Что такое менеджмент
Менеджмент — это работа по управлению бизнесом, процессом или проектом и контроль такой деятельности. С точки зрения науки менеджмент — это дисциплина, которая изучает принципы и признаки эффективного управления и исследует, как определенное руководство процессами приводит организацию к успеху.
Менеджментом также называют круг/сообщество руководителей компании и совокупность навыков по работе с людьми и решению трудных ситуаций в организации.
Функции менеджмента
В круг обязанностей менеджера традиционно включают 4 функции. На практике менеджерские задачи обычно включают комбинацию нескольких из них.
Постановка целей или планирование
Менеджеру необходимо определить, к какому результату компания должна прийти. А затем спланировать, с помощью каких методов и стратегий можно сделать это с максимальной эффективностью.
Организация
Менеджер анализирует, каким сотрудникам или отделам поручить задачу, какие ресурсы организации можно задействовать, какие условия будут сопутствовать достижению цели. Другими словами, менеджер создает структуру управления в компании или проекте.
Мотивация команды
Сотрудников стимулируют не только материальные факторы вроде премий или ежеквартальных бонусов, но и нематериальные. Например, возможность обратной связи, корпоративное обучение и социальная защищенность. Менеджер должен выяснить, какие методы позволят мотивировать команду на эффективную работу, и использовать те, которые именно сейчас и именно этого сотрудника будут поддерживать.
Контроль
Так как обстоятельства могут меняться на ходу, менеджер регулирует работу сотрудников и меняет методы или структуру управления. Он проверяет качество и количество выполненных задач и следит, чтобы организация вовремя достигла нужную цель.
Иногда к функциям менеджмента относят и координацию, которая помогает налаживать слаженную работу внутри коллектива и поддерживать коммуникацию всех, кто задействован в процессе.
Материал подготовлен для спецпроекта «Гид по MBA»
Задачи менеджмента
Из этих функций складываются конкретные обязанности менеджера, который:
- Постоянно ищет и осваивает новые рынки, где компания могла бы развиваться. Например, банк X освоился в России, но хочет работать на территории стран СНГ. Менеджер Иванов должен проанализировать, какие страны содружества наиболее перспективны.
- Анализирует социальные тренды и общественные события. X позиционирует себя как современный и технологичный банк, поэтому менеджер должен быть в курсе, как улучшить пользовательский опыт клиентов, чтобы выделиться на фоне конкурентов.
- Собирает и изучает данные, насколько эффективно фирма работает. Помимо официальных отчетов X, менеджер просматривает и внутренние отчеты каждого из отделов, чтобы понимать, какие у банка сильные и слабые стороны.
- Разрабатывает стратегию развития фирмы. Допустим, банк решил выйти на рынок Казахстана. Иванову нужно продумать этапы этого выхода и проанализировать, какие ресурсы для этого потребуются.
- Планирует шаги, которые позволят развиваться по стратегии фирмы. Допустим, к концу 2022 года банк X должен уладить финансовые и юридические вопросы с Национальным банком Республики Казахстан и создать маркетинговую кампанию.
- Ведет переговоры с клиентами и потенциальными партнерами. Иванов хочет привлечь к продвижению банка медиа, поэтому взаимодействует с тремя казахстанскими телеканалами и обсуждает варианты сотрудничества.
- Внедряет инновации в производство и организационную деятельность фирмы. Чтобы выйти на новый рынок, менеджер должен убедиться, что текущие процессы в X работают хорошо.
- Доносит информацию о планах компании до сотрудников. Иванов рассказывает коллегами, почему открытие филиалов X в Казахстане благотворно для банка и как будет осуществляться выход на новый рынок.
- Оценивает время и ресурсы, которые требуются, чтобы завершить задачу или проект. Например, чтобы разработать маркетинговую стратегию банка, нужно будет провести исследование банковского рынка в Казахстане и определить целевую аудиторию услуг X. Менеджер считает, что для этого лучше задействовать 5 человек из отдела маркетинга и дать им месяц на задачу.
- Распределяет работу между сотрудниками и закрепляет ответственность за ними. Менеджер знает, что один из маркетологов говорит по-казахски, поэтому поручает ему провести фокус-группы с молодыми людьми, которые потенциально могут стать клиентами X.
- Контролирует качество работы сотрудников. Каждую неделю Иванов собирает планерки, чтобы быть в курсе, какие результаты дает маркетинговое исследование и какие сложности возникают у сотрудников.
- Координирует совместную работу нескольких подразделений. Менеджер обеспечивает коммуникацию между финансовым отделом банка X и отделом маркетинга, чтобы маркетологи понимали, какие услуги продаются лучше всего и какие каналы продвижения приносят больше всего клиентов.
- Мотивирует сотрудников. Например, заранее анонсирует премии к концу года, которые команда получит, если все стратегические шаги будут выполнены, и недельную поездку в горы за счет банка.
- Разрабатывает меры для решения проблем компании. Иванов знает, что на рынке Казахстана уже действуют несколько российских банков. С учетом казахстанских банков, конкуренция достаточно серьезная, поэтому Иванов продумывает запасные варианты развития отделений X.
