с командой и личный контакт.

На важность команды указал и генеральный директор компании «1С ПРО Консалтинг» Владимир Бибанов. По словам эксперта, свой выбор консалтинговой компании для определенной задачи, как правило, проще сделать, увидев конкретную группу специалистов, которые будут заниматься проектом, обсудив профильный опыт и утвердив общее видение подхода к реализации проекта с партнером-консультантом.

Кому нужен консалтинг?

Если коротко — всем, кто устал действовать на интуиции и понимает важность стратегии, объясняет Никита Прохоров. На практике консалтинг нужен:

  • малым и средним компаниям, которые не держат штатных стратегов, но хотят расти системно;
  • крупному бизнесу, чтобы увидеть себя со стороны, получить внешнее мнение, усилить внутреннюю команду или разработать масштабные трансформации;
  • стартапам, которым важно выстроить стратегию, пройти акселерацию, привлечь инвестиции;
  • государственным и образовательным организациям, нуждающимся в экспертной разработке программ, цифровизации или управленческих реформ, чтобы внедрить инновации и не потерять сотрудников на этом пути;
  • HR-директорам, чтобы развивать культуру, мотивацию, коммуникации внутри компании;
  • собственникам и топ-менеджерам, которые сталкиваются с кризисами, выгоранием, необходимостью переосмысления бизнес-модели.

Фото:Freepik
Социальная экономика Тренды 2025 года на рынке консалтинга: испытание на прочность

В каких случаях без консалтинговых услуг предприятию не обойтись?

К внешним консультантам, как правило, обращаются за ремеслом или компетенциями, которых в бизнесе не представлено в должном количестве или качестве.

Без консалтинга можно обойтись практически в любом деле, но с профильными специалистами выходит эффективнее, да и спокойнее за результат, рассказывает Владимир Бибанов.

Но основная ценность привлечения профильных консалтинговых компаний, для которых эта деятельность является основной, а не обеспечивающей, заключается в накопленном проектном опыте и широком кругозоре, непредвзятом взгляде на задачи и нетипичном инструментарии, созданном для решения наиболее сложных консалтинговых задач.

«Поэтому, например, при переходе с SAP ERP на 1С будет эффективнее нанять команду консалтинга, которая сделала множество подобных проектов, нежели чем решать эту задачу внутренними силами компании. Или же при проведении IТ-аудита или разработке IТ-стратегии результат получается интереснее и быстрее, если привлечь партнера-консультанта, который делает такие проекты системно и постоянно», — поясняет Бибанов.

Консалтинг особенно незаменим в моменты изменений, когда бизнес сталкивается с чем-то новым, непривычным или потенциально рискованным. Это может быть масштабирование, внедрение цифровых решений или ребрендинг, считает Никита Прохоров. Эксперт представил несколько ситуаций:

  • компания растет два-три раза в год — собственник не успевает построить оргструктуру;
  • негатив в СМИ или социальных сетях — без внешнего антикризисного партнера бренд может утонуть в шквале критики;
  • смена позиционирования или ребрендинг — без качественной аналитики и стратегии легко потерять старых клиентов и не найти новых;
  • выход на рынок СНГ или Европы — другая культура, медиа и риски;
  • запуск новых продуктов или франшизы — ошибка в стратегии продвижения может стоить миллионы.

В чем разница между консалтингом и аутсорсингом?

Разница между консалтингом и аутсорсингом заключается в сути оказываемой помощи, рассказывает Никита Прохоров.

Консалтинг — стратегия, архитектура решений. Консультант анализирует текущую ситуацию, предлагает путь, но сам, как правило, не реализует предложенного или делает это выборочно. Аутсорсинг — передача некоторых бизнес-функций (бухгалтерия, маркетинг, IT-поддержка, производство контента) на исполнение стороннему подрядчику.

Фото:Shutterstock
Экономика образования Как развивать стратегическое мышление: пять проверенных способов

Если бизнес сталкивается с проблемой, которую не может четко сформулировать, или с задачей, требующей экспертизы (выйти на новый рынок, провести цифровую трансформацию, выйти из репутационного кризиса), нужен консалтинг. Если у компании есть четко описанный бизнес-процесс, цель, задачи, стратегия, но не хватает ресурсов или экспертизы на его поддержание, подходит аутсорсинг.

Совмещение этих двух подходов — частая практика. Например, диджитал-агентство может сначала провести консалтинг по коммуникационной стратегии, а затем взять на себя реализацию части задач — от контент-плана до мониторинга онлайн-репутации. Это называется консалтинг с операционной реализацией. «Консультант приходит, чтобы задать неудобные вопросы и нарисовать карту: что у вас работает, а что нет. Аутсорсер приходит делать за вас какую-то работу: вести SMM, считать налоги, обрабатывать заказы», — поясняет он.

Читайте также:

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 20.06.2025
Авторы
Теги
Раксана Бабаева
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть