В стремительно меняющемся мире важно не только обучать детей новым навыкам, но и создавать прочную основу для их всестороннего развития. Педагоги раннего развития помогают заложить эту базу, обеспечивая фундамент, на котором дети смогут успешно расти и адаптироваться в будущем. Разбираемся, как они это делают и почему будущее за этой профессией.
Кто такой педагог раннего развития
Педагог раннего развития — специалист, работающий с детьми в возрасте от рождения до семи лет, нацелен на поддержку и стимулирование их физического, эмоционального, социального и когнитивного развития. Работа педагога основана на возрастных особенностях психики и задачах развития детей на каждом этапе.
- Младенческий возраст (0–1 год). Первый год после рождения — период быстрого физического роста и развития. Ребенок учится взаимодействовать с миром через ощущения и движения. У него формируется доверие к миру, развивается моторика. В этом возрасте педагог поддерживает развитие через игры, включающие тактильные ощущения, слуховые и зрительные стимулы.
- Ранний возраст (1–3 года). В этот период активно развиваются речь, навыки самообслуживания, идет исследовательская активность. У ребенка возникает чувство автономии: он становится самостоятельнее, у него улучшается координация движений и обогащается словарный запас.
- Дошкольный возраст (3–7 лет). В это время у детей активно формируются мышление и воображение, развиваются социальные навыки. Ведущей деятельностью становится игра. Кроме того, ребенка нужно подготовить к школе, и для этого важно развить коммуникативные навыки и навыки саморегуляции.
Правильное раннее развитие ребенка — это первая ступень на пути к успешному обучению и самоопределению. Если в детском возрасте ребенок получает поддержку, основанную на его возрастных задачах, это создает надежную базу для будущего личностного роста и развития.
Предпосылки для развития профессии
Педагог раннего развития — одна из профессий будущего. Причин этому несколько. Во-первых, исследования психологов и нейробиологов показали, что ранний возраст критически важен для формирования личности. В этот период ребенок активно учится с помощью взаимодействия с людьми и окружающим миром.
Второй важный фактор — с XX века и по сей день родители стали гораздо больше внимания уделять работе, поэтому у них появился запрос на педагогов, которые способствовали бы развитию ребенка. Стали появляться альтернативные образовательные модели, учитывающие индивидуальные особенности детей: например, метод Марии Монтессори.
Кроме того, стал расти интерес к эмоциональному интеллекту и психическому здоровью детей. Цифровизация и быстрые изменения стали диктовать к будущим поколениям новые требования: в частности, креативность, адаптивность и коммуникативные способности.
Педагогом раннего развития может стать специалист, использующий различные подходы и методы: например, метод Монтессори или игровые практики.
Монтессори-педагог не учит напрямую, а выступает в роли наставника и наблюдателя, поддерживая естественные процессы развития ребенка. А педагоги-игропрактики используют игру как главный метод развития. Это могут быть как свободные игры, так и игры с определенными правилами. Участвуя в них, дети развивают когнитивные, эмоциональные и социальные навыки. Результаты исследования указывают на то, что опыт, извлеченный из игры, воспринимается аналогично тому, что может быть получен в реальной жизни. Однако он безопаснее, так как в игровом процессе присутствует множество возможностей и минимальные последствия.
Детский психолог тоже может выступать в роли педагога раннего развития и помочь ребенку социализироваться, управлять эмоциями, а родителям — правильно взаимодействовать с ним.
Основные навыки педагога раннего развития
- Знание возрастной психологии: педагог должен понимать особенности развития детей на разных этапах, чтобы выбирать подходящие методы работы, поддерживающие их эмоциональное, когнитивное и физическое развитие.
- Эмпатия и терпение: педагог должен быть чутким к эмоциям детей, уметь выстраивать доверительные отношения, а также проявлять терпение, поскольку каждый ребенок развивается в своем темпе.
- Навыки игры и творчества: игра — основной способ обучения для детей. Педагог должен уметь придумывать увлекательные игры и занятия, которые способствуют развитию детей и поддерживают их интерес к обучению.
- Коммуникация с родителями: педагог должен уметь объяснять родителям цели и результаты работы, давать конструктивную обратную связь по развитию ребенка и помогать им понять, как поддерживать ребенка дома.
- Организационные навыки: педагог должен уметь планировать занятия и создавать среду, которая стимулирует обучение и игры, обеспечивая детям безопасное и удобное пространство для развития.
Как стать педагогом раннего развития
Идеальный вариант — получить высшее педагогическое образование, а потом пройти курс по методике, которая вам интересна. Например, 72-часовой онлайн-курс «Поддержка детской игры» от «RYBAKOV ПРОДЕТЕЙ». Слушателей учат тому, как создавать и обогащать среду для поддержания игровой атмосферы. На платформе также есть курс, посвященный особенностям раннего возраста.
Погрузиться в методику Реджо-Эмилия (основанную на обучении в процессе изучения окружающей среды) можно в институте практической психологии «Иматон» в Санкт-Петербурге. В ходе семинара не только расскажут об особенностях подхода, но и покажут, как по такой методике работает один из детских садов. Курсы по методике также есть в онлайн-школе ProReggio. А также можно пройти стажировку в Италии в одноименном городе и узнать, как зародился этот подход.
Метод Монтессори изучают, например, в Международном институте Монтессори-педагогики. Здесь есть курсы разной длительности в очно-заочном и онлайн-формате.
Существуют программы по обучению сенсорной интеграции, где объясняют, как тело, мозг и нервная система обрабатывают сигналы от окружающего мира. Такие программы есть в сенсорно-двигательном зале «Шалтай-Болтай» и Центре инновационных технологий развития и социальной адаптации.