Виды менеджмента
Стратегический
Для менеджера важно определить цели компании и способы, которыми она их будет достигать. Он продумывает, как фирма будет реагировать на изменения рынка, окружающей среды и действия конкурентов.
Финансовый
Менеджер занимается составлением бюджета организации, распределяет деньги между разными проектами и подразделениями — направляет финансовые потоки, чтобы компания оставалась платежеспособной.
Информационный
Главная задача менеджера — сделать так, чтобы все сотрудники обладали знаниями, которые нужны им для выполнения задач, а у клиентов была достоверная информация о продуктах фирмы.
Производственный
Менеджер управляет тем, что производит организация, анализирует конкурентов и конкурентоспособность собственного продукта, определяет объем продукции, который фирме выгодно производить и какие технологии максимально эффективны.
Инвестиционный
Менеджер анализирует текущую финансовую ситуацию компании и решает, куда наиболее выгодно вложить средства и какие проекты принесут наибольшую прибыль. Кроме того, инвестиционный менеджер исследует, как привлечь дополнительные деньги в компанию и из каких источников их лучше брать.
Риск-менеджмент
Задача — выявить негативные сценарии для компании и вероятность, с которой они могут начать развиваться. Менеджер разрабатывает способы работы с негативными последствиями и меры, как их минимизировать.
HR-менеджмент
Менеджер нанимает сотрудников, помогает им адаптироваться в новом коллективе, разрабатывает систему мотивации сотрудников и заботится, чтобы каждый мог работать эффективно.
Насколько востребована профессия менеджера?
Если вбить слово «менеджер» в поисковых строках на карьерных порталах, то результаты будут исчисляться тысячами предложений. Например, по данным на июль 2022 на HeadHunter размещено 32 707 вакансий, Работа.ru предлагает 1390, а SuperJob — 2143. Менеджеры нужны IT-отрасли, финансовым компаниям и предприятиям розничной торговли. Для сравнения на hh.ru в 5 раз меньше предложений для бухгалтеров и в 6 — для врачей.
При этом не всегда в названии должности, связанной с менеджментом, будет слово «менеджер». Компания может искать директора производства, руководителя отдела, управляющего и даже бизнес-ассистента, которому будут переданы управленческие задачи.
Обычно фирмы ищут не просто менеджера, а кандидата с определенной «специализацией». Например, менеджера по продажам, проектного менеджера, продуктового менеджера, менеджера по работе с клиентами и так далее.
Как строится карьера менеджеров и сколько они зарабатывают?
Зарплата менеджера зависит от нескольких факторов. Во-первых, от специфики того, чем управляет сотрудник. По статистике портала Работа.ru, в среднем антикризисный менеджер в Москве получает ₽85 тыс., менеджер проектов — ₽69 тыс., а PR-менеджер — ₽50 тыс.
Во-вторых, от региона, где находится компания. В качестве примера возьмем менеджера по маркетингу. В Москве средняя зарплата таких специалистов составляет ₽65 тыс., в Санкт-Петербурге — ₽47 тыс., а в Екатеринбурге — ₽54 тыс.
Зарплата может зависеть и от уровня менеджмента.
Карьера начинается с позиции линейного менеджера, который управляет небольшой группой подчиненных. Например, зарплата аккаунт-менеджера может составлять ₽40 – ₽70 тыс., а у ассистента бренд-менеджера — ₽50 – ₽70 тыс.
Затем идет менеджмент среднего звена, когда специалистам поручается управлять проектом или отделом. Бренд-менеджер может получать ₽120 – ₽200 тыс., а продакт-менеджер — ₽150 – ₽200 тыс.
Третья ступень карьеры — функциональный менеджмент, где руководитель отвечает, например, за финансы, производство или логистику, а должность часто содержит слово «директор». На этой позиции менеджер получает от ₽250 тыс. до ₽600 тыс.
Генеральный менеджмент, или топ-менеджмент, — это четвертая ступень, на которой человек управляет компанией или группой компаний и выводит фирму на национальный или международный уровень. Зарплата такого руководителя может варьироваться от ₽250 тыс.до ₽2 млн, что зависит от особенностей конкретной отрасли и компании.
Вузы, где можно обучиться менеджменту
В некоторых университетах существуют отдельные программы бакалавриата по менеджменту, в других — менеджмент является одним из курсов экономических факультетов.
- ВШЭ;
- СПбГУ;
- ВАВТ;
- РАНХиГС (маркетинг и бренд-менеджмент);
- ТомГУ;
- Финансовый университет (управление бизнесом);
Тем, у кого уже есть и диплом бакалавра/специалиста, и несколько лет профессионального опыта, может подойти программа MBA — специальная магистратура в области бизнес-администрирования. В России такое обучение предлагают, например:
Курсы по менеджменту
Поскольку курсы ориентируются на практику и реальные рыночные задачи, то методисты разрабатывают более специфичные программы под разные индустрии или виды менеджмента. Например, есть отдельные курсы по управлению персоналом или финансовому менеджменту.
- Skillbox;
- Открытое образование;
- Нетология;
- Яндекс.Практикум;
- GeekBrains;
- Moscow Business Academy;
- Coursera;
- MasterClass;